Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек




Главный признак представительного органа состоит в том, что, будучи выборным органом, он один объединяет в своем лице все местное сообщество и уполномочен этим сообществом на решение важнейших вопросов его жизнедеятельности.

При создании организации, когда творческий процесс протекает свободно, проявляется стремление к стабильному и устойчивому развитию. При этом решаются две задачи – обеспечение доступа к необходимым ресурсам и овладение механизмом конкуренции. Ключевую роль здесь играет анализ сложившейся ситуации, получение объективной информации.

Организа­ция — это, прежде всего, коллективный социальный субъект деятель­ности, социальная система, объединяющая, координирующая и на­правляющая поведение людей (социальных групп) в процессе со­вместной деятельности.

Зависимость от внешней среды. Одной из самых значимых ха­рактеристик организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Организации полностью зависимы от внешней среды, как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей.

Ресурсы. Цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ре­сурсы, используемые организацией, - это люди (человеческие ресур­сы), капитал, материалы, технология и информация.

Организация как некое социально-экономиче­ское образование может выступать в качестве юридического лица и считаться таковой (организацией), даже не будучи ориентирован­ной на извлечение прибыли. Однако в любом случае, прежде чем стать юридическим лицом, организация должна быть образована. И в этом качестве она уже может рассматриваться как результат организационной деятельности.

Сущность понятия «организация» в широком смысле можно определить:

во-первых, как «внутреннюю упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленную ее строением»;

во-вторых, как «совокупность процессов или дей­ствий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязи между частями целого»;

в-третьих, как «объединение людей, совме­стно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил».

Последнее определение имеет узкое, социальное приложение применительно к человеческим организа­циям.

Организация может рассматриваться в статике и динамике. В статике — это некоторое целостное образование, имеющее вполне определенную предназначен­ность. В динамике она представляется в виде разнообразных про­цессов по упорядочению элементов, формированию и поддержанию целостности вновь создаваемых или функционирующих природ­ных объектов.

Все организации имеют общие для всех сложных ор­ганизаций характеристики. Эти общие черты помогают понять, почему организаци­ей нужно управлять.

Подразделения. Самой очевидной характеристикой организации является разделение труда. Разделение работы на составляющие компоненты называется гори­зонтальным разделением труда. Организации осуществляют гори­зонтальное разделение за счет образования подразделений, выпол­няющих специфические задания и добивающихся кон­кретных целей.

Вертикальное разделение труда. Вертикальное разделение труда отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию ра­боты других людей и составляет сущность управления.

Необходимость управления. Для того чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоордини­рованы посредством вертикального разделения труда, а для того чтобы организация могла действовать успешно, работа по управлению должна быть четко отделена от неуправлен­ческой работы.

Орга­низация — это «совокупность людей, групп, объединившихся для достижения какой-либо цели на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархиче­ской структуры». Поскольку организации создаются для удовлетворения раз­нообразных потребностей, и они имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие характеристики, то это играет большую роль при рассмотрении организаций как объектов управления. Управлению отводится роль про­изводственной функции, и все отношения организации с окружаю­щей средой решаются с помощью выработки стратегии, реакции, выживания, адаптации.

Природа ор­ганизации социальна, поскольку:

во-первых, всегда социален объект воздействия (люди и группы, привлеченные к деятельности);

во-вторых, субъект воздействия тоже социален;

в-третьих, социальны как минимум два результата этого воздействия — целевой продукт и целевая общность (коллектив), а также другие модификации человеческого поведения;

в-четвертых, одним из основных признаков организации является использование специфических социальных средств регламентации, которые формулируют особую подсистему организации — социальную организацию.

Природа организации двойственна: с одной стороны, это тип социальной обязанности (коллектива) некий социальный организм, а с другой — искусственно проектируемая система (инструмент), сознательно создаваемая людьми для решения определенных задач.

Жизненный цикл организации - предсказуемые изменения с определенной последовательностью состояний. В соответствии с этим понятием существуют отчетливые этапы, характерные для всех организаций, с предсказуемыми, а не случайными переходами между ними. Цикличность является гармоническим законом для всего существующего на Земле. Продолжительность цикла зависит от действий организации и определяется следующими факторами:

1) отраслевой принадлежностью бизнеса (чем динамичнее бизнес, тем короче каждый этап);

2) напряженностью (интенсивностью) работ на каждом этапе (чем напряженнее работа, тем короче этапы);

3) сложностью работ (чем сложнее работы, тем длительнее этапы);

4) наличием материальных ресурсов (при отсутствии ресурсов этапы удлиняются);

5) наличием барьеров в общении и поступлении информации (если люди понимают друг друга, то этапы укорачиваются);

6) уровнем подготовки работающих в организации.

Для каждой организации характерен свой жизненный цикл. Жизненный цикл организации непосредственно связан с жизненным циклом продукции – временным интервалом, включающим несколько стадий, каждая из которых отличается особым характером процесса изменения объема производства во времени. Организации имеют некоторые исключительные характеристики, которые требуют определенной модификации понятия жизненного цикла:

1. Этап предпринимательства. Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами.

2. Этап коллективности. Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации и структура в рамках организации остаются, в сущности, неформальными. Члены организации затрачивают много времени на развитие механических контактов и демонстрируют высокие обязательства.

3. Этап формализации и управления. Структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что выбытие тех или иных членов организации не вызывает серьезной опасности.

4. Этап выработки структуры. Организация увеличивает выпуск продукции и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован.

5. Этап упадка. В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно наиболее ценных специальностей. Число конфликтов нередко увеличивается. К руководству приходят новые люди. Предпринимающие попытки сдержать тенденцию к упадку. Механизм выработки и принятия решений централизован.

Переходя к созданию условий для экономического роста, к обеспечению высокого качества товаров и услуг, организация должна выбрать тип управления, отвечающий особенностям и задачам данного этапа – оперативный или стратегический. Главным критерием при выборе типа управления должно быть поддержание стабильного бала между постоянством и новшествами, осуществление эффективной деятельности в настоящем с одновременным планированием будущего.

Зрелость организации проявляется в том, что упор делается на эффективность инноваций и стабильность, увеличивается выпуск продукции и расширяется рынок оказания услуг, руководители выявляют новые возможности организационного развития. На стадии зрелости особенно важно периодически и своевременно корректировать структуру управления организации, упразднять органы, выполнившие свою задачу, своевременно вводить в структуру новые подразделения, идти на создание временных структурных единиц для решения определенных проблем.

Концепции жизненного цикла указывают на наиболее характерные симптомы развала организации, проявляющиеся на стадии упадка. К ним относятся: снижение спроса ужесточает конкуренцию и усложняет ее формы; увеличивается конкурентная сила поставщиков; повышается роль цены и качества в конкурентной борьбе; возрастает сложность управления приростом производственных мощностей; усложняется процесс создания товарных инноваций; снижается прибыльность.

Понятие мотивации. Основные теории мотивации. Мотивацияфункция управления, имеющая целью активизировать деятельность людей и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, определенных в планах. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его поведения можно эффективно воздействовать на него. При этом важно помнить, что человеком движет не одна изолированная потребность, а их сочетание и приоритеты потребностей могут меняться.

Исследователи разделяют современные теории мотивации на два типа: содержательные и процессуальные.

Содержательные теории базируются на идентификации потребностей, которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Наиболее видными представителями данного типа теории мотивации являются А. Маслоу, К. Альдерфер, Д. МакКлелланд, Ф. Герцберг.

А. Маслоу предположил, что люди в своих мотивациях опираются на пять видов потребностей. Он считал, что потребности формируют иерархию в которой любая другая потребность становится мотиватором только после того, как низшая в иерархии будет пройдена. Иерархия потребностей А. Маслоу выглядит следующим образом:

٭ физиологические потребности (нужда в пище, воде, сне, сексе и других вещах, необходимых для обеспечения жизни);

٭ потребности безопасности (нужда в безопасности, защите, порядке, мире);

٭ социальные потребности (например, потребность в любви и принадлежности к определенной социальной группе). Люди сытые и находящиеся в безопасности ощущают нужду в друзьях и семье, в принадлежности к группе);

٭ потребности уважения (статус, престиж, слава, успех, внимание);

٭ потребности в самовыражении, самореализации, личной власти.

Два первых уровня относятся к первичным потребностям, которые являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными; остальные – к вторичным, психологическим. Первичные потребности заложены в человеке генетически, а вторичные обычно осознаются людьми с опытом. Поскольку люди имеют различный жизненный опыт, то их вторичные потребности различаются в большей степени, чем первичные. Потребности человека находятся в постоянном развитии. Одной из главных задач государственного управления является создание условий, при которых люди могли сознательно удовлетворять свои потребности в полном объеме.

Интерес представляет концепция потребностей человека Клейтона Альдерфера. В ее основе также лежат иерархические потребности человека, стимулирующие его деятельность. Однако, в отличие от теории иерархии потребностей А. Маслоу, К. Альдерфер считает, что таких групп потребностей существует три:

· потребности существования (аналогичные физиологическим потребностям и потребностям безопасности по А. Маслоу);

· потребности связи (потребности принадлежности к социальной группе, любви);

· потребности роста (потребности самовыражения, власти, уважения).

Принципиальное различие вышеуказанных теорий состоит в том, что, по К. Альдерферу, движение от потребности к потребности идет не только вверх, но и вниз. При этом, по мнению К. Альдерфера, в случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня, усиливается степень влияния потребности более низкого уровня и человек переключает внимание на этот уровень.

Еще одна концепция человеческих потребностей, получившая название теории двух факторов, разработана Фредериком Герцберго м. Он считал, что потребности можно разделить на две части: мотивирующие, определяющие удовлетворенность работой (успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокая степень ответственности, возможности творческого и делового роста) и потребности, направленные на устранение негативных условий работы, “гигиенические ”, “факторы здоровья”, связанные с политикой фирмы и администрации, условиями работы, заработком, межличностными отношениями с начальниками и подчиненными, степенью непосредственного контроля за работой. Теория двух факторов также устанавливает иерархию потребностей – высшие потребности (удовлетворенность работой, творчество, признание, продвижение по службе) и десять низших (политика компании, технический надзор, взаимоотношения с начальником, коллегами и подчиненными, заработок, безопасность, личная и семейная жизнь, условия труда и статус). Наблюдения подтверждают, что когда человек недоволен работой, то обычно его претензии относятся к социальному окружению, а ощущение удовлетворенности, комфортности дает сама работа.

Теория мотивации Д. МакКлеландаосновное внимание уделяет потребностям высшего уровня, поскольку потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены. Ее автор считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха, причастности.

Потребность власти выражается, как желание воздействовать на других людей. На взгляд Д. МакКлелланда, тех людей, у которых наивысшей является потребность власти и отсутствует склонность к авантюризму или тирании, а основной является потребность к проявлению своего влияния, надо заблаговременно готовить к занятию высших руководящих должностей.

Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно.

Мотивация на основании потребности в причастности по Д. МакКлелланду схожа с мотивацией по А. Маслоу. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Их руководители должны поддерживать атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты.

Современные процессуальные теории мотивации исходят в первую очередь из того, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. К ним в первую очередь относятся теория ожидания, теория справедливости и комплексная модель мотивации Портера-Лоулера.

Основная мысль теории ожиданий связывается с надеждой человека на то, что выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению своих потребностей. Теория подчеркивает важность трех взаимосвязей (и соответствующих им ожиданий):

· затраты труда – результаты;

· результаты – вознаграждение;

· вознаграждение – валентность (удовлетворенность вознаграждением).

Теория справедливости предполагает, что люди подвергают субъективной оценке отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем сравнивают его с вознаграждением других работников за аналогичную работу. Несправедливое, по их оценкам, вознаграждение приводит к возникновению психологического напряжения. Если человек считает свой труд недооцененным, то он оставит объем затрачиваемых усилий на прежнем уровне или даже уменьшит его.

Модель мотивации Портера-Лоулера базируется на пяти переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Уровень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что эти усилия действительно повлекут определенный уровень вознаграждения. Достигнутые результаты могут повлечь внутренние вознаграждения (удовлетворение от выполненной работы) и внешние вознаграждения (похвала руководителя, премия и т.д.). Результативность труда порождает удовлетворенность, а не наоборот, как считают сторонники теории человеческих отношений.

 


Основные управленческие стили и их характеристика. Стиль руководства представляет собой устоявшуюся манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказывать на них влияние и мотивировать их к достижению целей организации.

На стиль руководства оказывают влияние различные факторы, в том числе: цели и задачи организации; общие условия труда; актуальная ситуация; личности сотрудников; структура группы; место рабочей группы в организации; размер группы; личность руководителя.

В поведенческом подходе чаще всего выделяют следующие стили управления:

Y демократический. Согласно “теории Y” Д. МакГрегора такой лидер предполагает, что:

1) труд – процесс естественный и, если условия благоприятные, люди стремятся принимать на себя ответственность; работать для человека так же естественно, как и играть;

2) если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль;

3) приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели;

4) способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

Демократ предпочитает такие механизмы влияния, которые основываются на потребностях высокого уровня: принадлежности, высокой цели, автономии и самовыражения. Он избегает навязывать свою волю подчиненным.

Y либеральный. Для него характерно минимальное участие руководителя в управлении. Такой стиль отличают отсутствие размаха в деятельности, постоянное ожидание указаний сверху. Такой руководитель недостаточно требователен, легко поддается влиянию окружающих, слабо контролирует подчиненных. В тоже время во взаимоотношениях с подчиненными он вежлив и доброжелателен, старается помочь им в разрешении их проблем, редко пользуется своим правом говорить “нет”. Чаще всего такой тип руководства встречается в научных и творческих организациях.

Y авторитарный. В соответствии с “теорией X” МакГрегора руководители такого стиля считают:

1) люди от природы не любят трудиться и при любой возможности избегают работы;

2) честолюбие присуще очень немногим, люди стараются избавиться от

ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили;

3) каждый человек стремится обеспечить себе полную безопасность;

4) чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль

и угрозу наказания.

Автократ является сторонником централизации управления, жестко диктует свою волю подчиненным и чаще всего обращается к потребностям низшего уровня. Не терпит критики и не признает своих ошибок. Подобный стиль руководства часто приводит к тому, что наиболее способные и инициативные работники стремятся уйти из организации.

В теории управления популярна управленческая “решетка ”, предложенная американским учеными Р. Блейком и Д. Моутоном, включающая пять основных стилей руководства. Вертикальная ось этой решетки ранжирует “заботу о человеке” по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось ранжирует “заботу о производстве” также по шкале от 1 до 9. Стиль руководства определяется обоими этими критериями. Блэйк и Моутон описывают средние и четыре крайние позиции решетки как:

1.1страх перед бедностью. Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения.

1.9 – дом отдыха. Руководитель сосредотачивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий.
9.1 – авторитет – подчинение. Руководитель очень заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных.

5.5 – организация. Руководитель достигает приемлемого качества выполнения задания, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя.

9.9 – команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает высокий моральный дух и высокую эффективность.

Блейк и Моутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства – оптимальным стилем – было поведение в позиции 9.9.


Организационная структура органов местного самоуправления и порядок ее формирования. Структура ОМС определяется населением самостоятельно.

Реализация права граждан на самостоятельное определение структуры ОМС может происходить с использованием двух механизмов:

· прямое волеизъявление на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью населения менее 100 человек – на сходе граждан);

· опосредованное волеизъявление через выборных лиц (депутатов представительного органа), которые разрабатывают структуру органов, фиксирую её в проекте устава МО, обсуждают с гражданами на публичных слушаниях, а затем принимают устав.

Такая позиция отражена в ФЗ № 131. Однако касается она только вновь созданных МО на межселенных территориях или существующих, но преобразованных МО, хотя изменение структуры ОМС может потребоваться и в процессе МУ при изменении внутренних или внешних условий функционирования данного МО.

Структура органов в поселении считается определенной, если в уставе поселения установлены:

· перечень действующих в этом поселении органов (как коллегиальных, так и единоличных;

· способ их формирования (избрание или иной способ наделения полномочиями);

· компетенция каждого из этих органов;

· система взаимоотношений и взаимодействия между ними.

Изменение структуры ОМС осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав МО.

В структуру ОМС входят:

¤ представительный орган МО,

¤ глава МО,

¤ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган), контрольный орган,

¤ иные органы и выборные должностные лица МС, предусмотренные уставом МО и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Возможность предусмотреть в уставе поселения какие-то иные ОМС в принципе расширяет свободу выбора организационной схемы МУ. Разнообразие организационной структуры достигается выбором различных способов перераспределения полномочий по решению вопросов местного значения между ОМС, созданными в одном поселении, а также различными способами перераспределения полномочий между структурными единицами внутри одного органа.

ФЗ №131 устанавливает ряд ограничений на структуру ОМС. В частности, он вводит обязательность наличия ОМС трех видов: представительного органа, главы МО, местной администрации.

При этом в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек представительный орган не формируется, а его функции выполняет сход граждан. Глава такого поселения и исполнительно-распорядительный орган всё равно являются обязательными.

Существующие ограничения в структуре ОМС связаны с обязательностью разделения представительной и исполнительной власти. В ФЗ №131 местная администрация названа исполнительно-распорядительным органом, а для представительного органа установлена исключительная компетенция. Кроме того, в законе содержится запрет на совмещение одним лицом полномочий руководителя (председателя) представительного органа и главы местной администрации для МО всех типов, кроме сельских поселений.

Дополнительным механизмом реализации организационной обособленности ОМС от системы органов государственной власти является запрет на наличие у одного лица депутатских мандатов разного уровня и на совмещение должностей.

Различие в моделях структуры ОМС связано:

во-первых, с разделением МО на разные типы (поселение, муниципальный район, городской округ),

во-вторых, с установлением различного порядка формирования и статуса органов и должностных лиц, т.е. с различным распределением их полномочий внутри МО.

На рисунке 1 изображена модель структуры, предусмотренная ФЗ № 131 для сельских поселений. Модель отличается тем, что лицо, имеющее статус главы поселения, возглавляет одновременно представительный и исполнительный органы поселения, исполняя полномочия:

главы МО (поселения);

руководителя представительного органа;

главы местной администрации (исполнительно-распорядительного органа).

Достоинство модели состоит в экономии бюджетных средств на заработной плате двух должностных лиц МС, в сглаживании возможных конфликтов и противоречий между ис­полнительной и представительной властью в поселении, а также в учете дефицита квалифицированных кадров.

Модель реализуется следующим образом: жители поселения на муниципальных выборах избирают представительный орган посе­ления, а глава поселения избирается:

а) либо всеми жителями поселения на муниципальных выборах;

б) либо депутатами из своего состава.

Не все сельские поселения обязаны иметь такую структуру органов. Но если жители и (или) представительный орган поселения посчитают ее приемлемой для своего поселения, в уставе сельского поселения должны появиться нормы, реализующие опи­санную модель, а значит предусматривающие тройное совмещение полномочий одним должностным лицом.

Такая модель организации муниципальной власти очевидно пред­почтительна для небольших поселений.

На рисунке 2 изображена модель структуры ОМС, названная традиционной, т. к. она была достаточно распространенной до недавнего времени. Ее суть состоит в том, что жители избирают на муниципальных выборах представительный орган поселения (или МО другого типа) и главу поселения.

Лицо, получившее полномочия главы поселения, ста­новится и главой местной администрации, совмещая таким образом, статус высшего должностного лица (политическая должность) и статус руководителя исполнительно-распорядительного органа (хо­зяйственная должность).

Изображенная на рисунке 3 модель структуры органов не запре­щалась прежним законодательством, но была мало распространена. Особенность этой модели состоит в том, что избранный всем насе­лением глава МО занимается в основном политическими задачами, исполняя полномочия председателя пред­ставительного органа, в то время как хозяйственными задачами по­селения занимается лицо, назначенное по контракту. Реализация этой модели состоит в том, что на муниципальных выборах жителя­ми избирается и представительный орган, и глава МО, который затем возглавляет представительный орган. При этом руководить местной администрацией будет профессио­нальный управляющий — менеджер, нанятый по контракту, кото­рый заключается по результатам конкурса.

Согласно части ФЗ № 131 в МО любого типа число членов конкурсной комиссии и порядок про­ведения конкурса устанавливает представительный ОМС. При этом в поселениях все члены конкурсной комис­сии назначаются представительным ОМС этого поселения, а в муниципальных районах и городских округах при формировании конкурсной комиссии участвуют органы государ­ственной власти субъектов РФ.

Изображенная на рисунке 4 модель структуры органов является новшеством ФЗ № 131.

Представительный орган, как обычно, избирается жителями на муниципальных выборах, но статус главы МО получает избранный из состава депутатов председатель этого органа. Главой местной администрации является профессиональный управляющий — менеджер, нанятый по контракту, который заключается по результатам конкурса.

Представленная на рисунке 5 модель структуры ОМС предлагается ФЗ № 131 только для муниципальных районов. Для того, чтобы она была принята и зафиксирована в уставе муниципального района, ее должны поддержать представительные органы двух третей поселений, входящих в состав муниципального района в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы. Для реализации этой модели представительный орган района не избирается непосредственно жителями района на муниципальных выборах, а формируется путем делегирования глав поселений и депутатов представительных органов поселений, входящих в состав этого района.

Глава муниципального района избирается из состава сфор­мированного представительного органа и исполняет полномочия

председателя представительного органа. Главой местной администрации является профессиональный управляющий — менеджер, нанятый по контракту, который заключается по результатам конкурса.

Исходя из анализа схем, представленных на рис.1-5 можно сделать следующие выводы:

1. Формирование представительного органа традиционным способом путем избрания всеми жителями может осуществляться в МО любого типа. Но для муниципальных районов до­пустим теперь и иной способ — путем делегирования представителей поселений, входящих в состав муниципального района (глав и депута­тов представительных органов указанных поселений) (рис. 5).

2. Избрание высшего должностного лица — главы МО для МО любого типа — возможно двумя способами:

1) населением на муниципальных выборах;

2) представительным ОМС из своего состава.

В первом случае глава МО может наделяться полномочиями:

а) главы местной администрации, а значит — возглавлять исполнительный орган и заниматься конкретными проблемами муниципального хозяйства;

б) председателя представительного ОМС, т. е. возглавлять орган, решающий в основном политиче­ские задачи.

Если избранный населением глава МО получит полномочия главы местной администрации, это авто­матически приведет к тому, что председателем представительного органа будет избираться один из депутатов (вариант на рис. 2).

Если же избранный населением глава МО получит полномочия председателя представительного ОМС, то назначение главы администрации должно происходить по контракту с участием конкурсной комис­сии — вариант «сити-менежера» (вариант на рис. 3).

При втором способе избрания главы МО из состава депутатов, когда жители избирают на муниципальных выборах только представительный ОМС, ФЗ № 131 допускает только один вариант полномочий, функций и статуса такого лица — возглавлять предста­вительный орган. А это в свою очередь приводит к назначению главы администрации по контракту (рис.4). Однако такое ограничение не распространяется на сельские поселения.

Та же конкурсная процедура назначения главы местной адми­нистрации — менеджера — используется в тех муниципальных райо­нах, где представительный орган формируется из представителей поселений. Глава муниципального района в этом случае автомати­чески наделяется полномочиями председателя представительного органа (рис. 5).

3. Глава местной администрации по ФЗ № 131 может приобретать свои полномочия двумя способами:

1) получив предварительно полномочия главы МО путем избрания всем населением на муниципальных выбо­рах. В этом случае глава местной администрации будет одновремен­но иметь статус высшего должностного лица МО;

2) назначением по контракту, который заключается по резуль­татам конкурса. В этом случае статус высшего должностного лица — главы всего МО — получит лицо, из­бранное представительным органом из своего состава и являющееся его председателем.

Контрольный орган МО (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) не является по за­кону обязательным элементом в системе МС и относится к категории иных органов. Формирование этого органа является пока редким явлением в российских муниципалитетах.

В принципе, контроль за исполнением органами и должност­ными лицами МС полномочий по решению вопросов местного значения находится в исключительной компе­тенции представительного органа. Кроме такого общего контрольного полномочия федеральный законодатель предлагает теперь создать специальный орган с целью контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, включая контроль за соблюде­нием установленного порядка управления и распоряжения имуще­ством, находящимся в муниципальной собственности.

ФЗ № 131 предлагается два способа фор­мирования контрольного органа:

1) на муниципальных выборах:

2) представительным органом МО.

Один из этих способов должен быть выбран и, конечно, зафик­сирован в уставе МО. Органы и должно­стные лица МС обязаны представлять в контрольный орган МО по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящим­ся к их компетенции.

Вопросы организации и деятельности ОМС, включая порядок их формирования, срок полномочий, сами полномочия, подконтрольность определяются не федеральным или региональным законом, а уставом МО. Это основание для свободного и самостоятельного опреде­ления конкретной и уникальной структуры органов в каждом МО.


Представительные органы МО: общая характеристика. Наличие представительного органа вызвано объективной потребностью жителей в поселениях свыше 100 избирателей выбирать своих представителей для решения и (или) организации решения проблем жизнеустройства на данной территории.

Основная задача представительного органа – представлять и реализовывать коллективные (публичные) интересы первичных субъектов МС – жителей (представителей местного сообщества), действуя от их имени. Представительный орган – обязательный орган в структуре органов МО любого типа. Именно представительному органу дано право формировать иные органы муниципальной власти в данном МО, а также принимать устав и вносить в него изменения.

Весь перечень полномочий (компетенцию) представительного органа поселения необходимо зафиксировать в уставе поселения. В полномочия представительного органа входит утверждение условий контракта для главы местной администрации.

Компетенция представительного органа может устанавливаться ФЗ, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.

Исключительная компетенция представительного органа состоит из следующих полномочий:

1) принятие устава МО и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития МО, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации МУП и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги МУП и учреждений;

7) определение порядка участия МО в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности ОМС;

9 ) контроль за исполнением ОМС и должностными лицами МС полномочий по решению ВМЗ.

Это не исчерпывающий перечень. Установление в федеральных и региональных законах норм, предусматривающих принятие решения по какому-либо вопросу представительным органом, расширяет общую компетенцию представительного органа.

Функции представительного органа разнообразны. Статус этого органа позволяют данному коллегиальному органу в рамках своих полномочий, определенных в уставе МО, принимать от имени жителей этого МО решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами на территории данного МО, включая граждан, которые не участвовали в голосовании на выборах этого органа, а также органы или подразделения государственной власти, действующие на территории МО.

Именно представительный орган поселения для реализации интересов населения определяет направления использования имеющихся в поселении ресурсов (бюджетных средств и объектов собственности поселения).

Кроме того, представительный орган осуществляет от имени и в интересах населения контроль за осуществлением решения ВМЗ.

Представительный орган осуществляет и организационную функцию: определяет структуру ОМС (если решение не принимается населением), формирует иные ОМС, определяет структуру исполнительно – распорядительного органа, определяет порядок взаимодействия всех органов и выборных должностных лиц МС в рамках осуществления задач местной власти, обеспечивает взаимодействие ОМС с населением, определяет процедуры и гарантии участия населения в осуществлении МС, устанавливает потребность и условия участия МО в организациях межмуниципального сотрудничества, определяет выбор наиболее приемлемых и эффективных форм организации предоставления муниципальных услуг.

Вместе с тем, основная функция представительного органа МС – это нормотворческая деятельность, т.е. деятельность по регулированию общественных отношений на территории МО путем создания системы муниципальных правовых актов. Эта система актов определяет организацию и порядок решения ВМЗ, объем муниципальных услуг, гарантированных гражданам в МО, а также взаимодействие различных субъектов общественных правоотношений на территории поселения.

Основным муниципальным правовым актом (своего рода местной конституцией) является устав поселения, который затрагивает все сферы жизнедеятельности данного поселения. Не менее важным муниципальным правовым актом поселения является ежегодно принимаемое решение об утверждении местного бюджета. Утвержденный местный бюджет представляет собой политический документ, который ориентирован на интересы местного сообщества и отражает выбранную представительным органом тактику реализации этих интересов в текущем году. Принятие планов и программ развития поселения, утверждение отчетов об их исполнении входит также в исключительную компетенцию представительного органа. Процесс краткосрочного, среднесрочного, долгосрочного планирования должен осуществляться в рамках общей стратегии СЭР поселения, разработанной во взаимодействии представительного органа МС с исполнительными структурами и местным сообществом.

Выражая интересы населения, представительный орган определяет цели и приоритеты в муниципальной деятельности.

Структура местной администрации утверждается представительным органом только по представлению главы местной администрации. Аналогично только по представлению главы местной администрации или при наличии заключения на проект представительный орган принимает решения по предоставлению налоговых льгот, исполнению местного бюджета и т.д.

В отношении всех ОМС в данном поселении представительный орган, во-первых, устанавливает порядок их материально-технического и организационного обеспечения, а, во-вторых, осуществляет контрольные функции в процессе исполнения ими полномочий по решению ВМЗ.

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа предусматриваются в местном бюджете поселения отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов РФ.

Численность депутатов представительного органа поселения определяется уставом МО и зависит от численности населения МО.

Представительный орган поселений с числом избирателей менее 100 человек вообще не формируется. Его полномочия исполняет сход граждан.

Формирование представительного органа поселения может происходить только на муниципальных выборах. Формирование представительного органа муниципального района может происходить двумя способами:

1) на муниципальных выборах;

2) путем делегирования глав поселений и депутатов представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района.

Каждый из этих способов имеет свои особенности. Так, в случае прямых муниципальных выборов число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района. В случае делегирования глав и депутатов представительных органов поселений устанавливается равная независимо от численности населения поселения норма представительства.

Одним из основных документов, согласно которым строится работа представительного органа, является его регламент. Основным содержанием регламента являются положения, устанавливающие:

¤ порядок принятия регламента и принципы деятельности представительного органа (общие положения);

¤ порядок участия населения в заседаниях представительного органа, в том числе процедуры рассмотрения правотворческой инициативы граждан;

¤ полномочия (права и обязанности) председателя представительного органа и его заместителя, председателей постоянных депутатских комиссий и временных рабочих групп, рядовых депутатов;

¤ порядок проведения организационного совещания и особенности первого заседания вновь избранного представительного органа очередного созыва;

¤ порядок формирования повестки дня, порядок организации и проведения периодических заседаний представительного органа;

¤ полномочия председательствующего на заседании, порядок ведения заседаний, порядок голосования и принятия нормативно-правовых актов;

¤ контроль за соблюдением регламента и ответственность за его нарушения.

Права и обязанности председателя представительного органа в конкретном поселении зависят от многих факторов, включая субъективные, сложившиеся традиции МУ, выбранную структуру ОМС, в частности – совмещение данным лицом иных полномочий, и т.п.

Если председатель представительного органа является одновременно главой поселения, то объем его полномочий может быть меньше перечисленных для снижения нагрузки и повышения эффективности деятельности. При этом оставшиеся полномочия, которые в основном связаны с подготовкой к заседаниям, могут быть возложены на заместителя председателя.

К позитивной практике регламентных норм можно отнести указание минимального срока, до которого депутаты и жители должны быть оповещены о времени созыва, месте проведения заседания и повестке дня при установлении порядка созыва представительного органа. Тот же минимальный срок указывается в регламенте и для представления депутатам необходимых материалов и проектов нормативных актов. Немаловажным для достижения эффективности МУ являются положения регламента, устанавливающие гласность проведения заседаний и их открытость для жителей, включая порядок и условия присутствия жителей в зале заседаний. Для случаев рассмотрения особых вопросов могут проводиться закрытые заседания, но только по решению представительного органа. Такие случаи должны быть также предусмотрены в регламенте.

Важно, чтобы вся работа представительного органа строилась на основе стратегии развития поселения и перспективных планах его СЭР. Но для текущей деятельности представительного органа необходимо иметь годовой, полугодовый и квартальный планы его работы. Проекты планов вносятся главой поселения на утверждение представительного органа.

Практика муниципального управления показала, что для более эффективной работы представительного органа весьма полезно формировать в его структуре отдельные элементы – профильные депутатские комиссии, территориальные группы депутатов, фракции, рабочие группы. Перечень, состав и основные функции таких структурных единиц зависят от особенностей поселения, персонального состава депутатского корпуса и т.д.


Исполнительные органы местного самоуправления: общая характеристика. Местная администрация в соответствии с ФЗ №131 должна входить в структуру ОМС в МО любого типа, включая малые поселения с численностью избирателей менее 100 человек. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Порядок формирования и конкретные полномочия местной администрации, система её взаимодействия с другими органами, входящими в структуру ОМС, подотчетность и подконтрольность, а также иные вопросы организации и деятельности администрации определяются уставом МО.

Функционально местная администрация представляет собой исполнительно-распорядительный орган и наделяется уставом МО собственной компетенцией по решению ВМЗ. Основные полномочия местной администрации в рамках этой компетенции связаны с исполнением решений представительного органа и главы МО, формированием и исполнением местного бюджета, управлением муниципальной собственностью, решением хозяйственных и оперативных задач на территории МО. Местная администрация является, как правило, главным распорядителем бюджетных средств в малых поселениях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.189 сек.