Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология права




V.

IV.

Накладные расходы строительных организаций, предназначенные для организации, управления и обслуживания строительного производства, в отличие от прямых затрат не связаны непосредственно с выполнением строительно-монтажных работ, а отражают затраты на создание необходимых условий для нормального функционирования процесса строительного производства.

Сметную величину накладных расходов рассчитывают по нормам, которые установлены на определенные виды строительства или комплексы однородных работ.

Нормы накладных расходов установлены отдельно для строительных, специальных и монтажных работ и выражены в процентах от прямых затрат или от основной заработной платы рабочих.

Для расчета сметной стоимости строительно-монтажных работ применяются предельные нормы накладных расходов, определяемые на основании средних норм. Средние нормы накладных расходов установлены по министерствам и ведомствам.

Нормы накладных расходов на строительные работы установлены в процентах к прямым затратам. Их величина колеблется в значительных пределах в зависимости от специализации подрядных организаций. Установленные исходя из средних норм предельные нормы накладных расходов для строительных ор­ганизаций обязательны для применения при составлении локальных смет на строительные работы.

Предельные нормы накладных расходов на монтажные и специальные строительные работы установлены едиными для всех исполнителей этих работ независимо от принадлежности строительно-монтажной организации к тому или иному министерству или ведомству.

Единые предельные нормы накладных расходов на специальные строительные работы установлены в % от прямых затрат:

- на монтаж металлоконструкций—8,6,

- на внутренние санитарно-технические работы—13,3,

- на буровзрывные работы— 17,3.

Единые предельные нормы накладных расходов на монтажные работы

установлены в % к основной заработной плате рабочих:

- на монтаж оборудования—80%,

- на электромонтажные работы—87%,

-на монтаж оборудования атомных станций—104%.

На строительство крупнопанельных домов и зданий из объемных блоков предельные нормы накладных расходов в среднем на 20 % ниже норм накладных расходов на строительные работы.

При выполнении работ по реконструкции и техническому перевооружению действующих предприятий применяются повышающие коэффициенты к нормам накладных расходов на строительные и монтажные работы. Для строек, расположенных в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, в районах с тяжелыми климатическими условиями, в пустынных, полупустынных и

высокогорных районах устанавливаются повышенные нормы накладных расходов на строительные и специальные работы. Повышенные нормы накладных расходов утверждаются в процентах к прямым затратам министерствами (ведомствами)-заказчиками совместно с министерствами-подрядчиками.

Нормы накладных расходов, действующие в строительстве, содержат следующие статьи затрат:

• административно-хозяйственные расходы;

• расходы по обслуживанию работников;

• расходы по организации и производству работ;

• прочие накладные расходы.

Административно-хозяйственные расходы включают средства,
необходимые для содержания аппарата управления:

1. основную и дополнительную заработную плату инженерно-технических работников, служащих и младшего обслуживающего персонала;

2. затраты на служебные командировки работников управления:

3. отчисления на содержание вышестоящих организаций;

4. прочие административно-хозяйственные расходы (канцелярские, почтово-телеграфные и др.).

Расходы на обслуживание работников строительства складываются из:

1. дополнительной заработной платы рабочих, занятых на строительно-мон­тажных работах (оплата за время отпуска, простоев по атмосферным и климатическим условиям, доплаты бригадирам за руководство бригадой, оплата дополнительного отпуска рабочих обучающихся в вечерних и заочных учебных заведениях, оплата за время государственных и общественных обязанностей и пр.);

2. отчислений на социальное страхование;

3. затрат на санитарно-бытовое обслуживание работников (содержание и обслуживание раздевалок, умывальников, душевых);

4. расходов по охране труда и технике безопасности (ограждение котлованов и траншей, устройство переходных мостиков, дополнительное освещение рабочих мест и т.п. отчислений профсоюзам на культурно-массовую и физкультурную работу.

Расходы на организацию работ на строительных площадках включают:

1. средства необходимые на содержание сторожевой и пожарной охраны;

2. износ производственного оборудования, малоценного и быстроизнашивающегося инвентаря, временных (нетитульных) сооружений (конторы производителей работ, помещения для обогрева рабочих, навесы, заборы и т. п.);

3. затраты на нормативные работы и рационализацию производства;

4. отчисления на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, на проектирование производства работ, испытание материалов и конструкций, благоустройство и содержание строительных площадок, подготовку объектов к сдаче;

5. расходы по повышению квалификации и по производственным командировкам рабочих.

Прочие расходы включают:

1. отчисления на создание фонда премирования за внедрение новой техники;

2. плату услуг буфетам и столовым;

3. расходы на наглядную агитацию и т. д.

Накладные расходы вычисляются в локальных сметах по видам работ (общестроительные, санитарно-технические и т.д.). При определении сметной стоимости строительных работ применяются нормы накладных расходов, установленные для организации, непосредственно выполняющей работы, поэтому в сметах на строительство объекта могут быть применены разные нормы накладных расходов.

Накладные расходы на монтажные работы учтены в ценниках на монтаж оборудования и поэтому отдельно в локальных сметах на монтажные работы не вычисляются.

Единые районные единичные расценки (ЕРЕР) на строительные конструкции и работы содержат все виды затрат, предусмотренных элементными сметными нормами производство работ, в денежной форме. ЕРЕР сгруппированы по видам работ и конструктивных элементов в 50 сборников, наименования и порядковые номера которых соответствуют принятым в сборниках ЭСН(Элементные сметные нормы).

Сборники ЕРЕР являются единым сметно-нормативным документом, обеспечивающим правильную организацию сметного дела в строительстве. Они обязательны для организаций всех министерств и ведомств при проектировании и строительстве новых, а также расширении, реконструкции и техническом перевооружении действующих предприятий, зданий и сооружений. ЕРЕР дифференцированы по 12 территориальным районам и 4 подрайонам: (соответственно принятой дифференциации сметных цен на привозные материалы).

Общие вопросы, связанные с применением единичных расценок, и перечень областей, краев, республик, отнесенных к соответствующим территориальным районам и подрайонам, приведены в Указаниях по применению ЕРЕР-84 (приложение к СНиП ГУ-5-84 «Правила разработки единых районных единичных расценок на строительные конструкции и работы)

ЕРЕР разработаны на единицу измерения, указанную в ЭСН, в ценах 1991 г. Каждый сборник ЕРЕР содержит техническую часть и таблицы с единичными расценками. В технической части приведены общие указания о порядка применения единичных расценок сборника и правила исчисления объемов работ. В таблицах содержатся показатели сметных прямых затрат, установленные на соответствующий измеритель конструкции или работы.

Прямые затраты исчислены по первому подрайону первого территориального района, который принят в качестве базисного. Затраты на основную заработную плату рабочих определены по базисному району с районным коэффициентом, равным 1, т. е. без учета поясных коэффициентов к заработной плате. Затраты на эксплуатацию машин также определены применительно к условиям первого района. Наряду с общей суммой затрат на эксплуатацию строительных машин выделяется заработная плата рабочих, занятых их управлением и обслуживанием. Затраты на материалы, изделия и конструкции рассчитаны по ЭСН и Сборнику сметных цен на материалы, изделия и конструкции по базисному району.

В таблицах ЕРЕР содержатся показатели затрат труда рабочих, кроме занятых управлением и обслуживанием машин, в человеко-часах, шифр ЭСН, на основе которой составлена расценка. Кроме того, в таблицах ЕРЕР отражены прямые затраты по территориальным районам и подрайонам (кроме базисного) без учета районных и других коэффициентов на заработную плату. В отличие от затрат на заработную плату рабочих и эксплуатацию строительных машин стоимость привозных материалов при разработке ЕРЕР-84 рассчитана диффе­ренцирование по территориальным районам и подрайонам. Следовательно, затраты на привозные материалы в прямых затратах ЕРЕР приняты по средним сметным ценам, установленным по территориальным районам и подрайонам.

Пример единичной расценки приведен в табл. 1.

Таким образом, в ЕРЕР учтены затраты на выполнение комплекса работ, предусмотренного элементными сметными нормами, включая выполнение основных, вспомогательных, сопутствующих операций и доставку изделий, материалов и конструкций от приобъектного склада до рабочей зоны. Затраты, включенные в ЕРЕР, соответствуют выполнению работ при положительной температуре наружного воздуха.

Единичные расценки не учитывают стоимость местных и некоторых привозных материалов, характеристика которых подлежит уточнению по проектным данным.

По полноте охвата затрат, учтенных в единичных расценках, ЕРЕР подразделяют на три группы. В первую входят расценки, в которых учтены все статьи прямых затрат (основная заработная плата рабочих, затраты на эксплуатацию машин, стоимость материальных ресурсов). Во вторую группу включены расценки, не учитывающие стоимость привозных материалов, изделий и конструкций (металлических, деревянных конструкций, столярных изделий и др.). В третью группу входят расценки, в которых не учтена стоимость местных материалов и конструкций.

Расценки первой группы не требуют, как правило, корректировки при их использовании для определения сметной стоимости строительных работ. При использовании расценок второй и третьей групп стоимость не учтенных в расценках местных и привозных материалов, изделий и конструкций учитывается в локальных сметах (сметных расчетах) отдельной строкой после соответст­вующей единичной расценки.

Наименование, технические характеристики и нормы расхода материалов, не учтенных в единичных расценках, указаны в графе «Материальные ресурсы, не учтенные в расценках» таблиц ЕРЕР или в приложениях к ним. По некоторым неучтенным материалам, изделиям и конструкциям указано только наименование, а технические характеристики и нормы расхода их принимаются по проектным данным (рабочим чертежам).

Единичные расценки на работы, выполнение которых осуществляется с применением местных материалов, изделии и конструкций, а также материальных ресурсов, отнесенных к категории привозных, но не учтенных еди­ными районными единичными расценками, привязываются к местным условиям строительства. Привязка единых районных единичных расценок к местным условиям строительства производится путем оценки материальных ресурсов, не учтенных едиными районными единичными расценками, по Сборнику средних районных сметных цен на местные материалы, изделия и конструкции (прило­жение к СНиП IV-4-84) для привозных материалов и по ценникам зональных сметных цен на местные материалы, изделия и конструкции для местных материалов.

К местным материалам в ЕРЕР отнесены: кирпич строительный всех видов; черепица; камень (керамический, бутовый, туфовый и др.); щебень (каменный, кирпичный и др.); гравий разный; балласт песчаный, гравийный и др.; шлак (котельный, паровозный и др.); песок (горный, речной и др.); шлакоблоки: бетонные, железобетонные, пенобетонные, керамзитобетонные, гипсобетонные и тому подобные конструкции и изделия; растворы и бетоны; асфальтобетонные смеси для строительных работ; трубы дренажные керамические; материалы для дорожных работ (асфальт, бордюр, плиты для тротуаров и др.); растительная земля, деревья, дерн, вода и другие местные строительные материалы.

Кроме учета стоимости местных и привозных материалов, не учтенных в единичных расценках, при составлении локальных смет на основе ЕРЕР дополнительно учитываются поправки на заработную плату рабочих, включая заработную плату рабочих, обслуживающих машины, в связи с применением районных, льготных и других коэффициентов к заработной плате, установленных для конкретной территории или стройки.

В ЕРЕР-84 затраты на заработную плату определены по тарифным ставкам. Так как часть работ оплачивается по премиальной системе и затраты на заработную плату при этом возрастают, то в сметах предусматриваются средства для компенсации этих затрат в процентах от стоимости строительно-монтажных работ.

Повышающие поправочные коэффициенты к нормам затрат труда, основной заработной плате рабочих, затратам на эксплуатацию машин применяются при производстве строительных работ в эксплуатируемых зданиях и сооружениях, вблизи объектов, находящихся под высоким напряжением; на территории действующих предприятии, имеющих разветвленную сеть транспортных и инженерных коммуникаций, и других усложняющих условиях при реконструкции, техническом перевооружении и расширении действующих предприятий (зданий и сооружений).

Коэффициенты учитывающие влияние условий производства работ, и районные коэффициенты к заработной плате работников строительных организаций приведены в Указаниях по применению ЕРЕР-84.

При составлении смет на основе ЕРЕР также дополнительно учитывается разница в затратах на электроэнергию и сжатый воздух, когда стройка обеспечивается ими по ценам, отличающимся от принятых в ЕРЕР более чем на 10 %. Разницу в затратах на электроэнергию следует определять исходя из норм

расхода электроэнергии на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно- монтажных работ.

Для строек, расположенных в территориальных районах II, ПА, VIII, IX и X, к затратам на эксплуатацию машин применяют поправочный коэффициент 1,05, учитывающий повышение нормы амортизационных отчислений и большой расход энергоресурсов в этих районах.

В средних районных сметных ценах на привозные материалы расходы по доставке материалов установлены на расстояние до 30 км (по метало-конструкциям до 10 км). Если расстояние перевозки для конкретной стройки отличается от принятого в ЕРЕР, то к сметной стоимости вносится поправка, величина которой определяется по нормативам, приведенным в Указаниях по применению ЕРЕР-84.

На основе ЕРЕР, привязанных к местным условиям строительства, составляются каталоги единичных расценок. Эти каталоги разрабатываются для каждого района (зоны). Районы (зоны) определяются согласно условиям, принятым для разработки сметных цен на местные строительные материалы, изделия и конструкции.

Каталоги единичных расценок бывают трех видов:

1.общеотраслевого назначения — для неспециализированных строек;

2. построечные —для крупных строек с высокой сметной стоимостью, для взлетно-посадочных полос аэродромов и автомобильных дорог;

3. ведомственные — для специализированных строек.

Каталоги единичных расценок общеотраслевого назначения составляются отдельно для промышленно-гражданского строительства и для строительства в сельской местности. Каталоги единичных расценок общеотраслевого назначения применяют все организации, осуществляющие строительство в соответствующих районах (зонах).

 

Теория права и психология права. В юридической науке хрестоматийны идеи интегративного подхода к праву, действию права, правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, который только и способен обеспечить достижение нужного правового и социального результата. Признается, что наряду со специально-юридическим необходим и «социологический», а в рамках его и личностный подход, реализующий формулу «человек есть мера всех вещей», в том числе и правовых. Личность — не только объект правового воздействия, но и источник, формирующий право, сила, творящая и преобразующая посредством права социальную действительность. Приоритет человеческой личности, ее интересов и потребностей, социальных групп во всех правовых решениях и действиях должен быть бесспорен, ибо такова гуманистическая природа права.

Ученые-правоведы, отмечая необходимость интегративного подхода, развивают в деталях собственно правовую сторону его в аналитической теории права, а другие его стороны, призванные изучаться другими специалистами, остаются практически в области неразведанного интеллектуального пространства. Лишь около 20 лет назад российским ученым В.В. Лазаревым предпринималась теоретически оригинальная и полемически острая попытка обосновать необходимость правовой психологии.

Почти 100 лет назад Л.И. Петражицким была создана так называемая «психологическая школа права», в которой автор сделал радикальную попытку психологически раскрыть связь личности и права. Им были допущены и ошибки, в частности, утверждалось, что право — категория психологическая: «...право есть психический фактор общественной жизни, и оно действует психически». Последовавшая критика слабых мест теории привела к тому, что «вместе с водой выплеснули и ребенка». Практика современной аналитической теории права практически не опирается на данные психологической науки. Частое употребление слов «личность» и «психология» мало спасает положение.

Рассмотрение психологии личности и психологии групп далеко от современных данных научной психологии. О психологии права вспоминают как об ушедшем в историю событии, что уже можно расценивать как ослабление внимания к психологическим аспектам правотворчества и правоисполнения. Верная мысль правоведов, что недооценка «человеческого субстрата» ущербна для юридической практики, вполне может быть отнесена к состоянию изученности и оценки психологии этого субстрата в теории права.

Вообще проблемы права и психологии права весьма сложны и сходу их не решить. Еще раз это подтверждает ознакомление с работами ведущих теоретиков в области аналитического правоведения, правовой философии, социологии права, отличающихся эрудированностью, глубиной и тонкостью мысли, изяществом и логикой рассуждений, вызывающих восхищение. Многие опубликованные учебники и пособия по юридической психологии просто обходят сложности этой проблемы.

Вопросы психологии права нуждаются в более полном и компетентном психологическом рассмотрении, что и призвана осуществить юридическая психология. В ряду с существующими разделами теории права, отражающими разный уровень изучения права, должна занять достойное место и психология права как раздел ее. Излагаемые ниже — подходы в ее разработке.

Правовое регулирование и психология. Общепризнано, что в системе социального регулирования важное место занимает правовое регулирование. В энциклопедическом понимании всякое регулирование означает упорядочение, воздействие с целью наведения порядка, правильности, приведения в движение, развития какого-либо явления. Право, призванное регулировать общественные отношения, оказывает влияние на психологию и поведение людей. В работах по теории права справедливо отмечается, что только пройдя через сознание людей, право может повлиять на действительность общественных отношений. «Выделять понятие нормативной регуляции из психологической «механики поведения» можно лишь посредством теоретической абстракции», — верно отметил О.Г. Дробницкий. Сознание — не просто мышление. Это практически вся психика во всем богатстве ее феноменов, закономерностей и механизмов за исключением сферы бессознательного. Поэтому и понять регулирующее воздействие права нельзя, ограничившись упоминанием роли мышления, мотивами или волей. Право воздействует на личность и личность отвечает всей целостностью своей психологии, всего мира психических явлений, что непременно должно быть принято во внимание при рассмотрении правового регулирования.

Под правовым регулированием обычно понимается использование всех возможностей воздействия права на сознание и поведение людей, всех его видов — воспитательного, мотивационного и специфически юридического, — закрепление прав и обязанностей участников общественных отношений, установление правовых запретов, обеспеченность права мерами государственного принуждения. Право оказывает влияние на духовный мир и поведение людей через комплекс предоставляемых прав и обязанностей, запретов и дозволений, правовой статус. Правовое регулирование в отношении личности в теории права выражается в понятиях «регулятивное воздействие», «идейно-мотивационный характер его», «внутренние (моральные) начала», «влияние на поведение», «вызов поступков», «обеспечение правомерного характера деятельности» и т.п.

В теории права справедливо выделяется роль социально-психологических групповых факторов, правовой психологии, но сама правовая психология групп практически не рассматривается как объект правового регулирования. Употребление понятия «правовая психология населения» более отвечает сущности философского, нежели психологического, подхода и мало спасает положение, ибо это понятие слишком глобально и используется без дифференциации с учетом всего мира социально-психологических явлений.

Стоит подчеркнуть достаточно очевидное, но психологически принципиально важное. Формула «общество состоит из личностей», подход к рассмотрению регулирующей роли права в рамках отношений «право + личность» страдают на самом деле асистемной прямолинейностью, не соответствующей психологическим реальностям. Между обществом и психологией личности стоит групповая психология. Психология личности — не замкнутая, а полуоткрытая система, в которой всегда представлены, в большей или меньшей степени, влияния психологии групп разного масштаба и других особенностей, элементом которых она является. Классические положения о том, что нельзя жить в обществе и быть от него свободным, что психология личности есть совокупность всех общественных отношений, можно представить схематически, как это показано на рис. 2.1. Человек живет, понимает мир, относится к его явлениям в значительной степени под влиянием окружающей его социально-психологической «призмы». Нельзя ожидать от него и правомерного поведения, не изменив социально-психологическую атмосферу, которая подпитывает его мысли, убеждения, чувства, намерения и пр. Поэтому весь психологический пафос правового регулирования должен быть связан с предметом — системой «право—психология группы—психология личности», в которой две последние психологические реальности должны рассматриваться во взаимосвязи.

Система права и психология. Право как институциональное образование, как объективное право, складывается, как вещество из атомов и молекул, из множества законов, юридических норм, прав и обязанностей, санкций, других элементов правовой материи, выраженных в признаваемых государством источниках. Это многоуровневая, иерархическая структура, существующая в обществе, построенная на основе правовой идеологии и выступающая в качестве особого регулирующего феномена, обладающего системным правовым влиянием. Лишь развитое право, выраженное с высоким уровнем этого социально-правового образования, способно оказать позитивное регулирующее влияние на законность и правопорядок в обществе. Достижение этого правовая наука рассматривает в качестве основной задачи всей правотворческой деятельности государства.

Бытие правовой системы связано с явлениями общественного сознания, выраженного концентрированно в правовой идеологии. Правовая наука понимает под ней систематизированную, выраженную в правовых категориях (законности, справедливости, равноправия, единства прав и обязанностей и др.), правовых и научных документах и воплощенную в объективном праве научно обоснованную и одобряемую государством концепцию о роли права и способах использования его возможностей в интересах построения правовой основы государства и общества, гарантированного обеспечения прав граждан и развития общества как гуманного и правового.

Альтернативой правовой идеологии выступает правовая психология, (Е.А. Лукашева называет ее социально-правовой психологией), представляющая собой психическое отражение всей системы права и его элементов в обыденном сознании населения и его групп. Это своеобразный «дух права» (С.С. Алексеев) в народе и государственных структурах, степень реальной жизни правовых идеалов и ценностей, действительной авторитетности права, выраженных в социально-психологических феноменах: общественных взглядах, общественном мнении, общественном настроении, правовых традициях и обычаях, реально функционирующих групповых нормах отношений и поведения и др.

Большинство правоведов видят не только влияние системы права, правовой идеологии на общественную правовую психологию, но и влияние последней на первую. Правотворчество детерминируется потребностями общественного развития. Когда накопились предпосылки и назрела необходимость правовых нововведений, в процесс правообразования вступают компетентные государственные органы.

В свою очередь правовая психология — не зеркальное отражение объективного, писаного права. Неосведомленность, неполное понимание, искаженное понимание, ошибочное толкование и другое могут вызывать отставание правовой психологии. В то же время развитие правовой психологии, вызванное изменениями образа жизни и самодвижением, обязывает совершенствовать систему права. Пассивное отношение государства к отражению в создаваемой и совершенствуемой системе права правовой психологии, как учит опыт, сказывается отрицательно на реальном состоянии законности и правопорядка. В России в последние годы произошло снижение «духа права» в обыденной психологии. Растут проявления правовой неосведомленности, правового нигилизма, чувства правовой незащищенности, неверия в гарантированность предоставляемых прав, безнаказанности правонарушителей, беспомощности правоохранительных органов, недовольства состоянием правотворчества и качеством законов, отставанием законотворческой деятельности от потребностей жизни общества и граждан, оторванности государственных органов от народа, снижением авторитета правоохранительных органов и др. В условиях, казалось бы, активной законотворческой деятельности в государстве и принципиальной правильности правовых новаций это может казаться парадоксальным. Однако во многом это объясняется почти полным отсутствием цивилизованно поставленной деятельности федеральных и муниципальных органов по упрочению связей между правовой идеологией, правотворчеством и правосознанием. Отрицательно сказываются, как об этом свидетельствуют результаты опросов населения, прекращение публикации во всех газетах (как это было раньше) новых законодательных актов, отсутствие теле- и радиопередач с разъяснением новых законов, отражение вопросов права и правопорядка преимущественно в негативном свете (преобладание «пугающей» информации, увлечение критикой правоохранительных органов и показом их промахов и плохой работы и тд.), культ силы, жестокости, безнравственности и насилия в фильмах, демонстрируемых по телевидению и др.

Таким образом, психологическая реальность присутствует во всех блоках права: праве как нормативном образовании, механизмах правового регулирования, правотворчестве и правоисполнении. Человеческая (личностная, групповая) направленность права, усиление человеческого начала в нем, увеличение его силы и реального влияния на социальные процессы возможны лишь при полноценном учете его связей с психологическими реалиями и задачами, при их психологическом усилении. Без этого право неизбежно теряет в своем потенциале, силе регулирующего влияния на состояние законности и правопорядка. Всесторонний учет психологических взаимосвязей его конкретизирует достоинства естественно-правового подхода к праву, строящемуся на гуманистических идеях об определении его содержания на основе естественных, прирожденных прав человека как представителя человечества, члена общества, носителя сознания. Гуманитарно-моральные критерии — первооснова развитой юридической системы. Только при гуманитарно-психологическом видении права и построении на нем позитивного права право на деле обнаруживает себя как гуманитарное явление, приобретает характер подлинной цивилизованности, подлинной социальной ценности, социального блага и становится действенной социальной силой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.