Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Множественность и независимость интеллектуальных способностей Л. Терстоуна

7 первичных умственных способностей: факторы:

1. - пространственный

2. - восприятие

3. - вычислительный

4. - вербальное понимание

5. - беглость речи

6. - память

7. - логическое рассуждение.

 

Структурная модель Дж. Гилфорда:

120 узкоспециализированных независимых способностей, определяющихся сочетанием трех групп аспектов:

1. - тип операции (познание, оценка...)

2. - содержание материала (конкретное, символическое, семантическое, поведенческое...)

3. - конечный продукт.

Гилфорд отрицал реальность общего интеллекта, хотя в 98 % случаев отдельных способности коррелировали между собой.

А. Ягер: "берлинская модель структуры интеллекта":

- операции (в том числе скорость, память, креативность);

- содержание (в том числе вербальное, цифровое, наглядное). Общий интеллект - продукт взаимопересечений всех типов операций и всех типов содержаний.

 

Кризис тестологического подхода к изучению интеллекта: несмотря на мощное методологическое обеспечение изучения интеллектуальных способностей, тестология не смогла породить сколь-нибудь приемлемую концепцию интеллекта.

Кроме того приверженцы взглядов на интеллект как единую структуру пришли к парадоксальному выводу о множестве различных не всегда зависимых друг от друга способностей; а приверженцы идеи множественного интеллекта убедились в наличии общего начала всех проявлений интеллекта.

При более внимательном рассмотрении оказывается, что содержание тестов зачастую подменяет понятие интеллекта либо общим уровнем образовательного и культурного развития (к тому же оценка "правильности-неправильности решения заданий зависит от соответствующей культуры), либо способностью к обучению (которая не тождественна на самом деле интеллекту).

Кроме того, низкие результаты тестов связаны с тревожностью, агрессивностью, интроверсией; то есть возможна подмена измерения интеллектуальных способностей измерением сформированности индивидуальных механизмов саморегуляции.

В отечественной психологии интеллект рассматривается как компонент индивидуальности, связанный с личностными характеристиками (исследования связей интеллекта с эмоционально-волевыми особенностями, социально-экономическими условиями и т.д.)

Б. М. Теплов.

1. способность есть индивидуальное свойство, которое различно проявляется у разных людей. Это переменная. Ее можно измерять.

2. способность есть свойство, связанное с успешным освоением / осуществлением деятельности. Это успех. Его можно измерять.

3. способности не тождественны ЗУН.

Способность - не результат, а условие, готовность, процесс освоения ЗУН. Итог: способность - индивидуальное качество, связанное с готовностью к успешному освоению определенной деятельности. (1) capacity - условие, возможность (связь с телом, организмом). Capacity - анатомические и физиологические особенности, которые определяют возможность развития органа в оптимальных условиях. Это задатки. Вход: возможности развития. (2) ability - умение, имеющееся средство. Это реализация возможностей. Выход: результат развития. Между ними - "черный ящик". Изучение способностей - изучение процесса их формирования (процесс реализации задатков). Способности - задатки, проявляющиеся в деятельности. Способности впервые появляются в деятельности. Способности могут не сводиться к реализации задатков.

Интеллект необходимо рассматривать как сложную многоуровневую структуру:

1. Интеллект как результат процесса социализации, а также влияния культуры в целом (социокультурный подход);

2. Интеллект как следствие адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с окружающим миром (генетический подход)

3. Интеллект как особая форма человеческой деятельности (процессуально-деятельностный подход)

4. Интеллект как продукт целенаправленного обучения

5. Интеллект как совокупность элементарных процессов обработки информации (информационный подход);

6. Интеллект как особая форма содержания сознания (феноменологический подход)

7. Интеллект как система разноуровневых познавательных процессов (структурно-уровневый подход)

8. Интеллект как фактор саморегуляции (регуляционный подход)

Интеллектуальная одаренность - такое состояние индивидуально-психических ресурсов (в первую очередь умственных), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений; открытостью к любым инновациям...

Дж. Рензулли предлагает модель интеллектуальной одаренности, которая является "местом пересечения" трех факторов:

  • - интеллектуальные способности выше среднего уровня
  • - креативность;
  • - мотивационная включенность.

Эта и другие модели свидетельствуют о том, что интеллектуальная одаренность исключает ее сведение только к высокой оценке на тестах интеллекта.

Р. Стенберг выделяет 5 критериев интеллектуальной одаренности:

  • Критерий превосходства (тестового)
  • Критерий редкости (нетипичности)
  • Критерий продуктивности
  • Критерий демонстративности (повторяемости)
  • Критерий ценности (для данной культуры)

Сейчас изучено около 100 отдельных способностей (+ прогностическая функция).

Ось У (1) - выполняемое действие (Гилфорд: "операция") - то действие по решению задачи, которое выполняется при выполнении теста.

1. Восприятие и понимание материала.

2. Память.

3. Дивергентность (тест: назвать способы употребления предмета, результаты: объем и оригинальность, или "спонтанная гибкость интеллекта" у Гилфорда).

4. Конвергентность - способность опознать объект по его качественно разным свойствам (тест: отделенные ассоциации, где разные свойства нужно объединить в одном предмете).

5. Оценка - способность сделать вывод, правильно сравнить полученный результат и цель.

Ось Х (2) - материал, с которым работает испытуемый (условия решения задачи).

1. Изобразительный, наглядный материал.

2. Знаковый, символический.

3. Смысловой, семантический.

4. Поведенческий.

Ось З (3) - полученный результат.

1. Элементы

2. Класс

3. Отношения

4. Системы

5. Преобразование (систем)

6. Умозаключение (выводы)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Задатки как природные предпосылки способностей | Развитие способностей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.