Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общий порядок принятия НПА. Правотворческие органы




Виды НПА.

Классификацию нормативно-правовых актов можно произвести по различным основаниям: по юридической силе; по объему и характеру действия; по субъектам, их издающим; по сфере действия; по сроку действия и др.

· По юридической силе:

1) законы;

2) подзаконные акты.

 

┌─────────────────────────────────────────┐

│ ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ │

│ (по юридической силе) │

└──────────────────┬──────────────────────┘

┌─────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────┐

│ Законы ├─────┴─────┤ Подзаконные акты │

└────────────┬────────────┘ └─────────────┬────────────┘

│ │

│ │

┌──────────┴──────────┐ ┌───────────┴──────────┐

│ Конституция │ │ Указы Президента │

└──────────┬──────────┘ └───────────┬──────────┘

┌──────────┴──────────┐ ┌───────────┴──────────┐

│ Федеральный │ │ Постановления │

│конституционный закон│ │ Правительства │

└──────────┬──────────┘ └───────────┬──────────┘

┌──────────┴──────────┐ ┌───────────┴──────────┐

│ Федеральный закон │ │ Инструкции, приказы │

│ │ │министерств и ведомств│

└──────────┬──────────┘ └───────────┬──────────┘

┌──────────┴──────────┐ ┌───────────┴──────────┐

│ Закон субъекта │ │Акты регион-х орг-в │

│ Федерации │ │государственной власти│

└─────────────────────┘ └───────────┬──────────┘

┌───────────┴──────────┐

│Акты регион-х органов │

│ государственного │

│ управления │

└───────────┬──────────┘

┌───────────┴──────────┐

│ Акты муниципальных │

│ органов │

└───────────┬──────────┘

┌───────────┴──────────┐

│ Локальные │

│ нормативные акты │

└──────────────────────┘

· По объему и характеру действия:

1) акты общего действия, которые распространяются на всю территорию государства;

2) акты ограниченного действия, которые распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;

3) на акты исключительного действия, которые реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств (чрезвычайных ситуаций, военных действий, стихийных бедствий).

· По субъектам нормотворческой деятельности:

1) акты законодательной власти (законы);

2) акты исполнительной власти (подзаконные акты);

3) акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

· По сфере действия:

1) общефедеральные

2) нормативные акты субъектов Российской Федерации;

3) нормативные акты органов местного самоуправления;

4) локальные нормативные акты.

· В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества:

1) нормативные акты государственных органов;

2) нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);

3) нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

4) принятые на референдуме.

· В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на:

1) нормативные акты неопределенно длительного действия (бессрочные);

2) временные нормативные акты (срочные).

 

 

Правотворчество – это процесс возведения государственной и общественной воли в закон, ее оформление в нормативно-правовых актах, это процесс придания государственному велению общеобязательного характера. В юридическом смысле – это деятельность органов государственной власти по принятию, отмене, изменению правовых норм.

Правотворчество охватывает все виды и способы (формы) деятельности по возведению воли общества в закон:

1) принятие НПА органами государства;

2) непосредственное возведение воли народа в закон путем референдума;

3) санкционирование обычаев и норм, выработанных негосударственными органами;

4) формирование юридических прецедентов.

Принципы правотворческой деятельности: демократизм (активное участие представителей различных слоев общества), законность и конституционность, гуманизм, профессионализма (участие квалифицированных специалистов на всех стадиях правотворчества), научности, гласности, открытости, оперативности (НПА должны закреплять реально существующие отношения в обществе), технического совершенства НПА.

В зависимости от значимости правотворчество подразделяется на:

1) законотворчество - правотворчество высших представительных органов - парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой;

2) делегированное правотворчество - нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию, для оперативного решения определенных проблем, нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа;

3) подзаконное правотворчество - здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам - Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций. Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах.

Правотворческая деятельность представляет собой ту или иную юридическую процедуру, то есть урегулированную правом последовательность совершения правотворческих действий и операций, направленных на конкретный правотворческий результат. Правотворческая процедура – достаточно длительная по времени и сложная, состоящая из следующих этапов:

- выявление потребности принятия нормативно-правового акта (влияют экономические, политические, социальные, идеологические факторы);

- изучение, анализ общественных отношений, для регламентации которых необходимо принять данный акт;

- определение вида нормативно-правового акта и вида органов, правомочных его принять;

- принятие решения о подготовке нормативно-правового акта;

- разработка концепции будущего акта;

- подготовка рабочей группой (разработчиком, органом) проекта нормативно-правового акта;

- предварительное рассмотрение проекта акта;

- общественное обсуждение проекта;

- официальное рассмотрение проекта нормативно-правового акта с учетом процессуальных требований органом, к ведению которого относится его принятие;

- принятие правового акта, его оформление и подписание;

- опубликование акта и его вступление в законную силу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.