Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинар №4)

 

Биография Ахматовой

 

Задание: (не лекции будет Бунин, на семинаре – Андреев)

 

3 вопроса:

 

1. Что такое экспрессионизм (из энциклопедии, сейчас даже есть энциклопедии экспрессионизма, словарь; любая литературоведческая энциклопедия). Также, советую взять 1-й том словаря "Русские писатели 1800-1917 гг.", издательство "Энциклопедия". Там очень хорошая статья об Андрееве. Кроме того, там есть очень интересная фотография.

Итак, что такое экспрессионизм, и путь Андреева по этой статье (она очень хорошая и она многое нам прояснит).

 

2. Своеобразие жанра рассказа в творчестве Леонида Андреева. Мы не берем Андреева – драматурга. Но нам надо хотя бы разобраться какой новый вид рассказа он создал. Надо прочитать такие рассказы (именно к следующему семинару): "Ангелочек", "Бездна", "Мысль" и "Красный смех". Подряд их прочитав вы поймете, как меняется сюжет изложения, как композиция меняется в рассказе, тип героя (андреевский тип героя). Как рождается рассказ именно Леонида Андреева (есть чеховский рассказ, есть лесковский рассказ, толстовский – а есть андреевский и он особый). Вы должны это понять.

 

3. Библейские мотивы и образы в творчестве Леонида Андреева. Возьмем все одно произведение – "Иуда Искариот" (хотя, как известно, он была Иуда из города Кариот, но он стал искариотский Иуда и Андреев так назвал). Ну в связи с тем, что открыто Евангелие от Иуды сейчас, это может быть интересно. У Андреева есть другие произведения, в который есть библейские мотивы. Например, повесть "Жизнь Василия Феверского", рассказ "Елиозар" (который в свое время не разрешали печатать; не потому, что наша власть была религиозна, но не печатали этот рассказ). Они действительно очень страшные, тяжелые, депрессивное состояние рождающие, поэтому я не буду их вам рекомендовать. Но повесть "Иуда Искариот" надо прочитать! И подумать, почему Андреев обращается к этому образу, и как он его интерпретирует. Обратите внимание на стиль этого повествования, на способы создания образа центрального героя – Иуды, на роль диалога в этом произведении.

 

Сергей Александрович Есенин (по его собственной автобиографии)

21 сентября (по старому стилю) 1895 г.

 

Итак, Есенин из крестьянской среды. И хотя он говорит о своем сознательном творчестве с 1916 года, но у него уже в 1910 году были потрясающие стихи. И я хотела бы подчеркнуть, что Есенин, в отличие от многих других поэтов (ну у всех была эволюция какая-то, может быть исключая Федора Сологуба, который как начался так и кончился; абсолютно одинаковый в точки зрения роста), может и была эволюция, но она была, как мне кажется, скорее касалась проблематики, изменения образного строя, но нельзя сказать, что ранние стихи Есенина много слабее, чем поздние.Т.е. он начал сразу с очень высокой ноты. Естественно, что более поздние стихи, он достигает невероятного совершенства. Но вот для Есенина характерно такое очень яркое начало. Т.е. в ранних стихах мы ощущаем мощного, очень крупного и необычайно одаренного художника. Т.е. у него как бы пора ученичества, на мой взгляд, она просто отсутствует. Он начинает сразу с очень высокого уровня образного строя. Т.е. например открываете Есенина, вот стихотворение 10-го года – Есенину всего 15 лет! Он еще совсем молодой человек, можно сказать, а он уже, например, пишет такое четверостишие: там где капустные грядки красной водой поливает восход, теленочек маленькой матки зеленое вымя сосет. Такое стихотворение, но просто этюд, можно сказать; четверостишие – но уже оно демонстрирует мастерство, и демонстрирует его богатство образного видения. Поразительно на самом деле – капустные грядки красной водой поливает восход. Какая метафора интересная. Т.е. капустные грядки красными кажутся, оттого, что они на восходе солнца, они становятся красными. У Есенина с самого начала его первых опытов поэтических, обращает на себя внимание необычайная изобразительность его поэзии. Т.е. он умеет видеть, видеть образно. И поэтому говоря об эволюции Есенина, может быть там об углублении, о расширении, о чем угодно, там, о драматизме, о трагических интонациях, о новых каких-то открытиях (в форме?) но образовидение его, его поэтический мир он складывается с самого начала. И этот образный мир отличается изобразительностью. Поэтому для него очень важное значение приобретает цветовая гамма, цветовая насыщенность его поэзии, символика цвета. Есенин (сам об этом говорит в своей автобиографии) входит в литературу среди поэтов так называемых новокрестьянских, как он говорит: "Меня встретили Блок и Городецкий". Городецкий, как мы знаем, был одним из участников акмеистской школы, лидером ее, но это был такой поэт, такой человек, который был очень переимчив, переменчив. И вот в 15-м году он уже оказывается близок к таким двум группам поэтическим, которые называются "Страда" и "Краса". И как вы чувствуете по названию – это группа поэтов-выходцев из крестьянской среды. Акмеисты так бы не могли назвать свое объединение. Это группы так называемых "новокрестьянских поэтов". И к ним относятся, помимо Есенина: Николай Клюев, Сергей Клычков (очень талантливый поэт-(страдалец?), Петр Орешин, Пимен Карпов. Я должна сказать, что все новокрестьянские поэты были очень талантливы, и особенно, конечно, крупные фигуры среди них были – Клюев и Клычков. Но надо сказать, что в начале 30-х годов, до 38-го года – они все были уничтожены, все до одного, ни одного не уцелело, они все были репрессированы, все были уничтожены советской властью, в т.ч. и гениальный Клюев и очень талантливый Клычков. Ну естественно, т.е. неестественно – их не печатали у нас в советское время. Но сейчас проза Клычкова вся напечатана. Вообще, у них у всех очень интересная проза, в т.ч. и у Есенина. У него есть очень интересная проза, называется "Я", а у Клычкова потрясающая повесть, называется "Сахарный немец", и очень глубокая вещь о крестьянском мире "Чертухинский балакирь". Сейчас они все опубликованы. Почему они назывались "новокрестьянскими". Ясно, что они были выходцами из крестьянской среды, но они называются "новокрестьянскими". Потому что была знаменитая группа Ивана Сурикова, которая называлась "группа крестьянских поэтов". Суриковская школа. И здесь очень интересная проблема. Суриковская школа, и сам Иван Суриков, поэт (крестьянин?) … они пришли в литературу, чтобы сказать о том, как тяжела доля крестьянина на Руси. Т.е. их главная тема. Они наследники некрасовской лиры, и они воспели крестьянина-труженника, и показали, как ему тяжело живется. Вот новокрестьянские поэты – все выходцы из крестьянства, (Клюев – аламерский? крестьянин, Клычков из тверской земли, Есенин из рязанских раздолий) они пришли в литературу уже не с социальной темой – вот это, пожалуйста, имейте в виду. Они действительно поэты эпохи вот уже другой, Серебряного века. Их прежде всего интересует не социальная жизнь крестьян, не невзгоды и тяготы их труда и существования. А в поэзии они ставят первым вопросом – вопрос национальной природы русской жизни, вот крестьянского характера, как выразителя национальной души. Крестьянского мира, как отражающего, как образ России. Т.е. у них проблематика уже не социальная, а онтологическая, бытийная, философская. Они ставят вопрос о том, что такое Россия, что такое Русь – через, вот, образ ее крестьянина. Т.е. они как бы на самом деле совпадают с проблематикой тех писателей Серебряного века, того же Андрея Белого, который говорил о том "а что такое Россия"; Блока. Только они по-разному отвечают на этот вопрос. Но тема-то и проблема, у них одна – что такое русская душа, что в ней заключено, что такое русская жизнь. И, естественно, в раннем творчестве Есенина вы сразу видите его истоки. В чем они? Истоки раннего творчества Есенина, да и всего творчества Есенина. Какие начала в творчестве Есенина вы улавливаете с первого звука его стихов, какие традиции? Религиозность, православие присутствует. Т.е. религиозное сознание – почва его поэзии. Почти в каждом стихотворении вы видите ивы как монашки, вы в каждом стихотворении есть ассоциации с миром религиозным. "…Пахнет яблоком и медом / По церквам твой кроткий Спас…", т.е. везде вы видите образы религиозного мира. Он человек патриархального религиозного уклада. И в поэзии он пытается воссоздать целостность этого уклада. Еще какая почва в есенинской лирике? Природа. А еще, он пишет в своем знаменитом стихотворении "Гой ты Русь моя родная, хаты – в ризах образа". Откуда это слово "гой" – из народа, из фольклора. Вы помните наверное еще произведение, про купца Калашникова (Лермонтов), у которого рефрен в этом произведении песня гусляров, которая начинается со слова "гой". "Гой" – фольклорное слово. И вот у Есенина очень сильное фольклорное начало. В чем оно проявляется? Прежде всего в очень широком использовании образа природы. Как он их использует, что он делает с природными образами? Какая у него природа? Это не картинка. Она – живая. Т.е. он природу олицетворяет. У него природа антропоморфична, т.е. она очеловечена. Она живая. Это традиция фольклорная, можно даже сказать традиция языческая. Т.е. мы видим у Есенина удивительный пласт, который есть на самом деле отражение загадки русской души. Это языческие корни и православно-христианские, которые дают вот такой причудливый…. Язычество невозможно из русского сознания до конца уничтожить, также как и православие. Есенин как бы отражение этого "кентавра". Я не дала вам задание, потому что вы так плохо готовитесь, побоялась даже рекомендовать статью самого Есенина "Ключи Марии" 1918 года. Потому что он очень серьезно интересовался национальной природой, т.е. не пейзажем, а природой национального характера и национальной жизнью; и понимал, что эту природу ему подскажет понять народное искусство – фольклорное начало, народное творчество. Причем не только литературное, т.е. фольклорное, не только словесное, но и изобразительное. Он написал свою большую работу, статью "Ключи Марии", в которой пытался размышлять об истоках народного искусства и истоках национального характера. Статья эта очень интересная, но она трудная; и во многом она не вполне самобытная для Есенина, потому что она написана вслед, по мотивам я бы сказала, с помощью знаменитой книги собирателя русских сказок Афанасьева (у него было замечательное исследование научное "Воззрение древних славян на природу"). Вот Есенин был увлечен Афанасьевым (потому что он был увлечен народным характером, поэтому он увлекся и Афанасьевым, чтобы понять этот народный характер, понять самого себя). Есенин, конечно, лирический поэт. У него всё через "я" преломляется. Но поразительно, что вот это "я" его, оно не только "я" его – очень такое ранимое "я", очень тонкое "я". Потому что это был человек с такой тонкой кожей (даже Лермонтов был заслонен, он был такой ранимый человек, но был заслонен сарказмом, иронией, интеллектом своим мощным – была хоть какая-то преграда между ним и болью жизни, хотя это был один из самых ранимых людей). Но Есенин он вот абсолютно был действительно "кровью чувств ласкать чужие души" – вот так он написал в своем стихотворении "Быть поэтом – это значит то же, Если правды жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие души…". Это действительно очень точные слова, которые характеризуют его мир душевный необычайно тонкий, необычайно ранимый. Это просто такой был организм… страдающий всегда, я бы сказала так. Страдающий всегда! Отсюда алкоголизм, отсюда такая неадекватность часто поведения, скандальность, стихийность и многое-многое другое. От ранимости необычайной и тонкости мировосприятия. При этом, по этому он лирик, конечно (он не эпик, он – лирик), прежде всего. Лирический поэт. Но в Есенине поразительным образом это лирическое обогащается онтологическим, потому что он себя понять хочет: какой он, вот русский человек; но он через себя хочет понять душу народа, национальный характер, и в конце-концов и что такое сама Россия. Поэтому, он так как бы прилепился к этим самым новокрестьянским поэтам, которые были тоже заняты поисками вот такой самоидентификацией и понимания, что такое русский человек, русский художник, русский характер. Т.е. он очень национальный поэт. И естественно, что главной темой, 1-й темой его творчества была тема России, родины. И вот я хотела, чтобы вы прокомментировали эту тему и способы ее раскрытия в первой книге стихов Есенина "Радуница", которая вышла в 1916 году. Что такое "радуница", почему Есенин так называет? В этом году 2 мая будет: через неделю после Пасхи во вторник на Руси православной бывает день поминовения усопших, который называется – Радуница. Светлой памяти обо всех ушедших. Так вот, Есенин, создает эту книгу и называет ее так не случайно. Потому что он тем самым подчеркивает как бы, что все, что до него было – было не напрасно, и память о том, что было – она где-то в нем живет всегда, и она выкристаллизовывается в образы его стихов о современной ему России, о родине, которую он горячо любит. Скажите, в каких стихах этой книги, или в других каких-то стихах вы видите образ России, родины? Как он создает представление? ……Действительно, цветовая символика очень важна в лирике Есенина. Как я уже сказала онтологически. Вот действительно – именно цвет поднимает как бы от конкретного восприятия цветового, ну допустим – "синяя вода" просто – а когда Есенин пишет "Гой ты, Русь, моя родная, / Хаты – в ризах образа… / Не видать конца и края – / Только синь сосет глаза." – появляется эта "синь" – очень важный такой мотив, который сразу поднимает стихотворение от той конкретики непосредственно зрительного восприятия, потому что возникает вот эта проблема бескрайнего, совершенно необъятного пространства, которое синью. У него есть другое стихотворение, очень важное, 16-го года (???), которое вы обязательно должны знать хорошо "Запели тесаные дроги, / Бегут равнины и кусты. / Опять часовни на дороге / И поминальные кресты. / Опять я теплой грусть болен / От овсяного ветерка. / И на известку колоколен / Невольно крестится рука."… Посмотрите, как Есенин эти строчки пишет. Казалось бы, он дает нам образ дороги, странствия, которые сопровождают некоторые впечатления, зрительные впечатления. Но эти зрительные впечатления во-первых особые совсем, потому что "часовни на дороге и поминальные кресты", т.е. его глаз все-таки выхватывает то, что является вот для него сутью Руси: храмы, например; кладбища. И теплой грустью болен он от овсяного ветерка. Мне лично очень нравится эта строчка, она поразительная просто. Человек изнутри органически ощущает свою землю, он может придумать такой эпитет – овсяной ветерок. Т.е. он идет или едет мимо овс я ного поля, и ветер, который колышет эти овсяные колосья, он же не только – он запах овса несет, он как бы вот эту крестьянскую жизнь привносит в его сознание. А дальше, посмотрите: "Опять я теплой грусть болен / От овсяного ветерка. / И на известку колоколен / Невольно крестится рука.". Опять вот такое личностное впечатление, случайное совершенно, ощущение. Но вот в этом "невольно крестится рука", т.е. крестное знамение человек при виде храма, колокольни – "невольно", т.е. внутри него живет эта вера, он с нею, нерасторжим от нее. Это не какая-то там вне его его находящаяся духовность, а это его суть. Как овсяной ветерок и так рука крестится. Вот этим Есенин очень силен. А дальше посмотрите: "О Русь – малиновое поле / И синь, упавшая в реку" – это гениальный совершенно образ, в котором он сопрягает землю и небо, почти как Жуковский в гениальной элегии ("Море"?), когда море хотело вобрать в себя небо, когда Жуковский эту великую вечную дилемму земного и небесного пытался в своем романтическом элегическом стихотворении разрешить. А у Есенина здесь "синь, упавшая в рек у ". Небо нисходит на землю, оно благодатью своей наполняет Русь, т.е. оно благословляет Русь. Это…посмотрите: "Люблю до радости и боли / Твою озерную тоску". Вот как он умеет вот такие обобщения какие-то, такого духовного уровня, насытить психологическим, чувственным, таким вот, личностным. Эта озерная тоска, дорога бескрайняя. И дальше у него: "Холодный скорби не измерить, / Ты на туманном берегу. / Но не любить тебя, не верить – / Я научиться не могу. / И не отдам я эти цепи, / И не расстанусь с долгим сном, / Когда звенят родные степи"… А дальше вообще, просто – образ, который может быть только у Есенина! Вот только Есенин – даже у Клюева нет, который был очень религиозно наполненным художником – у Клюева нет такого образа. Посмотрите, что он пишет: "Когда звенят родные степи / Молитвословным ковылем.". Вы понимаете, что делает Есенин? Он не только олицетворяет природу, он ее одухотворяет. У него духовна сама русская природа. Ковыль духовен – "молитвословным ковылем". Т.е. всё пронизано присутствием Бога на Руси у Есенина. Вот какой он видит свою Русь. Необычайно богатой, одаренной духовно. И поэтому в стихотворении, которые вы начали "Гой ты, Русь, моя родная, / Хаты – в ризах образа"…. Как вы понимаете эту строчку? Для Есенина крестьянская изба – это не только храм, это обитель духа, да? Но крестьянская изба – она тоже одухотворена. Потому что она построена вот как-то так, как – она наполнена вот этим духовным содержанием. Поэтому окно крестьянской избы в этой удивительной вязи наличников, она воспринимается как икона. "Хаты – в ризах образа", т.е. изба крестьянская тоже, как весь патриархальный мир, наполнена духовным содержанием. И дальше посмотрите, именно поэтому он дальше пишет в этом стихотворении: "Как захожий богомолец / Я смотрю твои поля. / А у низеньких околиц / Звонно чахнут тополя. / Пахнет яблоком и медом / По церквам твой кроткий Спас. / И гудит за корогодом / На лугах веселый пляс. / Побегу по мятой стежке / На приволь зеленых лех, / Мне навстречу, как сережки, / Прозвенит девичий смех. / Если крикнет рать святая: / «Кинь ты Русь, живи в раю!» / Я скажу: «Не надо рая, / Дайте родину мою»." Вот стихотворение ведь 14-го года! Патетично оно, оно о родине. Но обратите внимание, какой оно глубиной наполнено. Помимо патетики, в нем есть попытка понять загадку Руси, ее одухотворенность. А с другой стороны, посмотрите, есть очень интересное стихотворение, тоже 14-го года, в котором он очень драматично Русь представляет – это стихотворение: "Сторона ль моя, сторонка, / Горевая полоса. / Только лес, да посолонка, / Да заречная коса… / Чахнет старая церквушка, / В облака закинув крест. / И забольная кукушка / Не летит с печальных мест. / По тебе ль, моей сторонке, / В половодье каждый год / С подожочка и котомки / Богомольный льется пот. / Лица пыльны, загорелы, / Веки выглодала даль, / И впилась в худое тело / Спаса кроткого печаль.". Это очень сложное, серьезное стихотворение. Посмотрите, Есенин как бы … ну у него вообще нет никогда нет сентиментальности, вот какой-то такой слезливости, восторженности – абсолютно никогда. И вот здесь очень он глубоко понимает русскую противоречивость, он видит не только силу духовную, но и вот эту сложность русской жизни, эту неприбранность, это вечное противоречие между действительно какими-то языческими корнями и христианскими (устроениями?). И вот удивительна у него заброшенность Руси. Посмотрите – "чахнет старая церквушка" – т.е. церквушка неухоженная. Но дальше-то какой образ, очень сильный! – "в облака закинув крест". Вот у Есенина вы всегда будете видеть вот это земное и небесное. Она, земля, не прибрана, земля неблаговидна, человек грешен, церковь запустил, но все-таки она "в облака закинув крест", все-таки она устремлена туда, к небу, крест в небо обращен – всегда есть этот путь наверх: от земного к духовному. И последняя – очень емкая, очень мощная строфа: "Лица пыльны, загорелы, / Веки выглодала даль,"… представляете, какой глагол он нашел! "Выглодала даль" – вот всё здесь: эта бесприютность, мука пространства – выглодала даль – бескрайность, и тяжесть крестьянского труда. "И впилась в худое тело / Спаса кроткого печаль." – это очень серьезные строчки, высокие, такого высокого духовного, и просто содержательного смысла строчки. Понимаете, Спас кроткий – он как бы в этих людях. Вот "Спаса кроткого печаль" – т.е. это же люди, труженики, жертвенные, которые, как и Иисус Христос, готовы идти на Голгофу, ради своей отчизны.

Но возвращаемся к этой цветовой символике. Но здесь не только белый. Прежде всего, конечно, торжество в его лирики ранней вот этого синего и золотого – это тоже идет от религиозной символики, потому что золотое и синее – это цвета Богородицы. Поэтому в есенинской лирике вот этого синего очень много, этот синий – как покров Богородицы. Найдите в ранних стихах своеобразие природных образов, мир природы Есенина. Понимаете, я пытаюсь вам показать, что Есенин интересен, ярок, абсолютно индивидуален, самобытен именно тем, что он попытался вот как бы, т.е. это в его органике. Он не то чтобы пытался – а он по-другому не мог. …… Он хотел эту це-лост-ность, вернее – в целостности показать этот крестьянский мир, как мир природный, духовный и языческий – вот это всё, он хотел показать, как особое состояние русской жизни (найдите стихи о природе, в которых это).

"На плетнях висят баранки, / Хлебной брагой льет теплынь. / Солнца струганные дранки / Загораживают синь. / Балаганы, пни и колья, / Карусельный пересвист. / От вихлистого приволья / Гнутся травы, мнется лист,…" и т.д. Вот это стихотворение, конечно, не лучшее у Есенина, но оно необычайно образное. И вот когда Есенин придет к имажинизму, то вот уже здесь, в раннем творчестве мы видим его тяготение к метафорике, к огромному количеству метафор. Посмотрите, какое удивительное внимание к подробностям сельского мира, к сельской жизни Руси, ибо Русь-то была в общем крестьянской. "В том краю, где желтая крапива / И сухой плетень, / Приютились к вербам сиротливо / Избы деревень." – очень важная строфа. Понимаете, как бы избы как приложение к природе, избы, как часть этой природы. "Крапива", "сухой плетень", "приютились к вербам сиротливо избы деревень". "Там в полях, за синей гущей лога, / В зелени озер, / Пролегла песчаная дорога / До сибирских гор. / Затерялась Русь в Мордве и Чуди, / Нипочем ей страх. / И идут по той дороге люди, / Люди в кандалах."… И как бы о противоречиях русских, он говорит об этой бескрайности, но очень важно, что он видит эту …

"Край любимый! Сердцу снятся / Скирды солнца в водах лонных. / Я хотел бы затеряться / В зеленях твоих стозвонных. / По меже, на переметке, / Резеда и риза кашки / И вызванивают в четки / Ивы – кроткие монашки. / Курит облаком болото, / Гарь в небесном коромысле. / С тихой тайной для кого-то / Затаил я в сердце мысли. / Все встречаю, все приемлю, / Рад и счастлив душу вынуть. / Я пришел на эту землю, / Чтоб скорей ее покинуть." У Есенина было это, конечно (тяжелые периоды?). И вот это знаменитое стихотворение, которое вы тоже должны хорошо знать: "Троицыно утро, утренний канон, / В роще по березкам белый перезвон. / Тянется деревня с праздничного сна, / В благовесте ветра хмельная весна.". Понимаете, вот "благовест ветра" – т.е. ветер несет благую весть. Т.е. это религиозное и природное абсолютно друг в друга взаимопроникают. "На резных окошках ленты и кусты. / Я пойду к обедне плакать на цветы. / Пойте чаще, птахи, я вам подпою. / Похороним вместе молодость мою. / Троицыно утро, утренний канон, / В роще по березам белый перезвон.". Кто знает стихи Есенина наизусть, хоть какие-нибудь? Я прошу вас, чтобы к экзамену каждый из вас хоть одно стихотворение Есенина знал.

Раннее творчество – родина так же, как и детство, патриархальный уклад, через патриархальный мир, в котором для него целостна природное, духовное и языческие корни. Слияние чисто образное, прежде всего фольклорное, конечно. Что дальше у нас с Есениным происходит? Можете очень коротко сказать об есенинском имажинизме?

В "Ключах Марии" Есенин утверждал, что не победа над смыслом, а лишь тесная связь образа с содержанием делает его органичным и полноценным (в этом появилось несогласие поэта с ортодоксальным И.). Истоком своей поэзии Есенин назвал народную словесность и обряд, а целью поэта — одухотворение вещного мира. Позднее Есенин признавался, что его И. берет начало в образности "Слова о полку Игореве".

ИМАЖИНИЗМ (фр. и англ. image — образ) — литературное (и художественное) течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе исканий русского авангарда, в частности — футуризма. Поэтическая группа имажинистов была создана в 1918 году Вадимом Габриэлевичем Шершеневичем, С.А. Есениным, Анатолием Борисовичем Мариенгофом; в нее вошли Иван Васильевич Грузинов, Александр Борисович Кусиков (Кусикян), Рюрик Ивнев (Михаил Александрович Ковалев), а также художники Борис Эрдман и Георгий Якулов; близок к ним драматург и поэт Николай Робертович Эрдман (автор-самоубийца знаменитый). В первой "Декларации" (1919) "оруженосцы" И., используя те же приемы грубого эпатажа, что и футуристы, провозглашали "единственным законом искусства, единственным несравненным методом… выявление жизни через образ и ритмику образов. Образ — это броня строки. Это панцирь картины. Это крепостная артиллерия театрального действия", — подчеркивалось в "Декларации". На первый план выдвигался образ "как таковой": не слово-символ в его многозначности (символизм), не слово — название вещи (акмеизм), не слово-звук, т.наз. "заумный язык" (кубофутуризм), а слово- метафора: шокирующее новизной восприятия соединение отдаленных по значению предметов или явлений ("Он готов нести хвост каждой лошади, / Как венчального платья шлейф" — "Исповедь хулигана", 1921). Самый процесс возникновения имажинистского образа (намеренное разрушение предметного значения слова путем сопоставления непохожих предметов, явлений, понятий) виден в стихотворении Шершеневича "Принцип примитивного имажинизма" 1918: "И ресницы стучат в тишине, как копыта, / По щекам, зеленеющим скукой, как луг…" и в стихотворении Есенина "Не напрасно дули ветры…" 1917: "Плещет рдяный мак заката / На озерное стекло. // И невольно в море хлеба / Рвется образ с языка: / Отелившееся небо / Лижет красного телка".

 

Вы поняли самое главное? Что это авангардное течение, в общем-то интеллектуальное по преимуществу, и эпатажное. Потому что главное для них было – шокировать. И Есенин был использован на самом деле имажинистами. Потому что Шершеневич умница был, и он понимал, что, во-первых, у Есенина эта метафорика она в природе его творчества (я вам цитировала: "О красном вечере задумалась дорога, / Кусты рябин туманней глубины. / Изба-старуха челюстью порога / Жует пахучий мякиш тишины…") это стихотворение 16-го года – задолго до всякого имажинизма родилось. Где образ как главное, выражение жизни. Но они были формотворцами, а Есенин все-таки говорит о необходимости содержательности. Для них образ – важнее всякого содержания. Содержание – это пыль стихотворения, а главное – самый такой нагнетаемый образ. И Шершеневич в общем во многом использовал Есенина, потому что в нем, в самой его личности, и в этот момент находящийся в очень кризисном тяжелом состоянии, потому что он много наворотил всего с признанием революции, а потом понял, что революция крестьянина обездолила. И он страдал невероятно. А вот его эта ранимость, незащищенность такая внутренняя – она удваивала эти страдания, и чувство вины своей перед домом, который его вырастил, т.е. – крестьянским миром. И поэтому он готов был на любой скандал, любой эпатаж. Потому что в этот период он жил вот так: "чем хуже – тем лучше". Чем больше вызов он бросает, более резкий вызов всему вокруг себя, тем как бы ему легче справиться со своим внутренним непокоем, своими внутренними всякими (винами?). И вот Шершеневич как бы все это почувствовал, и сделал из Есенина такой как вот танк, который идет впереди и очищает им дорогу. Поэтому Есенин учинял скандалы, все эти пьяные дебоши. Поэтому Есенин, используя свой дар такой метафорики, стал одним из самых ярких представителей имажинизма. А им надо было привлечь к себе внимание. Потому что Шершеневич был очень умный человек, выпускал до этого периода еще альманах (Мезонин поэзии), но он был не талантливый, т.е. абсолютно несопоставимый с Есениным. Также как и Мариенгоф, который в общем написал по сути дела одну такую ну выдерживающую по (гамбургскому?) счету критику вещь – это его повесть "Циники". Поэтому это был несчастный период на самом деле в жизни Есенина. И именно тогда, как бы апогеем этого периода и была "Исповедь хулигана", и "Москва кабацкая" – этот романтический протест Есенина против всего, что происходит и с ним и со страной – он вот выплеснул в эти самые стихи. Но потом, как вы знаете, встречает Айседору Дункан, едет за границу. Там происходит такое отрезвление очень серьезное, потому что он задет невероятно. Ибо его не воспринимают ни Европа, ни Америка как поэта, его не знает ни Европа, ни Америка как поэта. На самом деле он также как и Пушкин, по сути дела является одним из немногих поэтов переводимых, но Есенин и Пушкин они почти непереводимы на другие языки (т.е. это будет совсем не Пушкин и не Есенин). Поэтому он совсем другой возвращается из Америки с книгой "Железный Миргород". Он не принимает Америку, она его оскорбляет, конечно, как и Европа. И он вообще не может смириться с тем, что он плавает в лучах славы Айседоры – ее знают, ее принимают, ее боготворят; а его – только его льняные волосы и голубые глаза, молодой спутник и муж Айседоры. Он приезжает и здесь начинается как бы рождение вот того периода есенинского, который как видно вы знаете и больше любите. Т.е. зрелый Есенин появляется. И (…?) этого зрелого Есенина является прежде всего цикл "Персидские мотивы" и 2 очень важные поэмы, о которых мы не успели поговорить. В следующий раз мы все-таки, с вашей помощью или я одна, мы об этом немножко поговорим.

Я вас очень прошу готовиться к Андрееву как следует.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гумилев | Развитие, особенности реализма в литературе Серебряного века
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.