Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология воспроизведения показаний на месте и следственного эксперимента




Проверка показаний на месте регулируется уголовно-процессуальным законодательством или как самостоятельное следственное действие, или нормами, относящимися к следственному эксперименту.

Воспроизведение показаний на месте сочетает в себе элементы ряда следственных действий. По своей психологической характеристике оно ближе всего к допросу и осмотру места происшествия. И в основном сочетает в себе психологические особенности этих следственных действий.

Как известно, сам по себе повторный рассказ обвиняемого или другого очевидца о событии преступления на месте его совершения никакой дополнительной доказательственной силой не обладает. Поэтому более убедительным будут те же сведения, изложенные на месте преступления, где рассказ сопровождается воспроизведением ситуации.

Главная цель воспроизведения показаний — получить дополнительную информацию к уже известной из допроса лица, показания которого подлежат воспроизведению. При этом у допрашиваемого путем ассоциативных связей улучшается память. На месте происшествия, находясь среди вещей и предметов, о которых во время допроса говорилось лишь по памяти, человек может вспомнить такие факты, о которых в кабинете следователя он просто забыл сказать.

Следователь в ходе воспроизведения показаний может получить информацию значительно большую, нежели при допросе, потому что он не только слушает, но видит и сравнивает. От восприятия информации на уровне символа-слова следователь в ходе воспроизведения показаний переходит к восприятию информации на уровне конкретных образов. Это позволяет ему более глубоко и всесторонне воспринимать и осмысливать исследуемое событие.

При воспроизведении показаний следователь нередко ставит перед собой задачи по проверке достоверности той или иной версии, выдвинутой им самим или обвиняемыми. В ходе этой проверки следователь от анализа мысленных моделей, которые создало его воображение, переходит в значительной степени к воспроизведению, анализу и проверке реальной ситуации или ее элементов.

В процессе воспроизведения показаний часто выявляются противоречия в собранных по делу доказательствах, которые иным способом выявить было трудно или невозможно.

Поскольку воспроизведение показаний производится только с согласия допрошенного лица, следователь должен проявить значительные коммуникативные качества для успешного поддержания контакта в период этого сложного следственного действия.

Чаще всего встречаются следующие основания для проведения проверки показаний на месте.

1. Обнаружение самого места происшествия.

2. Установление пути следования.

3. Определение местонахождения имеющих значение для следствия предметов.

4. Выявление неизвестных следствию лиц.

5. Уточнение отдельных обстоятельств происшествия, которые могут быть установлены при сопоставлении показаний обвиняемого или свидетеля с объективной обстановкой на местности или в помещении.

6. Установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

При установлении осведомленности лица, чьи показания проверяются, относительно места происшествия, отдельных объектов или маршрута, возможны различные варианты. Лицо, чьи показания проверяются, указывает, где спрятаны похищенные ценности, где находятся выброшенные орудия преступления, расположены следы - результаты его действий.

Успешное воспроизведение показаний на месте требует от следователя организаторских способностей. Он должен одновременно руководить большой группой людей (своими помощниками, специалистами, конвоем, понятыми), воспринимать значительное количество информации, анализировать её, направлять ход следственного действия, а также достаточно полно фиксировать собранную информацию.

При подготовке к воспроизведению показаний следует учитывать ряд организационных моментов, имеющих психологический аспект. В первую очередь, нужно правильно выбрать время воспроизведения показаний. Обвиняемого после дачи им правдивых показаний следует готовить к выезду на место происшествия (если в этом есть необходимость). Следует помнить, что промедление в несколько дней, а тем более недель, может привести к утрате психологического контакта с обвиняемым и даже к изменению им своей позиции, нередко под негативным влиянием окружающих его в камере лиц.

Кроме того, нужно, чтобы следователь хорошо изучил психологию центральной фигуры следственного действия — лица, чьи показания проверяются. Это поможет наладить необходимый психологический контакт, позволит избежать ненужных конфликтов и получить в ходе проверки максимум необходимых доказательств.

Как указывалось выше, проверка показаний на месте может быть осуществлена только в том случае, если лицо, чьи показания проверяются, выражает согласие участвовать в этом следственном действии, рассказать о тех или иных совершённых им деяниях (или воспринимаемых им), продемонстрировать их при необходимости, дать требуемые пояснения и т.д. Поэтому существенное значение здесь имеет надлежащий психологический контакт между обвиняемым (подозреваемым, потерпевшим и свидетелем), с одной стороны, и следователем, с другой.

Особенно это относится к взаимоотношениям следователя с подозреваемым, которому нужно разъяснить, что участие в проверке направлено не на ухудшение его положения, а на то, чтобы все обстоятельства дела были установлены с максимальной точностью, что позволит справедливо разрешить уголовное дело. В разговорах с обвиняемым или подозреваемым следует подчеркнуть, что проверка даст возможность обмести ложные обвинения, которые кто-либо (например, соучастник преступления) возводит нa него.

Следователь не должен забывать и об отрицательном влиянии, которое оказывают подчас окружающие (сокамерники, соучастники, иные заинтересованные в исходе дела лица) на позицию лица, чьи показания подлежат проверке. Есть люди, которые охотно рассказывают о совершённых преступлениях или проступках наедине со следователем и вместе с тем испытывают большие психологические трудности, рассказывая о том же группе лиц. Предлагая это, надо заранее провести с допрашиваемым определённую работу: разъяснить порядок проверки показаний на месте, рассказать, кто будет участвовать в этом следственном действии, какие функции они будут выполнять.

Поскольку одна из задач следствия при производстве проверки состоит в стимулировании дачи обвиняемым (подозреваемым, потерпевшим. свидетелем) правдивых показаний и предотвращении отказов от дачи показаний, элемент изобличения лица, чьи указания проверяются, либо должен вообще отсутствовать, либо быть сведён к минимуму. Неразумно конфликтовать с обвиняемым по мелким, несущественным деталям, с которыми можно разобраться потом, на очередном допросе.

В ходе самой проверки необходимо сократить до минимума отвлекающие моменты, например, наличие посторонних лиц, ненужная для данного действия аппаратура и т.д.

Ряд проблем психологического плана следует иметь в виду и в отношении других участников рассматриваемого следственного действия. Необходимо подбирать их заблаговременно. Они должны знать, что участие в проверке требует длительного времени, и располагать им. Иначе в ходе проверки показаний на месте может возникнуть нервозность, участник-свидетель (потерпевший) может заявить о том, что опаздывает на поезд, не успевает взять ребёнка из детского сада и т.д. Всё это, естественно, осложняет работу следователя.

Далее, следователю полезно встретиться и поговорить с участниками данного следственного действия до появления обвиняемого (подозреваемого, потерпевшего, свидетеля). Это позволит ему подробно разъяснить существо предстоящего следственного действия, охарактеризовать личность человека, чьи показания подлежат проверке.

Если речь идёт о подозреваемом или обвиняемом, участники проверки должны быть предупреждены о недопустимости проявления чувств презрения, негодования, жалости и т.д., ибо одно неосторожно брошенное слово может моментально разрушить атмосферу доверия к следователю и сделать невозможным дальнейшее проведение этого следственного действия.

Определённые психологические трудности возникают при проверке показаний на месте с большим разрывом во времени с событием преступления. В этом случае необходимо учитывать изменения ландшафта или обстановки. Очень важно не торопясь принять все возможные меры для того, чтобы оживить у допрашиваемого ассоциативные связи, помочь ему вспомнить те или иные обстоятельства, детали и т.д., которые дадут возможность правильно оценить результаты проверки.

Многое из того, что рассмотрено выше относится и к следственному эксперименту. Наиболее сложным при этом является подбор участников. К проведению эксперимента обычно привлекается значительный круг лиц. Кроме следователя и понятых, в эксперименте могут участвовать обвиняемый (подозреваемый), потерпевший, свидетель, специалисты различных отраслей знания, а так же помощники следователя и технический персонал, помогающий практически выполнить те или иные опытные действия.

Психологическая сторона является особенно сложной в экспериментах на восприятие. Это объясняется тем, что восприятие, как процесс формирования и функционирования чувственного образа действительности, есть сложное сочетание весьма различных образований — функциональных, операционных и мотивационных. Результаты экспериментов на восприятие (как и на возможность совершения отдельных действий) зависят как от общих субъективных качеств (возможностей) лица, показания которого проверяются, так и от психофизиологического состояния его организма в момент проведения эксперимента.

Индивидуальные особенности порогов ощущения человека бывают частично врождёнными, а частично приобретёнными в процессе жизни, производственной и иной деятельности. Причём отклонения от психофизиологической нормы здесь оказываются порой весьма значительными. Например, известно, что около 8% мужчин (а по другим данным около 20%) страдают дефектами цветоощущения. При этом характерно, что многие из них и не подозревают об этом своём качестве. Поэтому на допросе они могут совершенно искренне заблуждаться в определении цветов. В процессе же проведения следственного эксперимента, можно довольно быстро разобраться в причине их противоречивых показаний и, таким образом, внести ясность в дело.

Следственная практика показывает, что наиболее трудна экспериментальная проверка восприятия пространства и пространственных представлений. Сложность этого рода экспериментов обусловлена психофизиологической природой восприятия пространства. Механизм восприятия пространственных отношений является системным, образующимся из взаимодействия различных анализаторов внешней и внутренней среды человеческого организма. B зависимости от объективного характера признаков пространства (протяжённость, направление, величина, форма, местоположение и т.д.), в их восприятии участвуют различные анализаторы. При этом деятельность каждого из них всегда относительна к деятельности других. В восприятии пространственных признаков и отношений участвуют и зрение, и слух, и обоняние, и другие органы чувств.

Существенной особенностью восприятия пространства (с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания и др.) является бинарный эффект, возникающий в процессе взаимодействия одноимённых парных рецепторов. Известно, что пространственное восприятие объектов, например, одним глазом, значительно отличается от такого, в котором участвуют оба глаза человека. И это касается не только зрения, но и деятельности всех других парных рецепторов. Изучение, например, слуховой ориентировки в пространстве показывает, что и она связана с определённым взаимодействием обоих слуховых органов. Аналогичная картина выявлена психофизиологами и при исследовании обоняния и его пространственно-различительных функций. Бинарные эффекты обнаружены также в кинестезии, опорно-двигательном аппарате, органах осязания, тактильной чувствительности и других частях тела.

Следует также иметь в виду, что системным является не только восприятие пространства, но и времени. Как и пространство, оно воспринимается совокупностью различных анализаторов.

Изложенное обязывает следователя при оценке пространственных и временных представлений обвиняемого (свидетеля, потерпевшего), а так же при проверке его показаний экспериментальным путём учитывать состояние всех органов чувств, а не только, скажем, зрения или слуха.

Проведение этого следственного действия требует тщательной психологической подготовки обвиняемого, в результате которой он мог бы обрести внутреннюю убеждённость в необходимости воспроизведения тех же действий, в тех же условиях и с помощью тех же средств (инструментов, приспособлений и т.п.), что и в момент совершения преступления.

При проведении следственного эксперимента в, первую очередь следователь должен установить с обвиняемым надлежащий психологический контакт (если он к этому моменту не был установлен). Непреложным условием проведения следственного эксперимента является чистосердечное признание обвиняемого в совершенном им преступлении, что будет свидетельствовать о внутренней его готовности к этому следственному действию.

Если обвиняемому предстоит демонстрация таких действий, которые потребуют от него высокого мастерства (например, изготовление фальшивых денег, вскрытие сложных запирающихся устройств и т.п.), то следователю не запрещается несколько «подогреть» тщеславие обвиняемого, естественно, не забывая при этом о воспитательном на него воздействии.

Как уже отмечалось выше, при подготовке следственного эксперимента необходимо учитывать не только общие физические и психические данные, характеризующие его участников, но и их психосоматическое состояние на момент проведения опытов. Заболевание, тревога, опасение и даже простая утомляемость могут существенно снизить восприятие происходящих процессов. Известно, например, что при насморке сильно повышается нижний порог ощущения запахов; отмечена зависимость темпов и последовательности формирования восприятия величины, формы и цвета от возраста человека и т.д.

В тех случаях, когда при постановке следственного эксперимента проверяемого нельзя вернуть в прежнее состояние (которое было характерным для него на момент восприятия данного события), следователь при оценке результатов эксперимента должен вносить соответствующие поправки, которые нивелировали бы разность этих состояний.

Необходимое условие достоверности результатов следственного эксперимента — воспроизведение в опыте обстоятельств расследуемого события максимально приближено к проверяемому. Это касается и используемых в эксперименте материальных объектов, и условий, в которых они должны проявить те или иные свои качества и свойства.

Обычно при эксперименте применяются те предметы материального мира, которые оказались в орбите интересующего следствие события. Это в наибольшей мере обеспечивает получение экспериментальным путём того же результата, что и при фактическом развитии проверяемого события. Однако иногда этого сделать не удаётся: одни существенные для дела предметы оказываются сильно повреждёнными либо вовсе уничтоженными событием преступления; другие - с течением времени изменили свои первоначальные качества и свойства, третьи — недостаточны по количеству. Во всех этих случаях следователь вынужден при постановке эксперимента заменять подлинные предметы их моделями.

Следует указать (и это психологически очень важно), что под моделью, пригодной для использования в экспериментальном исследовании, следует понимать такую материальную систему, которая, отображая интересующий следствие объект, способна замещать его так, что её изучение даёт новую информацию об этом объекте. Модель в этих условиях выступает как аналог оригинала. А чтобы быть принципиально пригодным средством использования вместо оригинала, она должна быть сходна с ним во всех существенных признаках и свойствах. Поэтому можно сказать, что моделирование в эксперименте представляет собой опосредованное изучение объекта путём оперирования с его моделью.

Более сложным при постановке следственного эксперимента является воссоздание условий, в которых протекало проверяемое событие (явление, факт). Это касается места, времени и иных обстоятельств, которые в своё время оказали влияние на ход интересующего следствие события и которые также должны обнаружить себя в эксперименте.

Изучение практики расследования уголовных дел показывает, что обвиняемые, свидетели, потерпевшие в своих показаниях нередко ссылаются, например, на темноту или, наоборот, очень яркую освещённость, которые помешали им рассмотреть происходящее событие. К этому нельзя не прислушаться. При проверке такого рода показаний экспериментальным путём должны быть обязательно воспроизведены те же самые условия освещённости, которые имели место в момент совершения преступления, учтена длительность пребывания проверяемого в затемнённом (или сильно освещенном) месте и т.д.

Изучая событие, связанное с резким изменением освещённости, следует иметь в виду явление так называемой физиологической адаптации, учитывать её особенности и закономерности. Если освещённость была умеренной, адаптация практически заканчивается через 20 минут, а если большой, то примерно через час. При выходе же из тёмного помещения на свет приспособление глаз происходит быстрее. Через 3-5 минут человек обычно видит всё нормально, однако в первый момент отсутствие адаптации резко даёт о себе знать.

Своеобразно воздействие на человека сильного источника света, например, свет фар встречного автотранспорта. Следует иметь в виду, что влияние столь сильного источника света затрудняет на некоторое время не только зрительное восприятие, но и нарушает двигательные реакции, увеличивает продолжительность и количество пауз при выполнении отдельных операций.

Весьма характерно и то, что зрительное восприятие отдельных предметов в ряде случаев зависят не столько от общей освещённости, столько от резкости освещения наблюдаемого предмета и места, в котором находится наблюдатель. Например, человек может хорошо рассмотреть через окно все предметы, находящиеся в слабо освещенной комнате, если на улице темно, и ничего не увидит через то же окно в яркий солнечный день. В последнем случае, чтобы рассмотреть комнату, надо очень близко прильнуть к окну и заслонить доступ к глазам бокового света. Это обстоятельство, как показывает практика, иногда не учитывают обвиняемые, а также лжесвидетели. Поэтому их показания легко опровергаются при проведении следственного эксперимента.

В следственной практике при воспроизведении показаний на месте и проведении следственного эксперимента имеют большое значение психологические особенности следователя, обвиняемого, свидетеля и других лиц. И решение при этом психологических проблем во многом способствует установлению истины в совершении преступления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.