Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональные типологии




Классификации профессий, как правило, базируются на объективных основаниях, определяемых необходимым качеством продукта и особенностями деятельности, приводящей к созданию этого продукта. При этом остальные качества субъекта, не имеющие прямого отношения к профессиональному труду, в рассмотрение не включаются. Что же касается профессиональных типологий, то они направлены на выделение устойчивых психологических комплексов, присущих представителям той или иной профессиональной группы. Среди качеств, входящих в этот комплекс, отмечаются и те, что не существенны для успешной работы, но устойчиво появляются вместе с другими, профессионально значимыми характеристиками. Профессиональные типологии опираются на типы личности вообще, они полезны при решении задач выявления области риска для психического здоровья, для прогноза развития личности профессионала. Кроме того, они выделяют и типы, объединенные общностью профессионального реагирования на те или иные ситуации, т.е. типы профессионалов.

Создание профессиональных типологий оказалось возможным, потому что между профессиональными интересами и особенностями личности существует соответствие. Так, для человека теоретической (например, математической) профессии характерна склонность недооценивать себя, интересоваться духовными и философскими проблемами, заниматься самоанализом. Математик часто неуступчив, не склонен к личным контактам, несмотря на слабую чувствительность к стрессам, бесполезен как лидер, однако при этом одновременно сострадателен и готов оказать помощь. Если же обратиться к анализу представителя практической профессии, например, продавца недвижимости, то мы встретим комплекс совсем других качеств: хитрость, снисходительность к себе, склонность к компромиссам, способность убеждать других людей, при необходимости проявляя агрессивность; стремление находиться в центре внимания, высокая самооценка и нечувствительность к проблемам философского содержания.

В основу профессиональных типологий можно положить самые разные психологические качества: способность к творчеству, особенности темперамента, способ реагирования на профессиональную неудачу; однако, так или иначе, эти типологии позволяют описать сферу бытия человека, связанную с его профессией. Большинство этих типологий имеют эмпирический характер; их теоретическое обоснование – задача пока еще не решенная, однако для практическом диагностики они могут оказаться полезными.

Так, например, разработана классификация стилей принятия решения, основанная на типологии К.-Г. Юнга. Согласно этой классификации, представители интуитивного типа больше любят решать новые, а не привычные проблемы, настойчивы в сложных ситуациях и не настойчивы в рутинных делах, быстро делают вывод, допускают фактические ошибки, не любят уточнять информацию, слабо организуют свою деятельность, работая на энергии эмоций и импровизируя. Представители мыслительного типа малоэмоциональны, им чужды человеческие переживания, нередко они кажутся жесткими, потому что в своих решениях способны обходить интересы отдельных людей. Представители сензитивного типа избегают решения новых проблем, если они не имеют готового решения, любят установленный порядок, упорны в рутинных делах, хорошо организуют свою деятельность и редко испытывают вдохновение. Отмечается высокая корреляция между сензитивным типом и склонностью принимать решения коллегиально, тем самым разделяя ответственность с другими. Наконец, представители эмоционального типа подвержены влиянию своего настроения, хорошо понимают людей, в своих решениях стремятся учитывать интересы других.

В области интеллектуальных профессий выделяют два типа мыслителей: первый склонен к анализу, строгим выводам, логичности, формальности, второй – к синтезу, свободе мысли, образности, интуитивным решениям. При этом ни один из типов не является более продуктивным по сравнению с другим, они могут работать, дополняя друг друга, что объясняется особенностями церебрального доминирования. Сочетание абстрактного-конкретного мышления с доминированием полушария приводит к выделению четырех типов профессионалов, использующих различные стратегии принятия решения. Так, правополушарные конкретные, которые, по данным американских исследователей, представлены в большинстве, интуитивно ориентированы на общество, опираются на непосредственный опыт и стремятся принимать решение на основе общих впечатлений, а не отдельных фактов. Правополушарные абстрактные предпочитают решать глобальные проблемы без детализации. Левополушарные конкретные решают проблемы логически, исходя из объективных фактов, а левополушарные абстрактные – это теоретики, способные решать глобальные проблемы детальным образом.

Другая классификация людей умственного труда также основана на дихотомиях синтез-анализ и интуиция-воспроизведение и включает пять следующих типов: прометеи (творчески мыслящие личности, генераторы идей), эрудиты (хранители информации, тактические противники прометеев), систематизаторы фактов (анализирующие и упорядочивающие информацию), регистраторы фактов (собиратели информации, мастера описания), рядовые исполнители (работники, использующие готовые инструкции и методики). Эти типы расположены в соответствии с убыванием творческого мыслительного содержания труда и одновременным возрастанием опоры на память и внимание.

Еще один подход акцентирует качества, в основном индивидные, важные для поведения в экстремальных ситуациях, если таковые предполагаются в рамках данной профессии. Если торможение преобладает над возбуждением, то у человека, как правило, внимание ограничено значимыми объектами, а восприятие других объектов отличается повышенным порогом. Если же преобладает возбуждение, то человек склонен к лишним телодвижениям и избыточным действиям. Можно выделить пять типов реагирования на сложную ситуацию. Человек с напряженным типом поведения отличается скованностью, общей заторможенностью и напряженностью в выполнении работы. Человек трусливого типа действует эмоционально и неадекватно, стремясь либо оградить себя от ответственности, либо использовать хоть и неверный, но проверенный способ действия. Тормозной тип характеризуется полным ступором, остановкой в активности при необычных обстоятельствах. Агрессивно-бесконтрольный тип характеризуется аффективными вспышками, которые бессмысленны и бесполезны. Наконец, прогрессивный тип в экстремальных условиях повышает показатели своей работы, оптимизирует затраты сил и проявляет повышенную работоспособность.

Если же подняться над отдельными ситуациями и обратиться к реакциям на несложившуюся профессиональную судьбу (что очень актуально для постперестроечного периода развития нашей страны), то здесь обнаружено два типичных психологических ответа. В первом случае неудача успешно компенсируется за счет внепрофессиональных мотивов, в результате чего человек поддерживает хорошие отношения с окружающими и свободен от внутреннего конфликта. Во втором случае неудача приводит к возникновению глубокого личностного конфликта, вызванного несовпадением притязаний и достижений, выражаясь, среди прочего, в общей неудовлетворенности жизнью, раздраженности и стремлении объяснять неуспех внешними причинами, что уводит человека от возможности активно влиять на ситуацию.

Краткое рассмотрение профессиональных типологий позволяет скорее отметить их недостаточность и фрагментарность, которая может быть преодолена лишь путем интеграции и систематизации профессионально значимых свойств в соответствии со структурой индивидуальности. Кроме того, очевидно, что способы поведения в профессиональной деятельности вырабатываются в контексте общего стиля жизни человека, тем самым акцентируя целостность индивидуальности во всех ее проявлениях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.