Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гигиенические основы закаливания




Психофизическая рекреация в зачетно-экзаменационный период

 

Зачетно- экзаменационная сессия в профессиональном учебном заведении особый, насыщенный до предела, требующий максимального использования своих возможностей период как для студентов, так и для педагогов. Ответственен он и для преподавателей физического воспитания, деятельность которых практически значима и должна быть направлена на концентрацию психических и умственных способностей, реакций, проявлений организма и сокращение времени реабилитации после нервно-эмоциональных напряжений, постоянного стрессового состояния студентов во время зачетов, экзаменов и после них. Экспериментально доказано, что двухразовые в неделю занятия по физическому воспитанию, по одному академическому часу, проводимые после экзаменов, положительно влияют на умственную работоспособность студентов в период сессии, организм быстрее восстанавливается после экзаменационного стресса. В содержание занятий обязательной частью были включены игры по выбору самих студентов. Экспериментальные наблюдения автора неоднократно подтверждали тезис о снижении физической работоспособности, отрицательных проявлений организма у спортсменов в период сессии, в день экзамена и после экзаменационное время. Однако нельзя не отметить, что именно у спортсменов (до 80%) быстрее проходили процессы восстановления, практически не оставалось никаких заметных следов после стрессовых воздействий зачетно-экзаменационной сессии. После экзамена для снятия напряжения рекомендовать упражнения циклического характера (ходьба, бег, плавание, катание на лыжах, коньках) умеренной интенсивности. Не советуют использовать участие в ответственных играх, единоборствах в плане реабилитации, т.к.их воздействие носит угнетающий умственную работоспособность характер. Уменьшать психоэмоциональную напряженность в экзаменационный период рекомендуется дыхательными упражнениями. Несколько слов о психосаморегуляции. Известно, что на фоне мышечного расслабления ослабляется психические активность (внимание, память, мышление, эмоции и др.).Суть аутогенной тренировки в том, что воздействуя на себя методами самоубеждения, самовнушения, логических доводов, мы снижаем уровни возбуждения, нервного, физического утомления.

Одним из направлений физического воспитания является закаливание- комплекс

мероприятий, повышающих защитную функцию от вредных воздействий окружающей среды (солнечной радиации, пониженного атмосферного давления, изменения температурных условий и др.). В восстановлении физической и умственной работоспособности, профилактике простудных заболеваний и повышении устойчивости (резистентности) организма к отрицательным влияниям экологических факторов роль закаливания неоценима. Как и любому процессу, связанному со здоровьем, необходимо пользоваться основными гигиеническими принципами закаливания: систематичностью, постепенностью, разнообразием средств, методов воздействий, самонаблюдением. При длительных, более двух-трех недель, перерывах резестентность организма практически утрачивается. Эффективность закаливания намного возрастает, если оно проходит в сочетании с двигательной активностью. Основные факторы закаливания: солнце, воздух и вода. Прием воздушных ванн – наиболее доступный и безопасный способ закаливания. Процедура производится в хорошо проветриваемом помещении – для начинающих, и при соответствующем учете скорости, влажности движения воздуха – на открытых площадках. Воздушные ванны условно подразделяются на тепловые (30-20°С), прохладные (+20-14, °С) и холодные (+14 и ниже). Начинают с 10-20минут, далее ежедневно добавляют по 15-10мин., однако при появлении озноба «гусиной кожи», необходимо повысить интенсивность выполнения упражнений или прекратить прием воздушной процедуры. Закаливание солнцем благотворно влияет на организм человека. Ультрафиолетовые лучи повышают тонус нервной системы, ее защитную функцию, активизируют деятельность внутренней секреции, способствуют лучшему обмену крови, образованию витамина «Д». Целесообразно начинать закаливание весной, не прекращая процесса в дальнейшем. Время, рекомендуемое для этой процедуры для начинающих, - 5-10 минут, увеличивая на 2-5 минут ежедневно; доводя до 15-12 часов с 10-15 минутным перерывами и отдыхом в тени через каждые 15-25 минут процедуры. Солнечные ванны рекомендуется принимать через один час после еды, придерживаясь следующих периодов времени суток: в южных регионах –7-10 часов, в средней полосе –8-11 часов, в северных районах –9-12 часов. Передозировка грозит ожогами, перегревание- солнечными и тепловыми ударами. Закаливание водой – наиболее популярный, доступный, разнообразный эффективный комплекс положительных воздействий на организм человека. Водные процедуры оказывают более сильное воздействие на организм, так как теплопроводность воды в 28 раз выше теплопроводности воздуха. Главным закаливающим фактором служит температура воды. Чем ниже температура воды, тем короче процедура. Систематическое использование водных процедур является надежной защитой от вредных воздействий случайных переохлаждений тела. Начинают водные процедуры с температуры 33-34° С, затем через каждые 3-4 дня снижают температуру воды до 17°С, постепенно доводя ее до 13° и ниже. Водные процедуры подразделяются на обтирание, обливание, душ и купание. Обтирание –начальный этап закаливание водой. Вначале обтираются по пояс губкой или мокрым полотенцем, затем переходят к обтиранию всего тела. Обливание –следующий этап закаливания водой. При этой процедуре к действию низкой температуры воды присоединяется небольшое давление струи воды, выливаемой из ведра, кувшина. Начинать обливание водой с температуры 30°С, в дальнейшем она понижается до 15°С, а возможно и ниже. После обливания необходимо энергично растереть тело полотенцем. Длительность процедуры –3-4 минуты. Душ – одно из самых эффективных средств закаливания, так как холодная вода сочетается с механическим воздействием. В начале вода в душе должна быть 30-35°С, а продолжительность не более минуты. Температура воды постепенно снижается, а продолжительность увеличивается до двух минут. Купание в открытых водоемах – один из лучших способов закаливания. Оно обеспечивает комплексное влияние на организм воздуха, воды и солнечных лучей. Начинать купание когда температура воздуха достигает 18-20 °С, а воды 11-13 °С. Растирание снегом и купание в ледяной воде (моржевание) являются исключительно сильно действующими процедурами. Они предъявляют чрезвычайно высокие требования к организму. Однако следует подчеркнуть, что эти процедуры не являются необходимыми, ибо высокого уровня закаливания можно добиться и путем ежедневного применения обычных закаливающих средств. В целях закаливания наряду с общими рекомендуется применять и местные водные процедуры. Наиболее распространенные из них – полоскание горла холодной водой и холодные ножные ванны. Они помогают повысить устойчивость организма к простудным заболеваниям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.