Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности письменной речи у детей с нарушением слуха

 

Письменная речь слабослышащих во многом отражает проблемы устной речи. При всем многообразии ее нарушений выделяют две основные группы: 1) грубый аграмматизм, выражающийся в неправильном согласовании и употреблении предлогов, пропусков на письме главных и второстепенных членов предложений и т.п.; 2) наличие тех форм дисграфий, которые обусловлены имеющимся грубым фонетико-фонематическим недоразвитием (акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия): записывают так, как произносят. Как правило, это пропуски согласных при стечении, безударных частей слова (оманул – обманул; дивай – надевает); смешение сходных по звучанию и месту образования звуков, шипящих со свистящими и др. Кроме этого, встречается дисграфия на почве нарушения звукового анализа и синтеза. Для нее характерно искажение звуко-слоговой структуры слова за счет пропусков и перестановок букв, вставок лишних букв и т.п. Наиболее типичным для слабослышащих будет несколько видов дисграфий.

У слабослышащих детей часто (77,7 %) встречаются нарушения чтения (дислексии). Патогенез дислексий у них не сводится только к снижению слуха и нарушениям устной речи. У некоторых детей не сформированы многие психические функции, осуществляющие процесс чтения: зрительные, пространственные, временные, оптико-пространственные, зрительно-моторные функции. Особенно трудно для слабослышащего ребенка понимание прочитанного текста, т.к. если ребенок неясно представляет себе звуковой состав слова, которое он произносит, то он и не узнает его при чтении. На формирование навыка чтения сказывается также ограниченный запас слов, неточное понимание значений уже известных ребенку слов, недоразвитие грамматического строя речи и непонимание значений грамматических форм, несформированность звукового анализа и синтеза. Наиболее распространены фонематические дислексии, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием. Дислексические нарушения у слабослышащих детей имеют более серьезные последствия, чем у нормально слышащих, т.к. овладение письменной речью способствует развитию устной речи и устранению ее нарушений.

 

6. Характеристика речевой деятельности глухих детей

 

Без слухового восприятия практически не существует возможности непосредственного подражания речи. Обучение устной речи глухих детей основывается на компенсаторном использовании тактильно-вибрационной чувствительности, кинестетических ощущений и зрительного восприятия. Только с помощью учителя для глухого ребенка возникает возможность осознания того факта, что движения речевого аппарата говорящего создают слова, связанные с определенными значениями. Наличие остатков слуха в значительной степени помогает глухим детям овладевать словами, обозначающими звучащие предметы и звуковые явления, и правильно применять эти слова. Однако их речь характеризуется глубокими отклонениями в виде резко искаженного произношения, ограниченного запаса слов, грубого аграмматизма, порой доходящего до полного отсутствия предложения. Глухие дети очень ограниченно понимают обращенную к ним речь и читаемый текст.

По мере накопления речевых навыков и знаний, приобретаемых при использовании сохранных анализаторов, глухой ребенок приобретает все большую возможность к самостоятельному овладению речью в процессе собственной речевой практики. Наибольшую роль при этом играет использование чтения, письма и дактилологии. Именно эти формы речи дают глухому ребенку наиболее точные речевые представления и потому они в наибольшей степени способствуют накоплению словарного запаса и овладению грамматическим строем речи. Лишь на том уровне развития речи, когда ранооглохший ребенок овладевает самостоятельным чтением, он получает возможность эффективного продвижения в речевом развитии.

 

7. Особенности речевых нарушений у слабослышащих

 

Состояние слуховой дифференциации звуков речи у слабослышащих не может обеспечить усвоение детьми полноценного звукопроизношения, что приводит к фонетико-фонематическим нарушениям. Это обусловлено неполноценностью слухового анализатора, который не способен осуществлять свою ведущую роль в отношении речедвигательного анализатора. Выделяют 3 основные формы нарушения звукопроизношения у слабослышащих:

1. Характерны замены одних звуков речи другими при отсутствии отклонений от нормы в строении или функционировании моторного отдела речевого аппарата. Звуковые замены обычно отражаются и на письме в виде соответствующих буквенных замен.

2. Искаженное звучание звуков речи вследствие недостаточности моторного отдела речевого аппарата, т.е. нарушений в строении или функционировании органов артикуляции (межзубный, боковой сигматизм, увулярный «р»).

3. Смешанные формы нарушений звукопроизношения, обусловленные одновременно и сенсорной и моторной недостаточностью. При этом невозможность выполнения необходимых для произнесения данного звука артикуляторных движений сочетается с невозможностью слуховой дифференциации его от акустически близких с ним звуков. Смешанные формы нарушения звукопроизношения у слабослышащих преобладают.

Нарушения лексического строя речи проявляются в ограниченности словарного запаса, неточности употребления слов, расширение их значений. Р.М. Боскис отмечает следующие характерные группы смысловых замен:

  • употребление характерного признака вместо всего предмета («борода» вместо «дедушка»);
  • называние другого предмета, ситуационно связанного с данным («краска» вместо «кисточка»);
  • называние общей ситуации вместо предмета («аптека» вместо «термометр»);
  • называние предмета, сходного по назначению («замок» или «ключ» вместо «крючок»);
  • называние предмета, внешне сходного с данным («кисточка» вместо «метла»);
  • называние действия, связанного с этим предметом («садится» вместо «стул»);
  • использование перифраз для обозначения предмета («дверь закрывают» вместо «замок»).

Характерны также смешения, пропуски или замены приставок и суффиксов («внеманительно» вместо «внимательно»). Встречаются грубые искажения звукослоговой структуры слов, например, выпадение безударных частей слова («ко» вместо «молоко»).

Несформированность грамматического строя речи обусловлено неточностью слухового восприятия окончаний и предлогов, которые выполняют роль связи слов в предложении. Поэтому нередко наблюдаются неправильное согласование слов, неправильное употребление падежных окончаний, пропуск предлогов, употребление лишних предлогов («Дети ушли в куда-то далеко»), искажение структуры сложных предложений. Письменная речь во многом отражает недостатки устной речи, что способствует появлению аграмматической, акустической и артикуляторно-акустической дисграфий. Также встречаются дисграфии при нарушениях фонематического анализа и синтеза слов, для которой характерно искажение звукослоговой структуры слов за счет пропусков, перестановок и замен букв или слогов с словах.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психофизиологические средства усвоения речи у детей с нарушением слуха | Материал основной части лекции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.