КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Множественность и независимость интеллектуальных способностей Л. Терстоуна7 первичных умственных способностей: факторы: 1. - пространственный 2. - восприятие 3. - вычислительный 4. - вербальное понимание 5. - беглость речи 6. - память 7. - логическое рассуждение.
Структурная модель Дж. Гилфорда: 120 узкоспециализированных независимых способностей, определяющихся сочетанием трех групп аспектов: 1. - тип операции (познание, оценка...) 2. - содержание материала (конкретное, символическое, семантическое, поведенческое...) 3. - конечный продукт. Гилфорд отрицал реальность общего интеллекта, хотя в 98 % случаев отдельных способности коррелировали между собой. А. Ягер: "берлинская модель структуры интеллекта": - операции (в том числе скорость, память, креативность); - содержание (в том числе вербальное, цифровое, наглядное). Общий интеллект - продукт взаимопересечений всех типов операций и всех типов содержаний.
Кризис тестологического подхода к изучению интеллекта: несмотря на мощное методологическое обеспечение изучения интеллектуальных способностей, тестология не смогла породить сколь-нибудь приемлемую концепцию интеллекта. Кроме того приверженцы взглядов на интеллект как единую структуру пришли к парадоксальному выводу о множестве различных не всегда зависимых друг от друга способностей; а приверженцы идеи множественного интеллекта убедились в наличии общего начала всех проявлений интеллекта. При более внимательном рассмотрении оказывается, что содержание тестов зачастую подменяет понятие интеллекта либо общим уровнем образовательного и культурного развития (к тому же оценка "правильности-неправильности решения заданий зависит от соответствующей культуры), либо способностью к обучению (которая не тождественна на самом деле интеллекту). Кроме того, низкие результаты тестов связаны с тревожностью, агрессивностью, интроверсией; то есть возможна подмена измерения интеллектуальных способностей измерением сформированности индивидуальных механизмов саморегуляции. В отечественной психологии интеллект рассматривается как компонент индивидуальности, связанный с личностными характеристиками (исследования связей интеллекта с эмоционально-волевыми особенностями, социально-экономическими условиями и т.д.) Б. М. Теплов. 1. способность есть индивидуальное свойство, которое различно проявляется у разных людей. Это переменная. Ее можно измерять. 2. способность есть свойство, связанное с успешным освоением / осуществлением деятельности. Это успех. Его можно измерять. 3. способности не тождественны ЗУН. Способность - не результат, а условие, готовность, процесс освоения ЗУН. Итог: способность - индивидуальное качество, связанное с готовностью к успешному освоению определенной деятельности. (1) capacity - условие, возможность (связь с телом, организмом). Capacity - анатомические и физиологические особенности, которые определяют возможность развития органа в оптимальных условиях. Это задатки. Вход: возможности развития. (2) ability - умение, имеющееся средство. Это реализация возможностей. Выход: результат развития. Между ними - "черный ящик". Изучение способностей - изучение процесса их формирования (процесс реализации задатков). Способности - задатки, проявляющиеся в деятельности. Способности впервые появляются в деятельности. Способности могут не сводиться к реализации задатков. Интеллект необходимо рассматривать как сложную многоуровневую структуру: 1. Интеллект как результат процесса социализации, а также влияния культуры в целом (социокультурный подход); 2. Интеллект как следствие адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с окружающим миром (генетический подход) 3. Интеллект как особая форма человеческой деятельности (процессуально-деятельностный подход) 4. Интеллект как продукт целенаправленного обучения 5. Интеллект как совокупность элементарных процессов обработки информации (информационный подход); 6. Интеллект как особая форма содержания сознания (феноменологический подход) 7. Интеллект как система разноуровневых познавательных процессов (структурно-уровневый подход) 8. Интеллект как фактор саморегуляции (регуляционный подход) Интеллектуальная одаренность - такое состояние индивидуально-психических ресурсов (в первую очередь умственных), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений; открытостью к любым инновациям... Дж. Рензулли предлагает модель интеллектуальной одаренности, которая является "местом пересечения" трех факторов:
Эта и другие модели свидетельствуют о том, что интеллектуальная одаренность исключает ее сведение только к высокой оценке на тестах интеллекта. Р. Стенберг выделяет 5 критериев интеллектуальной одаренности:
Сейчас изучено около 100 отдельных способностей (+ прогностическая функция). Ось У (1) - выполняемое действие (Гилфорд: "операция") - то действие по решению задачи, которое выполняется при выполнении теста. 1. Восприятие и понимание материала. 2. Память. 3. Дивергентность (тест: назвать способы употребления предмета, результаты: объем и оригинальность, или "спонтанная гибкость интеллекта" у Гилфорда). 4. Конвергентность - способность опознать объект по его качественно разным свойствам (тест: отделенные ассоциации, где разные свойства нужно объединить в одном предмете). 5. Оценка - способность сделать вывод, правильно сравнить полученный результат и цель. Ось Х (2) - материал, с которым работает испытуемый (условия решения задачи). 1. Изобразительный, наглядный материал. 2. Знаковый, символический. 3. Смысловой, семантический. 4. Поведенческий. Ось З (3) - полученный результат. 1. Элементы 2. Класс 3. Отношения 4. Системы 5. Преобразование (систем) 6. Умозаключение (выводы)
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |