Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инструменты регулирования внешней торговли: тарифные ограничения

Распространенным инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности является таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД.11

Источниками правового регулирования внешнеэкономической деятельности РФ с применением тарифных инструментов являются:

1. КОНСТИТУЦИЯ РФ,

2. ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РФ,

3. ФЗ РФ «О таможенном тарифе»,

4. ФЗ РФ «Об экспортном контроле»,

5. ФЗ РФ «О ввозе и вывозе культурных ценностей»,

нормативные акты Президента, Правительства РФ, Государственного таможенного комитета, Министерства финансов, Центрального банка, других органов федеральной исполнительной власти,

6. международные нормативно-правовые акты и соглашения.

Несмотря на то, что таможенно-тарифное регулирование относят к протекционистским, административным методам регулирования, его применение обусловлено рядом объективных причин:

• тарифы призваны защитить оборонные отрасли промышленности,
которые необходимо развивать независимо от критерия экономической
эффективности размещения ресурсов, так как в случае войны очень важна
самообеспеченность экономики их продукцией, а также молодые отрасли
национальной экономики от конкуренции более зрелых и эффективных
иностранных фирм.

• тарифы позволяют увеличить внутреннюю занятость ресурсов и
стимулировать совокупный спрос, что особенно важно в период приближения
циклического спада производства. В результате ограничений импорта
относительно возрастает величина чистого экспорта как компонента
совокупного спроса, что способствует росту занятости и выпуска, а также
улучшению состояния платёжного баланса страны по счёту текущих
операций. В случае, если страна способна оказывать влияние на мировые
цены, можно найти такой оптимальный уровень ставки тарифа, который
принесёт ей чистый выигрыш.

• тарифы необходимы для защиты отечественных производителей от
демпинга; помогают решать отдельные внешнеторговые проблемы.

Противники применения протекционистских мер отмечают, что таможенные тарифы почти всегда снижают уровень благосостояния в торгующих странах; одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабильность международной торговли и мировой экономики в целом. Тариф приводит к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифа вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Кроме того, импортный тариф приводит к общему повышению уровня цен и, как неизбежное следствие, стоимости жизни в стране. Сокращение экспорта из-за ограничения импорта может оказаться настолько значительным, что положительное влияние от введения тарифа на уровень занятости в отраслях, конкурирующих с импортом, может быть перекрыто отрицательным влиянием на занятость в экспортных отраслях. Тариф может привести к сокращению общего уровня занятости, защищая рабочие места на местных предприятиях, производящих товары, конкурирующие с импортом, импортный тариф в то же время приводит к сокращению занятости в экспортном и других связанных с ним секторах. Таможенный тариф выполняет две основные функции: протекционистская

- защита национальных товаропроизводителей и фискальная -обеспечение поступления средств в доходную часть бюджета. Основными целями таможенного тарифа являются12:

• рационализация товарной структуры ввоза товаров в страну;

• поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза
товаров, валютных доходов и расходов на территории страны;

• создание условий для прогрессивных изменений в структуре
производства и потребления товаров в стране;

• защита экономики страны от неблагоприятного воздействия
иностранной конкуренции;

• обеспечение условий для эффективной интеграции Российской
Федерации в мировую экономику.

В результате введения тарифа возникает несколько экономических эффектов, среди них следует отметить следующие.

1. Эффект доходов - объём увеличения доходов бюджета в результате
обложения импорта пошлиной. Он исчисляется как размер импорта страны
после введения тарифа, умноженный на размер таможенной пошлины. Эффект
доходов не представляет собой потерю для экономики страны, но является
потерей для потребителей, поскольку их доходы изымаются государством в
доход бюджета. Происходит перемещение доходов из частного в
государственный сектор.

2. Эффект передела - перераспределение доходов от потребителей к
производителям продукции, конкурирующей с импортом. Исчисляется как
разность между дополнительной прибылью, получаемой производителями в
результате введения импортного тарифа, и его дополнительными издержками
на производство дополнительного количества товара.

3. Эффект защиты - экономические потери страны, возникающие в
результате необходимости внутреннего производства под защитой тарифа
дополнительного количества товаров при более высоких издержках. По мере
того как растёт защита внутреннего рынка с помощью тарифов, всё большее
количество ресурсов, не предназначенных специально для производства
данного товара, задействуется для его производства. Это приводит к
наиболее высоким издержкам производства по сравнению с теми, которые
страна понесла бы, покупая товар по более низкой цене у иностранного
поставщика. Эффект защиты возникает в результате того, что более
эффективные в производстве иностранные товары замещаются на
внутреннем рынке менее эффективными в производстве местными товарами.

4. Эффект потребления - возникает в результате сокращения потребления
товара в результате роста его цены на внутреннем рынке.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Органы регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ | Назначение и виды таможенных режимов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.