Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни




Классификации нарушений

Объект, субъект, предмет, цель и задачи специальной педагогики

В настоящее время становится понятным, что в педагогической и социальной сфере медицинские термины неприемлемы как диагнозные, некорректные, ущемляющие достоинство взрослых, детей и их родителей, а также как не отражающие особых потребностей этих лиц в образовании, особенностей и возможностей их соци­ального адаптирования.

Так как проблемным полем педагогики является социализация растущего человека, формирующейся личности, то соответственно тот круг лиц, которому адресована специальная педагогика, дол­жен располагать обобщенными социально-педагогическими, а не медицинскими обозначениями, отражающими возможности чело­века в социальном адаптировании, развитии, что достигается средствами образования.

В правовом поле и в сфере социальной защиты России обще­принятым является термин инвалид. В последнее время в отечест­венных правовых документах встречается термин лицо с ограни­ченными возможностями здоровья. Как отмечает В.П.Петленко, «в социологическом понимании здоровье - это процесс сохранения и развития психических, биологических, физиологических функ­ций человека, его оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальном сохранении продолжительности активной жизнедеятельности» (1982). В этом контексте понятия «человек с ограниченными возможностями здоровья», «человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности» достаточно корректны при их использовании в правовой, социологической и, возможно, в образовательной среде. Предлагаемая медицинским контекстом терминология также часто используется специальной педагогикой за неимением своей собственной: аномальные (дети, лица и др.), дети (лица) с патологией развития, с дефектом разви­тия, с отклонениями в развитии и т. п.

Наиболее продуктивным в этом смысле представляется тер­мин, предложенный еще в конце 70-х гг. английскими специали­стами: «дети (лица) с особыми образовательными потребностями».

Современная специальная педагогика исходит из того, что о недостатке, отклонении в развитии можно говорить там и тогда, где и когда возникает несоответствие возможностей данного чело­века (в том числе и ребенка) общепринятым социальным ожидани­ям, школьно-образовательным нормативам успешности, установ­ленным в обществе нормам поведения и общения, т. е. когда налицо ограничение социальных возможностей. Поэтому специальная педа­гогика пользуется такими терминами, как лица с ограниченными возможностями (жизнедеятельности); применительно к обучающим­ся - лица с особыми образовательными потребностями, так как огра­ничение возможностей участия человека с отклонениями в разви­тии в традиционном образовательном процессе вызывает у него особые потребности в специализированной педагогической по­мощи, позволяющей преодолевать эти ограничения, затруднения. В этом контексте недостаток, ограничение возможностей выступа­ют как переменная величина трудности педагогического воздействия, а не как неотъемлемая личностная характеристика такого человека.

В современной юридической и социальной сфере за рубежом все шире используется термин лица с ограниченной трудоспособно­стью (вместо термина «инвалиды»). Это понятие позволяет рас­сматривать данную категорию лиц именно как нуждающихся в различного рода социальной помощи, юридической защите, яв­ляющихся в то же время в определенной степени трудоспособной и равноправной частью социума. Термин «инвалид» кроме меди­цинского диагноза (недееспособен) несет в себе негативный соци­альный смысл. За рубежом термин «инвалид» применяется ис­ключительно к лицам с тяжелыми физическими нарушениями и в основном в узкопрофессиональном (медицинском) контексте.

В тесной связи со специальным образованием часто употреб­ляется термин реабилитация. Согласно определению Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «реа­билитация -это применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивыс­шего уровня его функциональных способностей». Это определе­ние адекватно тому, которое принято и в англоязычной педагогике. В то же время в других странах (франкоязычные, испаноязычные) чаще используется термин реадаптация.

Термин «реабилитация» является производным от термина «абилитация». Применительно к детям раннего возраста с откло­нениями в развитии целесообразно применять термин абилитация (от лат. habilis - быть способным к чему-либо), так как в отноше­нии раннего возраста речь может идти не о возвращении способ­ности к чему-либо, утраченной в результате травмы, болезни и пр., а о первоначальном ее формировании.

В современных российских нормативно-правовых документах в области образования, например в законе о специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, при­водятся следующие определения некоторых основных терминов, используемых в области специального образования.

 

Специальное образование - дошкольное, общее и профессио­нальное образование, для получения которого лицам с ограничен­ными возможностями здоровья создаются специальные условия.

Лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имею­щее физический и (или) психический недостатки, которые препят­ствуют освоению образовательных программ без создания специ­альных условий для получения образования.

Недостаток - физический или психический недостаток, под­твержденный психолого-медико-педагогической комиссией в от­ношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого.

Физический недостаток - подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека либо хроническое со­матическое или инфекционное заболевание.

Психический недостаток - подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-воле­вой сферы, в том числе аутизм, последствие повреждения мозга, в том числе умственная отсталость, задержка психического разви­тия, создающие трудности в обучении.

Сложный недостаток - совокупность физических и (или) пси­хических недостатков.

Тяжелый недостаток - физический или психический недоста­ток, выраженный в такой степени, что образование в соответст­вии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обу­чения ограничиваются получением элементарных знаний об ок­ружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, приобретением элементарных трудовых навыков или получением элементарной профессиональной подготовки.

Специальные условия для получения образовани я (специальные образовательные условия) - условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обуче­ния, индивидуальные технические средства обучения и среда жиз­недеятельности, а также педагогические, медицинские, социаль­ные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освое­ние общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение -образовательное учреждение, созданное для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Приведенные выше различные обозначения одних и тех же яв­лений, объектов и субъектов педагогической деятельности показывают, что единых терминов и единой их трактовки в ряде случаев сегодня нет, вряд ли они появятся в будущем, так как каждая про­фессиональная сфера предпочитает говорить на своем профессио­нальном языке. Наиболее ущемленной в этом смысле является пе­дагогическая сфера.

В соответствии с многолетней традицией наиболее распростра­ненными во всех социальных сферах являются следующие обозна­чения девяти категорий лиц с недостатками развития: неслыша-щие (глухие), слабослышащие, незрячие, слабовидящие, лица с на­рушениями речи, умственно отсталые, лица (преимущественно дети) с задержкой психического развития (по западноевропейской терминологиии - лица с образовательными затруднениями), лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата, лица с наруше­ниями эмоционально-волевой сферы. В основе этих терминов по-прежнему продолжает оставаться преимущественно медицинская или психологическая семантика.

 

Объектом специальной педагогики является специальное обра­зование лиц с особыми образовательными потребностями как со­циокультурный, педагогический феномен.

Субъектом изучения и педагогической помощи, оказываемой в системе специального образования, является человек с ограничен­ными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.

Предмет специальной педагогики - теория и практика специ­
ального образования, что включает в себя изучение особенностей
развития и образования человека, имеющего ограниченные воз­
можности жизнедеятельности, особенностей его становления и
социализации как личности, а также использование этого знания
для нахождения наилучших путей, средств, условий, которые обеспечат коррекцию физических или психических недостатков, ком­пенсацию деятельности нарушенных органов и систем организма и образование такого человека в целях его социальной адаптации и интеграции в общество и обеспечения ему возможности макси­мально независимой жизни. «Если слепой или глухой ребенок достигает в развитии того же, что и нормальный, то дети с дефек­том достигают этого иным способом, на ином пути, иными сред­ствами, и для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребенка», - писал в связи с этим Л.С.Выготский [2, с. 12], «Именно для того, чтобы дефективный ребенок мог достичь того же, что и нормальный, следует приме­нять совершенно особые средства» [там же, с. 31].

 

Специальная педагогика имеет и систему целей, без достиже­ния которых невозможна ни социализация, ни самореализация человека с ограниченными возможностями. К числу целей более общего уровня относятся: коррекция недостатка, его компенсация педагогическими средствами; абилитация (применительно к мла­денческому и раннему возрасту) и реабилитация, в первую оче­редь социальная и личностная.

Достижение этих целей специальной педагогики становится воз­можным тогда, когда достигнуты конкретные цели обучения и вос­питания, образования в целом, т.е. когда налицо положительные результаты коррекции и компенсации недостатка. Например, для лиц с нарушениями зрения -это овладение специальными средст­вами чтения и письма, ориентировки в пространстве; для неслышащих - овладение навыками восприятия устной речи по чтению с губ говорящего и с использованием остаточного слуха и др.

К специфическим конкретным целям можно отнести и компо­ненты личностной реабилитации - воспитание чувства собствен­ного достоинства, преодоление чувства малоценности, или завышенной самооценки, формирование адекват­ных форм социального поведения и некоторые другие.

Для достижения указанных целей специальная педагогика ре­шает целую систему задач:

изучает педагогические закономерности развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;

в соответствии со структурой нарушения и социально-лично­стными условиями его проявления определяет коррекционные и компенсаторные возможности конкретного человека с конкрет­ным нарушением;

определяет и обосновывает построение педагогических клас­сификаций лиц с ограниченными возможностями здоровья и жиз­недеятельности;

изучает закономерности специального образования, сущест­вующие педагогические системы образования лиц с ограничен­ными возможностями, прогнозирует возникновение и развитие новых педагогических систем;

разрабатывает научные основы содержания образования, прин­ципы, методы, технологии, организационные условия специально­го образования;

разрабатывает и реализует образовательные коррекционно-педагогические, компенсационные и реабилитационные програм­мы образования лиц с ограниченными возможностями;

изучает и осуществляет процессы социального и средового адаптирования, абилитации и реабилитации, интеграции лиц с ограниченными возможностями на различных ступенях жизнен­ного цикла человека;

разрабатывает и реализует программы профориентации, проф-консультирования, профессиональной подготовки, социально-тру­довой адаптации лиц с ограниченной трудоспособностью;

взаимодействует с социальной педагогикой по всем пробле­мам, относящимся к людям, имеющим ограниченные возможно­сти жизнедеятельности и выходящим за рамки общепринятого социокультурного стандарта;

исследует, разрабатывает и реализует педагогические средства и механизмы профилактики возникновения нарушений развития;

совместно с общей педагогикой разрабатывает и реализует концепцию интеграции в образовании и социокультурной сфере, осуществляет психолого-педагогическую подготовку родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

Множественность вариаций нарушений у человека затрудня­ет создание их универсальной классификации. Нарушение, не­достаток развития может возникнуть внезапно после несчастно­го случая, болезни, а может развиваться и усиливаться на про­тяжении длительного времени, например, вследствие воздейст­вия неблагоприятных факторов окружающей среды, вследствие длительно текущего хронического заболевания. Недостаток, на­рушение могут устраняться (полностью или частично) медицин­скими и(или) педагогическими средствами или уменьшаться в своем проявлении.

В качестве уни­версального, собирательного, применяемого в широком смысле термина, обозначающего недостаток физической или психической сферы человека, сегодня принят термин ограничение (возможностей), в англоамериканской профессиональной речевой среде -handicap (ограничение, препятствие). Понятие ограничения рас­сматривается с разных точек зрения и соответственно по-разному обозначается в разных профессиональных сферах, имеющих от­ношение к человеку с нарушенным развитием: в медицине, социо­логии, сфере социального права, педагогике, психологии. В соот­ветствии с разными профессиональными подходами к данному предмету и разными основаниями для систематики существуют разные классификации.

Наиболее распространенными основа­ниями являются следующие:

причины нарушений;

виды нарушений с последующей конкретизацией их характера;

В основе последней педагогической классификации (М. Варнок, 1979) лежат характер особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и степень ограничения возможностей.

Итак, в педагогике в соответствии с исторически сложившейся системой образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, а также в соответствии с системой предметных областей специальной педагогики в основу классификации по традиции по­ложен характер нарушения, недостатка. Соответственно различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями:

глухие;

слабослышащие;

позднооглохшие;

незрячие;

слабовидящие;

лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

лица с нарушением интеллекта;

дети с задержкой психического развития (труднообучаемые);

лица с тяжелыми нарушениями речи;

лица со сложными недостатками развития.

Существует и более обобщенная классификация, в основе ко­торой лежит группировка указанных выше категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма:

телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный ап­парат, хронические заболевания);

сенсорные нарушения (слух, зрение);

нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нару­шения движений, психические и речевые нарушения).

 

Данная классификация значима для педагогики лишь как обоб­щенная системная организация всей совокупности нарушений развития. Для медицинской сферы эта классификация более зна­чима, она имеет в медицине более тонко дифференцированную классификацию.

В сфере социальной защиты, социально-трудового права зна­чимой является классификация по причинам возникновения на­рушения, недостатка. Это связано с особенностями предоставле­ния материальной и иной социальной помощи, компенсационных выплат, льгот и др.:

врожденное нарушение развития;

несчастный случай, стихийное бедствие;

производственная травма;

профессиональное заболевание, приведшее к возникновению ограничения возможностей;

дорожно-транспортное происшествие;

участие в боевых действиях;

экологические преступления;

болезнь;

прочие причины.

Классификация по причинам нарушений имеет значение и для педагогики, так как знание происхождения того или иного недос­татка развития, в том числе его биологической или социальной обусловленности, а также времени и особенностей возникновения предоставляет педагогу необходимые исходные данные для пла­нирования индивидуальной программы специальной педагогиче­ской помощи.

Значимой для социальной сферы и для педагогики является классификация по последствиям недостатков, которые влияют на дальнейшую жизнь человека - на его потребность в специальном образовании, реабилитации (медицинской, психологической, со­циальной, профессиональной), уходе, обеспечении специальными техническими средствами и др.

Английские специалисты (М.Варнок, 1979) предложили пере­крестную классификацию, в которой указаны не только нарушен­ные сферы организма и функций человека, но и степень их пора­жения. Это позволяет не только более тонко дифференцировать различные категории лиц с ограниченными возможностями, но и на основе этой классификации более точно определять характер и объем особых образовательных и социальных потребностей каж­дого конкретного человека с проблемами в развитии.

Исходя из этой классификации, можно с достаточно большой долей вероятности определить социально и образовательно-зна­чимые особые потребности того или иного человека с ограниченными возможностями и соответственно направления коррекционно-образовательной деятельности: ориентировка в окружающей физической и социальной среде, физическая независимость, под­вижность, возможность различных видов деятельности, возможность занятости, возможность социальной интеграции и социаль­но-экономической независимости.

Свои, частные классификации имеет каждая предметная область специальной педагогики.

 

4. Предметные области современной специальной педагогики

Современная специальная педагогика состоит из предметных областей, которые исторически сформировались в связи с тради­ционно существующей системой специальных образовательных учреждений для детей с особыми образовательными потребно­стями. В начале XX в. эти предметные области только складыва­лись, сегодня они представляют собой относительно самостоя­тельные, развитые и тонко дифференцированные сферы научного и практического педагогического знания.

К их числу относятся следующие:

тифлопедагогика (незрячие и слабовидящие);

сурдопедагогика (глухие, слабослышащие и позднооглохшие);

тифлосурдопедагогика (слепоглухие);

логопедия (лица с нарушениями речевого развития);

олигофренопедагогика (лица с нарушениями интеллекта и с образовательными затруднениями);

отрасль специальной педагогики применительно к лицам с на­рушениями опорно-двигательного аппарата;

отрасль специальной педагогики применительно к лицам с на­рушениями эмоционально-волевой сферы.

В стадии становления находятся области специальной педаго­гики, специализирующиеся на помощи хроническим больным и лицам с тяжелыми и множественными нарушениями.

 

Каждая из указанных выше предметных областей структурно организована так же, как и общая педагогика, т.е. педагогика данной предметной области (например, сурдопедагогика, олиго­френопедагогика и т. п.), содержит ее историю, дидактику, теорию и практику воспитания, специальные методики. Каждая предметная область дифференцирована также по возрастным периодам; достаточно хорошо разработанными считаются дошкольный и школьный периоды. В то же время проблемы специального обра­зования молодежи с ограниченными возможностями, образование взрослых с ограниченной трудоспособностью, ранняя помощь еще нуждаются в научном исследовании.

Объединяющим теоретико-методологическим началом всех этих предметных областей является собственно специальная педа­гогика. Она оформляется как теоретическая предметная область на протяжении XX в.

Специальная педагогика и ее предметные области тесно связа­ны со смежными научными областями. Их данные творчески ис­пользуются специальной педагогикой в исследованиях и практи­ческой деятельности, в разработках специальных образовательных технологий, специальных технических средств обучения.

К числу таких смежных сфер относятся: философия, история, педагогика, психология, клиническая, социальная и специальная психология, физиология, медицина, социология, лингвистика, психолингви­стика, социальная педагогика, физика, информатика, гуманитар­ные и естественные науки, основы которых входят в содержание соответствующих учебных предметов.

Все более тонкая дифференциация научного и практического знания в сфере специальной педагогики ведет к тому, что посте­пенно возникают и развиваются новые области педагогического знания, предметом которых будут проблемы образования и раз­вития тех категорий лиц с ограниченными возможностями жизне­деятельности, которые сегодня либо находятся вне образователь­ного пространства, либо научное и практическое знание о кото­рых сегодня невелико и недостаточно для выделения в самостоя­тельное направление в системе специальной педагогики. Реально также развитие междисциплинарной интеграции внутри специ­альной педагогики благодаря усилению педагогического внима­ния к детям с комбинированными отклонениями в развитии.

 

Вопросы и задания

Каковы закономерности формирования и развития понятийного аппа­
рата специальной педагогики?

Что такое параллельная терминология? Приведите примеры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.