Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобальные проблемы

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Слово «культура» связано с понятием «культ», что указывает на родственность культуры и религии (О.Шпенглер прямо говорил о том, что культура всегда религиозна, тогда как цивилизация – атеистична). В широком смысле данная связь акцентирует способность человека регулировать свою деятельность на основе идеальных сущностей (ценностей). Исходное значение «культуры» - «возделывать» (почву, в дальнейшем – возделывать/окультуривать животных, растения и т.д.). Таким образом, культура может быть понята как «вторая природа», создаваемая человеком посредством исусственного преобразования естественной среды своего обитания. Вместе с тем, в процессе изменения «первой природы», человек как ее часть сам претерпевает качественное изменение: происходит замена «биосферного человека» «техносферным человеком» (киборгом).

Слово «цивилизация» произошло от латинского civilis — гражданский, городской, государственный. В 1766 году Руссо еще не пользовался данным термином или не знал его. Хотя его критика «культуры» велась, на самом деле, против цивилизации. Просветители связывали цивилизацию с разумом, а культуру с духом. Можно выделить два подхода к понятию «цивилизация»: 1) синоним культуры, 2) те сферы жизни общества, которые являются объективациями логического интеллекта: политико-правовая и научно-техническая. Культура в этом контексте будет совокупностью тех форм духовно-практической деятельности, в основе которых лежат воображение и вера: миф, религия, мораль, художественное творчество. Поскольку логико-понятийное мышление возникло позже образного, то и цивилизация, понимаемая во втором значении, представляет собой позднюю стадию развития культуры. Мамардашвили видел преимущество цивилизации перед культурой в том, что она обеспечивает взаимодействие, взаимосвязь людей даже без взаимопонимания.

 

Перспективы современной цивилизации связаны с решением сложного комплекса «глобальных проблем» (от лат. «глобус», то есть Земля, земной шар), которые могут быть решены только совокупными усилиями всего человечества. К числу глобальных проблем относятся: угроза мировой термоядерной войны; увеличивающаяся диспропорция в уровне экономического и культурного развития (пост)индустриальных стран и «стран третьего мира»; истощение природных ресурсов; катастрофические аномалии в демографической сфере (в виде «взрыва» рождаемости в странах Востока и депопуляции в государствах евроамериканской цивилизации); глобальный экологический кризис и др.

Ни одна из этих проблем не может быть решена без преодоления стихийности в развитии земной цивилизации, без перехода к согласованным и планомерным действиям в планетарном масштабе. Речь идет о так называемой «направленной эволюции», о которой писали еще русские космисты.

Особую роль в разрешении современного кризиса человеческой цивилизации, симптомом которого являются глобальные проблемы, может сыграть Россия – в силу своего уникального геополитического и культурного потенциала.

 


[1] Далеко не все разделяют данную концепцию, т.к. во второй половине ХХ века обнаружилось, что неконтролируемое развитие производительных сил неизбежно вызовет глобальную экологическую катастрофу, поэтому сейчас многие ученые испытывают разочарование в прогрессе. М.Хайдеггер первым в ХХ веке поставил вопрос о зловещем феномене техники. О том же говорили и писали ученик З.Фрейда, психолог и философ Э.Фромм, представители Римского клуба Дж.Форрестер и Д.Медоуз, многие другие.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философские концепции общественного развития | Лекционный материал. Конституциональные схемы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.