Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. 2 градиентные методы

 

Используя градиентные методы можно найти решения любой задачи нелинейного программирования. Однако в общем случае применение этих методов позволяет найти точку локального экстремума. Поэтому более целесообразно использовать градиентные методы для нахождения решения задач выпуклого программирования, в которых всякий локальный экстремум является одновременно глобальным. Процесс нахождения решения задачи с помощью с помощью градиентных методов состоит в том, что начиная с некоторой точки Х(k) осуществляется последовательный переход к некоторым другим точкам до тех пор, пока не выявляется приемлемое решение исходной задачи. При этом градиентные методы могут быть подразделены на две группы.

К первой группе относятся методы, при использовании которых исследуемые точки не выходят за пределы области допустимых решений задачи. Наиболее распространенным из таких методов является метод Франка-Вулфа.

Ко второй группе относятся методы, при использовании которых исследуемые точки могут как принадлежать, так и не принадлежать области допустимых решений. Однако в результате реализации итерационного процесса находится точка области допустимых решений, определяющая приемлемое решение. Из таких методов наиболее часто используется метод штрафных функции или метод Эрроу-Гурвица.

При нахождении решения задач градиентными методами, в том числе и названными итерационный процесс осуществляется до того момента, пока градиент функции в очередной точке Х(k+1) не станет равным нулю или же пока, где - достаточно малое положительное число, характеризующее точность полученного решения.

Остановимся более подробно на методах Франка-Вулфа, штрафных функций и Эрроу-Гурвица.

Метод Франка-Вулфа. Пусть требуется найти максимальное значение вогнутой функции.

(11)

при условиях

 

. (13)

Характерной особенностью этой задачи является то, что ее система ограничений содержит только линейные неравенства. Эта способность является основой для замены в окрестности исследуемой точки нелинейной целевой функции линейной, благодаря чему решение исходной задачи сводится к последовательному решению задач линейного программирования.

Процесс нахождения решения задачи начинают с определения точки, принадлежащей области допустимых решений задачи. Пусть эта точка x(k), тогда в этой точке вычисляют градиент функции (11)

 

и строят линейную функцию

(14)

Затем находят максимальное значение этой функции при ограничениях (58) и (59). Пусть решение данной задачи определяется точкой Z(k). Тогда за новое допустимое решение исходной задачи принимают координаты точки x(k+1 ) :

(15)

где λk –некоторое число, называемое шагом вычислений и заключенное между нулем и единицей (0≤λk≤1). Это число λk берут произвольно или определяют таким образом, чтобы значение функции в точке f(, зависящее от λk, было максимально. Для этого необходимо найти решение уравнения и выбрать его наименьший корень. Если его значение больше единицы, то следует положить λk=1. После определения числа λk находят координаты точки, вычисляют значение целевой функции в ней и выясняют необходимость перехода к новой точке. Если такая необходимость имеется, то вычисляют в точке градиент целевой функции, переходит к соответствующей задаче линейного программирования и находит ее решение. Определяет координаты точки и исследуют необходимость проведения дальнейших вычислений. После конечного числа шагов получают с необходимой точностью решение исходной задачи.

Итак, процесс нахождения решения задачи (11) – (13) методом Франка-Вулфа включает следующие этапы:

10. Определяют исходное допустимое решение задачи.

20. Находят градиент функции (11) в точке допустимого решения.

30. Строят функцию (14) и находят ее максимальное значение при условиях (12) и (13).

40. Определяют шаг вычислений.

50. По формулам (15) находят компоненты нового допустимого решения.

60. Проверяют необходимость перехода к последующему допустимому решению. В случае необходимости переходят к этапу 20, в противном случае найдено приемлемое решение исходной задачи.

Пример. Методом Франка-Вулфа найти решение задачи, состоящее в определении максимального значения функции

(16)

при условиях

(17)

(18)

Р е ш е н и е. Найдем градиент функции

 

и в качестве исходного допустимого решения задачи возьмем точку, а в качестве критерия оценки качества получаемого решения – неравенство, где =0,01.

I и т е р а ц и я. В точке градиент. Находим максимум функций

(18)

при условиях (17) и (18)

(20)

(21)

Задача (19) – (21) имеет оптимальный план (рис. 3.8).

Найдем новое допустимое решение исходной задачи по формуле (15):

, где (22)

подставив их вместо и их значения, получим

(23)

определим теперь число λ1. Подставив в равенство (16) вместо их значения в соответствии с соотношениями (23)

,

 

найдем производную этой функции по λ1 и приравняем её нулю:. Приравнивая находим. Следовательно,.

Таким образом, является искомым решением исходной задачи.

 


 

РАЗДЕЛ 3. СЕТЕВОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Метод множителей Лагранжа | Основные понятия теории графов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.