КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Направления коррекционной работы
Согласно Типовому положению от 26 мая 1970 года, дети-алалики начиная с 2,5-3-4 лет направляются для коррекционного обучения в логопедические группы со сроком пребывания 3—4 года. Какую посильную помощь может и должен оказать воспитатель, если ребенок находится в массовом детском саду? В первую очередь нужно постараться преодолеть речевой негативизм, т.е. нежелание общаться с окружающими детьми и взрослыми. Эту задачу воспитатель может решить, создавая для ребенка интересные игровые ситуации и привлекая его к совместным видам деятельности (конструированию, рисованию, лепке и т.д.). Эффективным является вызывание у ребенка как речевого, так и двигательного подражания. Важно помнить, что нужно серьезно заниматься развитием психологической базы речи у таких детей, т.е. процессов внимания, памяти, восприятия, наглядного, образного мышления. Необходимыми являются задания, направленные на развитие понимания речи. Воспитатель подбирает предметы, игрушки, карточки в соответствии с опорными тематическими циклами («Посуда», «Одежда», «Игрушки» и пр.). Сначала перед ребенком ставится задача показать названные предметы, их признаки и выполнить некоторые действия. Необходимо научить ребенка понимать обобщающее значение слова: «Покажи, чем режут хлеб», «Покажи, чем режут бумагу» — «Покажи все, чем можно резать». Параллельно с этим воспитатель демонстрирует взаимосвязь изменений, происходящих в реальном мире, и грамматических изменений в речи: — Покажи, где мальчик, а где мальчики. — Покажи, про кого говорят «плывет», а про кого — «плывут» и т.д. Развивая понимание речи и подражательную деятельность, воспитатель поощряет любые речевые проявления детей: подражание животным, звуки, издаваемые игрушками, предметами и музыкальными инструментами, отдельные «лепетные» слова — пи (спи), ди (иди) и т:д.
Воспитатель должен для себя определить ту систему поощрений, которую он может использовать при любых проявлениях речевой активности ребенка (публичная похвала, эмоциональная поддержка, небольшие игрушечные сувениры). Удачно подобранные поощрения и сюрпризные моменты будут в дальнейшем стимулировать ребенка к речевой активности. Учитывая некоторую застенчивость, робость и недостаточную контактность детей-алаликов, воспитатель должен смелее привлекать их в качестве своих помощников как на занятии, так и во внеучебное время: — Помоги раздать картинки. — Собери кисти и положи их на большой поднос. — Альбомы положи на столы, а тетради убери в стол. И т.д. Коррекционные занятия с детьми-алаликами предусматривают следующие направления: — развитие понимания речи; — уточнение и расширение словаря; — формирование грамматического строя речи; — воспитание правильного звукопроизношения; — развитие фонематического слуха; — развитие связной речи. Планируя логопедическую работу, необходимо опираться на сохранные компоненты языка, а также учитывать структуру речевого дефекта. Важно осуществлять принципы дифференцированного подхода с учетом индивидуальных познавательных, речевых и возрастных особенностей каждого ребенка. Динамика развития речи у таких детей достаточно замедленная, особенно при сенсорной алалии. Большую роль в процессе работы играет умение создать хорошую речевую среду, где быстрее сформируется стимул для активного речевого общения. Поэтому детей-алаликов не рекомендуется изолировать от их хорошо говорящих сверстников. При раннем выявлении таких детей, создании для них благоприятных условий, проведении систематических логопедических занятий возможны формирование у них полноценной самостоятельной речи и дальнейшее обучение их в общеобразовательной или специальной школе.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |