Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направленность

Типы функциональных стратегий, их общая характеристика и

Сущность и предназначение функциональной стратегии предприятия.

Направленность.

Типы функциональных стратегий, их общая характеристика и

Сущность и предназначение функциональной стратегии предприятия.

ТЕМА 8. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ.

 

 

Экономическую (генеральную) стратегию деятельности предприятия, как правило, детализируют с помощью функциональных стратегий, которые отражают конкретные пути достижения специфических целей предприятия, стоящих перед его отдельными подразделениями и службами.

Функциональные стратегии разрабатываются соответствующими подразделениями предприятия (организации). В силу их предназначения и специфики деятельности различные службы предприятия имеют свое собственное видение достижения поставленных ориентиров, поэтому разрабатываемые ими стратегии не всегда стыкуются, а иногда и противоречат друг другу. Искусство руководства предприятия заключается в том, чтобы заставить функциональные подразделения сбалансировать и скоординировать разрабатываемые ими стратегии. Достигаться это может двумя основными путями: во-первых, руководители функциональных служб предприятия участвуют в обосновании и разработке базовой (генеральной) стратегии предприятия; во-вторых, процесс разработки окончательной стратегии развития предприятия должен быть многоступенчатым, включая этап согласования и координации.

Предприятие должно разрабатывать следующие основные виды функциональных стратегий:

v производственную стратегию;

v финансовую стратегию;

v маркетинговую стратегию;

v стратегию НИОКР;

v стратегия управления персоналом;

v экологическую стратегию.

 

 

Производственная стратегия связана с разработкой и реализацией основных направлений его деятельности в области выпуска продукции. При этом следует заметить, что производственный процесс – наиболее стабильный вид практической деятельности, а в случае возникновения нестабильности в производственной сфере потрясения на предприятии оказываются наиболее сильными. При формировании производственной стратегии необходимо учитывать не только имеющиеся ресурсы (материально - технические, трудовые, финансовые) и объемы производства продукции, но и:

технологический уровень производственных процессов и возможность обновления (модернизации) парка оборудования;

квалификационный уровень персонала,

степень гибкости производственных процессов;

конкретные действия, связанные с возможными требованиями потребителей к продукции, выпускаемой предприятием.

Различают следующие составляющие производственной стратегии:

v планирование производства и контроль;

v повышение производительности труда;

v человеческий фактор на производстве.

1. Планирование производства и контроль.

Участие производственных подразделений в процессе обоснования и разработки стратегии развития предприятия является пассивным, поскольку планы производства относятся скорее к тактическим решениям, чем к стратегическим. Однако руководство производственных подразделений принимает участие в выработке следующих принципиальных решений:

определение возможностей использования имеющегося оборудования и необходимости его реконструкции;

определение тенденций взаимоотношений с персоналом в области повышения квалификации и заработной платы, а также решении социальных вопросов;

проведение экспертизы деятельности других подразделений предприятия для обеспечения производственного процесса.

2. Повышение производительности труда.

Данное направление деятельности предприятия может предполагать:

проведение анализа факторов производительности труда и выявление «узких мест»;

повышение производительности труда путем улучшения системы и структуры управления предприятием;

разработку программы мероприятий по повышению производительности труда.

3. Человеческий фактор на производстве.

Необходимо отметить, что человеческий фактор оказывает решающее воздействие на уровень производительности труда. Этот фактор можно рассматривать в двух основных аспектах: во-первых, необходимо создание определенных условий для эффективной работы персонала в процессе производства; во-вторых, необходимо формирование условий для обеспечения воспроизводства рабочей силы.

Эффективное участие работников в производственном процессе определяется многими факторами, включая начисление заработной платы, производственный микроклимат, моральное стимулирование, систему профессионального роста и обучения кадров, оборудование рабочего места и охрану труда и др.

Основные альтернативные стратегии производства:

- полное удовлетворение спроса - предприятие производит столько продукции, сколько требует рынок. Запасы на складах готовой продукции являются минимальными, а расходы на производство продукции могут быть достаточно большими из-за частой смены объемов выпуска;

- производство продукции с ориентацией на средний спрос - запасы определенных товаров могут накапливаться при внезапном уменьшении спроса, реальные потребности рынка удовлетворяются за счет этих накоплений;

- производство с учетом реально существующего минимального спроса;

- использование существующего производственного потенциала - производство товаров на действующем производстве; модернизация производства; техническое перевооружение производства; реконструкция производства; кооперация и т.д.;

- создание нового производства;

- изменения в технологическом процессе - новые методы изготовления продукции, новые сырье и материалы;

- изменения в организации производства - специализация; диверсификация; конверсия; оптимизация размещения производственных процессов и т.п..

Финансовая стратегия. Финансовая стратегия отвечает за прогнозирование финансовых показателей стратегического плана, оценку инвестиционных проектов, распределение и контроль финансовых ресурсов.

Важнейшей составляющей финансовой стратегии является принятие решений о целесообразной для предприятия структуре капитала. Прежде всего, это касается соотношения между капиталом - основным и оборотным, собственным и привлеченным. Большую роль при этом играет структура имущества предприятия.

Предприятие должно поддерживать определенный баланс между задолженностью и собственным капиталом. Избыточность долгов может повысить риск фирмы, насторожить инвесторов относительно способности фирмы расплатиться с кредиторами. Это, в свою очередь, может повысить стоимость капитала (т.е. доход, фирма должна платить инвесторам, чтобы побудить их покупать собственные акции или облигации).

Финансирование за счет заемных средств иногда выгодно предприятию, поскольку обеспечивает финансовый леверидж (т.е. использование долгов для финансирования инвестиций).

Другими словами, предприятие получает высокие доходы пока отдача от заемных средств превышает процент, который надо оплатить полученные средства.

Управление дивидендами является основной составляющей финансовой стратегии. Фирмы, которые быстро развиваются, часто не выплачивают дивидендов, а направляют средства на дальнейшее развитие. На предприятиях с незначительными темпами развития производства стоимость акций сознательно поддерживается уплатой высоких и стабильных дивидендов. Преимущества того или иного подхода выражаются в дивидендной политике.

Проектируя финансовую стратегию, целесообразно предусматривать определенный резерв инвестиционных ресурсов и оборотных средств.

Финансовые стратегии разрабатывают в форме плана (бюджета).

Бюджет - это текущий план деятельности, где определены расходы будущих периодов и источники их покрытия.

Бюджет предприятия включает следующие основные подразделения:

- план доходов и расходов (суммы ожидаемых доходов и выплат предприятия за определенный период);

- план денежных поступлений и выплат (план движения наличности);

- плановый баланс (группировка средств по их составу и размещению и источникам поступления).

Различают несколько основных типов бюджетов:

- материальный бюджет (определяют виды и количество сырья и материалов, необходимых для реализации того или иного плана);

- бюджет закупок (конкретизирует расходы на закупку материалов, необходимых для реализации планов);

- трудовой бюджет (учитывает прямые затраты труда, которые возникают при реализации выбранной программы действий);

- бюджет административных расходов (содержит расходы на выполнение основных управленческих функций: оклады управленцев, расходы, гонорары, расходы на содержание служебных помещений и офисов и т.п.).

Маркетинговая стратегия. Маркетинговая стратегия заключается в определении соответствующих продуктов, услуг и рынков, на которых они будут предложены. Определяет эффективный состав комплекса маркетинга (исследование рынка, товарной и ценовой политики, каналов распределения, стимулирование сбыта).

Для разработки маркетинговой стратегии используют методы однопродуктового (РIМS) и портфельного анализа (БКГ, " Мак - Кинси ", "продукт - рынок " и др.), А также модель Ф. Котлера " цена - качество ".

Сущность модели Ф. Котлера " цена - качество " (рис. 8.1) состоит в том, что "цена " как наиболее обобщающий параметр конкурентоспособности отражает рыночную составляющую, а "качество" - возможности производственной системы по изготовлению продукции необходимого уровня. "Производственная составляющая " является основой для обновления продукта, является воплощением такой характеристики производственного потенциала как " инновационная восприимчивость».

    Ціна  
     
Висока Середня Низька
  Висока Стратегія преміальних націнок Стратегія глибокого проникнення на ринок Стратегія підвищеного цінового значення
Якість Середня Стратегія завищеної ціни Стратегія середнього рівня ціни Стратегія доброякісності
  Низька Стратегія “пограбування” (“зняття вершків”) Стратегія показного блиску Стратегія низького цінового значення

 

Рис. 8.1.. Модуль стратегий системы " цена - качество " (по Ф. Котлеру)

 

Маркетинговая стратегия предполагает обоснование выбора и формирования:

- целевого рынка;

- номенклатуры и ассортимента;

- ценовой политики;

- системы сбыта;

- организации рекламы.

Маркетинговые стратегии отражаются в плане (программе) маркетинга, который является базовым документом, регулирующим и координирующим деятельность всех подразделений предприятия с целью эффективной его деятельности на рынке.

Общий состав программы маркетинга:

- цели и задачи маркетинга;

- стратегия маркетинга (общая и по конкретным рынкам);

- бюджет маркетинга.

Стратегия НИОКР - это долгосрочная программа конкретных действий, связанных с созданием нового продукта и технологии производства.

Выделяют следующие составляющие стратегической деятельности по данному направлению:

1. Технологическое прогнозирование и планирование. Технологический прогноз является частью анализа внешней среды; он дает информацию о предполагаемых технологических трендах, новых открытиях, а также временных горизонтах инновационных «прорывов». План научно-технического развития фокусирует внимание на распределении ресурсов внутри научных исследований, опытно-конструкторских разработок и технологической подготовки производства.

2. Структура НИОКР. При составлении функциональной стратегии НИОКР целесообразно выделение следующих направлений инновационных работ: а) выявление наиболее эффективного соотношения между проведением собственных НИОКР в полном объеме и участием предприятия в межфирменном сотрудничестве, закупкой патентов, лицензий, ноу-хау для проведения новой технической политики; б) определение необходимого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; в) классификация НИОКР по степени воздействия на рынок (НИОКР для существующего производства и выхода на новые рынки).

3. Управление НИОКР. Реализация любой стратегии требует создания адекватной системы управления. Специфика НИОКР предполагает особые требования к системе управления инновационными процессами, в числе которых можно назвать следующие: эффективные использования квалификационного потенциала; возможность быстрой перестройки, наличие жесткого контроля за сроками и эффективностью проведения работ.

Базовые стратегии НИОКР:

Наступательная стратегия НИОКР направлена на разработку новых технологических решений для реализации стратегии интенсивного роста и диверсификации. Наступательная стратегия в передовых отраслях может считаться защитной, так как только быстрая и своевременная замена продукции позволяет удержать свои позиции на рынке.

Защитная стратегия НИОКР направлена на сохранение конкурентной позиции предприятия. Она включает в себя технологические решения по улучшению успешного ведения конкурентной борьбы в кратко- и среднесрочном периодах.

Лицензирование, или поглощающая стратегия, основана на приобретении возможности улучшения собственной конкурентной позиции за счет использования лучших научно-технических результатов, полученных другими предприятиями в ходе НИОКР.

Разбойничья стратегия основана на ключевых компетенциях предприятия в сфере НИОКР и позволяет получать высокую прибыль на ранней стадии внедрения. В долгосрочной перспективе данная стратегия имеет успех в том случае, если становится наступательной.

Стратегия управления персоналом. HR-стратегия (стратегия управления персоналом) — специфический набор основных принципов, правил и целей работы с персоналом, конкретизированных с учетом типов организационной стратегии, организационного и кадрового потенциала, а также типа кадровой политики.

Для построения эффективной системы управления персоналом компании необходимо интегрировать все системы и подсистемы управления персоналом между собой.

Составляющие системы управления персоналом:

v подбор персонала

v адаптация персонала

v оплата труда

v оценка персонала;

v обучение персонала;

v корпоративная культура;

v научная организация труда;

v кадровое делопроизводство;

v организационное проектирование.

В основу классификаций стратегий управления персоналом, как правило, закладываются различные варианты их зависимости от целого ряда факторов.

Наиболее известны варианты классификации стратегий управления персоналом в зависимости от:

v типа конкурентной стратегии;

v типа общей стратегии организации;

v стадии развития (этапа жизненного цикла) организации;

v миссии организации;

v способа реализации стратегии в организации;

v философии менеджмента.

Экологическая стратегия предприятия предусматривает разработку систем мероприятий по решению природоохранных проблем, направленных на:

v рациональное использование ресурсов;

v ограничение объемов выбросов (предотвращение или уменьшение утечки вредных веществ в окружающую природную среду);

v сокращение отходов (снижение их количества, переработка и повторное использование);

v производство безвредных продуктов, которые на протяжении всего жизненного цикла не представляют вреда с точки зрения выбросов и отходов, обладают низкой долей риска.

 

Для победы в современной конкурентной борьбе в той или иной стратегической перспективе традиционный функционально-стратегический подход целесообразно дополнять разными другими методологическими подходами и соответствующими методами построения эффективных стратегий.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Другие методы управления изменениями | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.