Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность юриста в сфере юридической деятельности




Проблема личности – одна из важнейших проблем в сфере права и в деятельности юридических органов. Высоких результатов могут добиться только те люди, личности, которые отличаются высокой общей культурой, потребностями в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, гражданственностью, трудолюбием, способностью к жизни и к труду в современных условиях демократии и общечеловеческих ценностей, уважающих права и свободы человека, умеющие правильно пользоваться своими знаниями.

В юриспруденции личность – это дееспособный человек, субъект правовых отношений, сознательно принимающий решения и несущий ответственность за свои поступки.

В психологической науке вообще категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. В чем же состоит специфика изучения личности в рамках психологической науки, и что такое личность с психологической точки зрения, рассматривается в курсе «Психология».

Многие ведущие отечественные психологи (Ананьев Б.Г., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн В.Д.), указывали, что разработка методологических основ психологии личности должна начинаться с психологического анализа практической трудовой деятельности человека.

Правоохранительная деятельность большинства юридических профессий протекает в области общественных отношений и отличается чрезвычайным разнообразием решаемых задач. Каждое новое дело для следователя, судьи, прокурора, адвоката представляет собой новую задачу, и чем меньше шаблона будет допущено этими лицами, тем более вероятен правильный исход в поисках истины.

В настоящее время сложная и многогранная трудовая деятельность юриста, отличающаяся целым рядом специфических особенностей, и предъявляющая к личности юриста разнообразный комплекс требований, исследована еще недостаточно, что оставляет весьма актуальной разработку психологических проблем эффективности деятельности правоохранительных органов.

Основная же задача психологии юридического труда - выявление рациональных соотношений между личностью и требованиями, которые ей предъявляются профессией. В познании этих закономерностей психология труда опирается на методы, теоретические положения и экспериментальные данные различных наук: общей, возрастной психологии, психологии труда, юридической социологии, основ информационного права, уголовного, гражданского и трудового права, уголовного и гражданского процесса, криминалистки и ряда других наук.

В каких бы условиях и формах ни протекала деятельность человека, какую бы структуру она ни приобретала, ее нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений.

Деятельность любой личности зависит от ее места в обществе, конкретных условий и жизненных обстоятельств. Применительно к правоохранительной деятельности место ее субъекта в обществе характеризуется особым комплексом государственно-властных полномочий и значительным объемом разнообразных обязанностей. Методы и приемы, используемые сотрудниками органов правопорядка в своей деятельности, не только формируются в ней, но и оказывают обратное влияние, т.е. формируют саму личность.

Каждая профессия предполагает определенную совокупность знаний, умений и навыков, без которых нельзя быть специалистом-профессионалом. И работники органов внутренних дел не являются в этом смысле исключением.

Технология подготовки современных специалистов требует постоянного совершенствования. Она сложна, динамична, противоречива и не всегда приводит к желаемой цели.

Юрист же в процессе выполнения своей деятельности имеет дело с поведением людей, с разнообразными жизненными обстоятельствами, т.е. с фактами, которые он рассматривает на основании закона, юридических норм. Работа юриста всегда касается реальных фактических обстоятельств, связанных с людьми, их жизнью, поведением, взаимоотношениями. При этом юрист всегда действует на основании юридических норм, он должен руководствоваться содержащимися в них указаниями на права и обязанности, на меры, применяемые к правонарушителям, и т.д.

Всё это предполагает наличие у юриста целого ряда качеств и свойств, позволяющих эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность, сопряженную с перечисленными выше специфическими особенностями. Однако, десятилетиями система профессионального образования бережно оттачивая технологию конвейерного выпуска "дипломированных специалистов", не закрепляла у них знания человеческой инженерии. В конечном счете, это обстоятельство не могло не сказываться на уровне профессиональной подготовленности специалистов и эффективности деятельности органов правопорядка.

Не секрет, что человек творческой профессии в своем психофизическом единстве является целью и основным средством самосовершенствования. Поэтому, чтобы оптимизировать процесс становления профессионального мастерства юристов, необходимо, прежде всего, привести в желаемое состояние систему их профессионально-личностных качеств. Для этого должна быть усовершенствована как внутренняя (психическая), так и внешняя (физическая) ее стороны.

 

Юридическая деятельность — это деятельность, связанная с нормами права, и отдельные ее виды в самом названии содержат это основное понятие: правоприменительная деятельность, правоохранительная деятельность, правозащитная деятельность и т.д. Юридическая деятельность представляет собой требующий большого напряжения, терпения, знаний и высокой ответственности труд, основанный на строжайшем соблюдении закона.

Любую деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Творческий характера человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генетически обусловленные возможности. Личность юриста представляет собой сложную, иерархическую структуру, в которой все стороны профессиональной деятельности, а также личностные качества, навыки и умения представлены во взаимной связи и зависимости.

Для большинства юридических профессий характерной чертой является организационная сторона деятельности, имеющая два основных аспекта: 1) организация собственной работы в течение рабочего дня, недели; организация работы по конкретному делу в условиях ненормированного рабочего дня; 2) организация совместной работы с другими должностными лицами, правоохранительными органами и т.д.

В судопроизводстве поиск истины — это творческий процесс, поэтому следователю, прокурору, судье, адвокату всегда необходимы чуткость, внимание, человечность, умение проникнуть во внутренний мир человека и т.д.

При осуществлении следствия или правосудия каждая сторона юридической деятельности может выступать самостоятельно, в тесной взаимосвязи с другими видами, наконец, в качестве вспомогательного, обеспечивающего другой вид деятельности.

При изучении системы видов деятельности можно выделить две их группы: основные и вспомогательные. Основные виды деятельности прямо направлены на достижение целей следователя и правосудия. К ним относятся: познавательная, реконструктивная, воспитательная. Вспомогательные виды (коммуникативная, организаторская, удостоверительная) призваны обеспечивать оптимальную реализацию этих целей.

Психологическое изучение профессий является необходимым условием научной организации труда. Юридическая психология, изучая закономерности психической деятельности в следственной, судебной и иной юридической деятельности, призвана раскрыть психологическое своеобразие этой деятельности, охарактеризовать психологическую сторону профессиональных качеств, необходимых для следователя, судьи, оперативного работника и других работников юридического труда, указать пути их приобретения и совершенствования.

Одним из главных результатов психологического анализа юридической деятельности должно явиться создание юридической профессиограммы, представляющей собой комплексное отражение основных сторон этой деятельности, а также качеств личности, которые в ней реализуются.

Каждая из сторон профессиограммы отражает, во-первых, определенный цикл профессиональной деятельности, а во-вторых, в ней реализуются личностные качества, навыки, умения, а также знания, которые обеспечивают профессиональный успех на этом уровне деятельности.

Деятельность каждой юридической специальности в той или иной мере включает в себя следующие стороны: социальную, поисковую, реконструктивную, коммуникативную, организационную и удостоверительную.

1. Социальная деятельность охватывает политический аспект в деятельности следователя, прокурора, оперативного работника, воспитателя исправительного учреждения и т.д. как организаторов борьбы с преступностью на порученном им участке. Включает профилактические мероприятия, правовую пропаганду, участие в перевоспитании преступника для возвращения его к социальной норме поведения.

2. Поисковая деятельность заключается в собирании исходной информации, необходимой для решения профессиональных задач. Удельный вес этой деятельности наиболее высок в профессиограммах следователя, оперативного работника, судьи.

3. Реконструктивная деятельность. Это текущий и завершающий анализ всей собранной информации по делу и выдвижение на базе еесинтеза, анализа и специальных знаний рабочих версий (гипотез). Планирование работы есть также результат реконструктивной деятельности.

4. Коммуникативная деятельность заключается в получении необходимой информации в процессе общения. Особенно большой удельный вес эта деятельность имеет при допросах, а также в деятельности адвокатов, оперативных работников, воспитателей исправительных учреждений.

5. Организационная деятельность заключается в волевых действиях по реализации и проверке рабочих версий и планов. Она подразделяется на два аспекта: самоорганизованность и организация людей в коллективном решении профессиональной задачи.

6. Удостоверительная деятельность — приведение всей полученной информации по делу в специальную, законом предусмотренную форму (постановление, протокол, приговор и т.д.).

В различных юридических профессиях с разной интенсивностью проявляются те или иные стороны деятельности. У каждой конкретной личности, занятой юридическим трудом, та или иная сторона может доминировать на базе развития личностных качеств.

Нельзя не согласиться с В.Л. Васильевым и А.Р. Ратиновым, что анализ профессиограммы работника юридического труда следует начинать с профессии следователя, поскольку деятельность следователя дает возможность выявить психические закономерности, в той или иной мере характерные для юридической деятельности вообще.

Раскрытие и расследование преступлений осуществляются путем отыскания, собирания, закрепления, проверки, оценки доказательств и обоснования ими решений по делу. В основе профессиограммы следователя лежит поисковая сторона деятельности, которая реализует стремление к раскрытию преступления и заключается в собирании исходной информации для решения профессиональных задач.

Особое значение поисковая сторона деятельности следователя имеет на первом этапе расследования. Сущность ее заключается в вычленении из окружающей среды криминалистически значимой информации (следы преступника, потерпевшего, оружия или орудий преступления и т.д.), которая дает возможность с достоверностью реконструировать событие преступления с такой степенью точности, как это требует закон.

Велика роль личностных качеств: это задатки и способности следователя, далее имеют место криминалистические знания (учения о следах, способах совершения преступлений), профессиональный опыт (навыки вычленения опорных точек и построения контура события), жизненный опыт. Эффективность собирания доказательств в значительной степени зависит от знаний следователем информационных свойств различных материальных объектов, от его индивидуального запаса.

Наблюдение как определенный вид человеческой деятельности связано с преднамеренным восприятием предметов и явлений внешнего мира.

Криминалистическая наблюдательность при осмотре места происшествия - это планомерное, целенаправленное, продуманное восприятие обстановки. Такое восприятие в психологии называют наблюдением. Высокий уровень наблюдательности юриста обусловлен следующим:

1. Установкой на восприятие информации, имеющей значение для раскрытия преступления и расследования дела: эта установка помогает преодолеть брезгливость (например, при осмотре разлагающегося трупа), усталость и апатию (при длительном, безрезультатном обыске и т.д.).

2. Специфическим концентрированием внимания на тех именно объектах и их свойствах, которые могут дать необходимую информацию; обнаружения следов сопротивления на трупе потерпевшего, следов подделки при осмотре документов, констатация улик поведения при наблюдении за допрашиваемым и т.д.

3. Длительным сохранением устойчивого внимания, обеспечивающего готовность всех систем юриста к восприятию в нужный момент необходимой исходной информацией (особенно при длительных обысках, осмотрах места происшествия и длительных допросах).

Большинство юристов отводит видное место в своей работе поисковой деятельности. Поисковая деятельность реализует стремление юриста к раскрытию преступления. Представляется, что по И. П. Павлову в основе этой деятельности лежит ориентировочный рефлекс "Чувство юриста".

Следующий уровень - коммуникативная сторона деятельности, в процессе которой следователь должен получить необходимую для раскрытия преступления информацию от людей путем общения с ними.

Коммуникативная деятельность - это умение понимать человека, чувствовать его, управлять его эмоциональной сферой.

Исследование структуры коммуникативной стороны деятельности, познание психологических закономерностей общения в особых условиях уголовно-процессуального резюмирования дает возможность разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности труда юриста на этом уровне.

Есть большая группа профессией "человек - человек", к которой относится и профессия юриста. Коммуникативный аспект деятельности во многих из них является одним из доминирующих. Юрист должен иметь незаурядные способности собеседника, который ведет беседу в особо трудных условиях.

Успешное взаимодействие двух систем - юриста и любой категории граждан, вовлеченных в процесс расследования, зависит от эффективного и качественного психологического контакта.

Вся полученная в результате поисковой и коммуникативной деятельности информация юриста в процессе удостоверительной деятельности преобразуется в специально предусмотренные законом формы: протоколы, постановления и т.д.

Для этого юрист должен хорошо владеть письменной речью, иметь навыки быстрого перевода устной речи в письменную. В этом и состоит сущность удостоверительной деятельности. Протокол должен удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к такому документу.

В настоящее время в следствии активно применяются средства фиксации показаний: машинопись, магнитофонная запись, в иных случаях стенография и др.

От качества протокола зависит дальнейшее использование тех фактических данных (доказательств), которые в нем изложены, их достоверность и значение.

Показатель культуры юриста - умение организовать рабочий день так, чтобы ни один час своего и чужого времени не пропал даром.

Следователь, как правило, имеет дело с группой людей, которые вследствие стечения обстоятельств попали в орбиту юриста. Следователь должен уметь быстро организовать всех этих людей, определить каждому свое место, создать в считанные минуты монолитный коллектив, подчинив их всех своей воле, единой цели.

Организаторские качества и умения в значительной степени можно привить (воспитать) и развить. Важно заметить, что они формируются в условиях профессиональной деятельности.

Необходимо определять следствие как " реконструктивную" деятельность, потому что речь идет о реконструкции событий прошлого по следам, которые остались в настоящем. В этой деятельности реализуются качества, характеризующие творческое начало юриста: следственное воображение, самостоятельность мышления, гибкость мышления, объективность мышления (смотреть на себя глазами постороннего человека, критически настроенного); интеллектуальный уровень (количество и качество материала, из которого создаются модели версий, общая эрудиция), хорошая память, ум (система знаний), интуиция.

Следователь должен убедиться в надежности созданной конструкции. Он это делает путем следственных мероприятий, а также с помощью мышления.

Одно из профилирующих свойств личности, определяющее высокий уровень профессионализма юриста - комплексное чувство перспективы уголовногодела.В его основе лежат главным образом качества реконструктивной деятельности. Талантливого следователя характеризуют:

1. Экономное (шмультанное) вычленение криминалистически значимой информации на месте происшествия и в других условиях;

2. Быстрый перевод этой информации (перекодирование) в знаковую систему криминалистических понятий;

3. Переработка полученной информации в закодированном виде, создание гипотез;

4. Проверка выдвинутых гипотез путем раскодирования информации на предметном уровне. Построение при подтверждении гипотез версии в закодированном виде и создание на ее основе плана расследования;

5. Высокий уровень самопроверки: детекция ошибок, заключающаяся в периодическом сопоставлении выдвинутой версии с реальными обстоятельствами. Для этого необходим механизм перекодирования, раскодирования и быстрого перехода от одной кодовой системы к другой.

Социальная сторона отражает профессиональную направленность, то есть интерес к профессии, мотивы побуждения к следственной деятельности и эмоциональное к ней отношение (любовь, удовлетворенность, потребность и т.п.).

Есть профессии, выбрав которые, человек одновременно приобретает постоянное напряжение, постоянную заботу. К таким относится и профессия юриста. Он не может вернуться домой и отключиться от своих дел до следующего рабочего дня. Ему противопоказана роль пассивного наблюдателя.

Речь идет о юристах, относящихся к своей работе как к творческому поиску истины по каждому уголовному делу.

Качество профессиональной подготовленности юриста в значительной мере определяется умением работать с людьми. Преступления часто носят скрытый характер, тщательно подготавливаются, совершаются изощренными способами, следы, как правило, хорошо замаскированы. В таких условиях успех во многом зависит от умения юриста общаться с гражданами, должностными и иными лицами. Для продуктивного контакта с лицами, располагающими информацией о совершенных или готовящихся преступлениях, мало обладать юридическими познаниями, нужна специальная психологическая подготовка.

Отдельное место в юридической психологии занимает вопрос о правомерности использования психологического воздействия. В рамках юридической психологии разработаны критерии правомерности и допустимости средств психологического воздействия в правоохранительной деятельности:

а) юридический — соответствие действий юриста духу и букве закона, соблюдение прав граждан, строгое выполнение функциональных обязанностей;

б) этический — нравственная приемлемость с точки зрения морали и норм профессиональной этики;

в) гносеологический — познавательная надежность и научная обоснованность используемых средств;

г) психологический — учет особенностей ситуации общения, а также индивидуальных особенностей ее участников.

Критерии эти взаимосвязаны и соподчинены так, что безусловным и высшим является соблюдение требований законности.

Изучая особенности деятельности судьи, многие исследователи пришли к выводу, что она исключительно сложна, многообразна и реализует значительное количество специальных качеств и навыков личности, которые, будучи приведены в систему, органически входят в структуру личности судьи и определяют его творческий потенциал и индивидуальный стиль деятельности.

Профессиональная деятельность судьи детально четко регламентирована законом. Судья наделен властными полномочиями, применяет власть от имени государства, а это развивает профессиональное чувство повышенной ответственности за последствия своих действий. Вырабатывается это на основе высоких моральных качеств, правосознания, в результате постоянного понимания ответственности и важности своей деятельности перед обществом и государством.

В своей деятельности судья обязан руководствоваться наряду с Конституцией и другими законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации, общепринятыми нормами нравственности, правилами поведения, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда. Он должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти. Судья не должен причинять ущерб престижу своей профессии в угоду личным интересам или интересам других лиц.

Постоянная ответственность судьи перед обществом предельно стимулирует его познавательные способности, анализ всей получаемой информации, требует от него четкости и ясности в принятии решений.

Основная задача суда — вынесение справедливого приговора по уголовному делу или решения по гражданскому делу на основании глубокого и всестороннего исследования доказательств, в соответствии с действующим законодательством. Судебный процесс оказывает воспитательное воздействие на всех, кто участвует или присутствует на нем, а также на более или менее значительные группы населения, находящиеся за пределами суда.

В практической деятельности судьи оказывают влияние на следующие аспекты общественного мнения:

1. формируют у граждан правосознание;

2. уголовные процессы создают социально-психологическую атмосферу неотвратимости наказания;

3. при высокой культуре судебных процессов создают непосредственно вокруг преступников и их пособников атмосферу морального осуждения;

4. судебные процессы стимулируют общественное мнение к выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Поведение, облик судьи должны быть такими, чтобы он сразу внушал к себе уважение, чтобы у всех присутствующих создавалось убеждение в его правоте, способности, умении решать сложные дела, решать судьбы людей. В умении проявлять эти качества заключается одна из основных специфических особенностей коммуникативных свойств личности судьи.

Судье важно развивать в себе воспроизводящее воображение, так как только при помощи его он сможет на основании главным образом словесной информации мысленно воссоздать модель прошедшего события, обстоятельства которого рассматриваются в судебном заседании.

Ошибочно думать, что роль судьи сводится только к внимательному выслушиванию объяснений, ответов на задаваемые вопросы. Ему необходимо обладать и умением активно воздействовать на подсудимых, потерпевших, свидетелей, дающих ложные показания. Судья должен уметь подсказать норму поведения, показать противоречивость, логическую неоправданность поведения того или иного лица в суде. Опытного судью в процессе всегда отличает беспристрастность и выдержка.

Реконструктивная сторона деятельности судьи - это текущий и завершающий анализ всей собранной по делу информации, окончательной целью которого является вынесение справедливого в соответствии с действующим законодательством приговора или решения. В реконструктивной деятельности реализуются общий и социальный интеллект, память, воображение, мышление, интуиция судьи. Следует отметить, что мышление судьи должно отличаться объективностью, всесторонностью, конкретностью и определенностью. Как правило, интуиция и воображение участвуют только в оценке информации на начальных этапах расследования дела.

Удостоверительная деятельность завершает профессиограмму судьи и представляет собой приведение всей добытой в ходе процесса информации в специальные, предусмотренные законом формы: приговор, протокол, определение, решение и др. В этой деятельности реализуется общая и специальная культура письменной речи судьи, его профессиональные навыки в составлении письменных документов по делу.

Наличие психологических знаний дает возможность судье правильно определить отношение к источнику сообщаемых сведений, выяснить возможные причины искажения им имевших место в действительности фактов, все психические особенности данной личности, понять мотивы ее деятельности как в исследуемом событии, так и в настоящее время, воздействовать на личность.

Деятельность работников прокуратуры многогранна и ответственна, она конкретно связана с защитой законных прав и интересов граждан. Ни одно нарушение закона не должно оставаться без реагирования со стороны прокуратуры, которая призвана обеспечивать соблюдение законов.

В Российской Федерации существуют следующие отрасли прокурорского надзора:

1) надзор за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор);

2) надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия;

3) надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах;

4) надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

В своей практической деятельности для достижения успеха прокурор и его помощники должны обладать определенными личностными качествами и, в частности, профессиональным мышлением.

Мышление, вскрывающее причины каких-либо явлений, называют причинно-следственным. Именно такой характер носит мышление прокурора, так как основным содержанием его умственной работы является выведение следствий. Следственное мышление требует гармоничного сочетания анализа и синтеза. Обостренная чуткость и проницательность служат залогом предусмотрительности прокурора, условием предвидения дальнейшего хода событий и поведения участников в конкретном деле.

Отмеченные исследователями особенности мышления предполагают наличие у прокурора следующих качеств ума:

· глубины — способности проникнуть в сущность фактов, понять смысл происходящего, предвидеть ближайшие и отдаленные, прямые и побочные результаты явлений и поступков;

· широты — умения охватить огромный круг вопросов и фактов, привлекая знания из различных областей науки и практики;

· мобильности — способности к продуктивности мышления, мобилизации к использованию знаний в сложных условиях, в критической обстановке;

· быстроты — умения решать задачи в минимальное время, ускоренно оценивая обстановку и принимая неотложные меры;

· самостоятельности — способности к постановке целей и задач, умения находить их решение и пути к достижению без посторонней помощи;

· целеустремленности — волевой направленности мышления на решение определенной задачи, способности длительное время удерживать ее в сознании и организованно, последовательно, планомерно думать над ее разрешением;

· критичности — умения взвешивать сообщения, факты, предположения, отыскивая ошибки и искажения, раскрывая причины их возникновения; гибкости — умения подойти к явлению с различных точек зрения, устанавливать зависимости и связи в порядке, обратном тому, который уже был усвоен, варьировать способы действия, перестраивать свою деятельность и изменять принятые решения в соответствии с новой обстановкой.

Прокурор должен обладать незаурядными волевыми качествами. Профессиональная деятельность его требует большой личной инициативы, целеустремленности, упорства, настойчивости, хороших организаторских способностей.

Коммуникативная и удостоверительная стороны деятельности прокурора связаны с использованием речи в ее основных формах, как устной, так и письменной.

Как государственный обвинитель, выступающий в суде, прокурор обвиняет от имени государства, представляя собой, таким образом, огромное социальное большинство. Это требует от прокурора тщательного анализа доказательств по делу, объективных выводов в результате этого анализа и умения высказывать требования справедливого приговора словами, понятными всему обществу, от имени которого прокурор произносит свою речь.

Деятельность адвоката в значительной степени обусловливается спецификой его социально-психологической роли. Адвокаты — это люди, профессиональный долг которых оказывать юридическую помощь гражданам и организациям. Законом на адвоката возложена защита всех прави интересов подзащитного.

Деятельность адвоката в большинстве случаев зависит от умелого установления психологических контактов с людьми, от правильного подхода к подзащитному как к личности, от надлежащего взаимодействия его с судом, следователем, прокурором.

Большую роль в этом играет организаторская деятельность адвоката: составление плана при подготовке для участия в процессе, осуществление методов и приемов, выработанных практикой и профессиональным опытом. Это дает ему возможность правильно ориентироваться в различных ситуациях, по возможности своевременно устранять недоразумения и неточности, вносить поправки при выявлении новых обстоятельств в составленный им план.

По ходу рассмотрения дела адвокат должен не только отстаивать интересы подзащитного, но и воспитывать, укреплять чувство законности. Успех его деятельности во многом зависит от умения находить и активно использовать среди большого числа доказательств такие, которые бы оправдывали его подзащитного или смягчали его вину. Для этого требуется поиск, творческое мышление, четкая ориентация в обстоятельствах дела. Выступая в процессе, адвокат придерживается выработанной им линии защиты и четко обозначенной цели, для достижения которой ему необходимо осуществлять какие-то действия, принимать своевременные решения. Здесь для адвоката очень важна самостоятельность, принципиальность, умение противостоять другим участникам процесса, волевые качества, настойчивость и решительность.

В деятельности адвоката кроме социального аспекта присутствуют также реконструктивный и коммуникативный аспекты.

Доминирующее положение занимает реконструктивная деятельность защитника. Здесь реализуются такие качества как память, аналитическое и синтетическое мышление, воображение, интуиция. В коммуникативной деятельности адвоката выделяются два аспекта: 1) психологический контакт с подзащитным; 2) психологический контакт с составом суда и остальными участниками процесса. В этом аспекте реализуются качества адвоката как судебного оратора.

В процессе как адвокат, так и прокурор должны представить свои доводы суду в обоснованной и убедительной форме, внимательно разобравшись в личности подсудимого, в психологических причинах и мотивах совершенного им преступления. Как оправдание подсудимого за счет умаления социальной опасности преступления, так и преждевременная сдача позиций без борьбы являются одинаково вредными как для самого подсудимого, так и для общества в целом. Умение соединить в защите интересы подсудимого и общества, умение поднять социальное значение защиты при отстаивании, в сущности, частного интереса — это, несомненно, одно из важных проявлений профессиональной культуры адвоката.

В своей деятельности адвокат не должен разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с оказанием конкретной юридической помощи. Поскольку деятельность адвоката носит публично-правовой характер, ее содержание на всех этапах защиты интересов лиц, обратившихся за юридической помощью, определяется осознанием адвокатом своей правовой и нравственной обязанности содействовать охране правопорядка и укреплению законности.

Положение адвоката как члена общественной организации предъявляет особые, повышенные нравственные требования к его поведению не только во время непосредственного исполнения своих профессиональных обязанностей, но также и вне рамок его специальных знаний (в семейных отношениях, в быту, в общественной жизни и т.п.).

Адвокаты играют значительную роль в правовоспитательной работе среди населения. Разъясняя каждодневно те или иные положения законодательства, они вносят свой вклад в формирование правосознания граждан, способствуют предупреждению правонарушений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 7008; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.