Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. 2. Выразительные возможности русского синтаксиса. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности Русской речи

Упражнения для самопроверки

№1.Распределите ССП и СПП в два столбика.

1) Рассказчик смолк, и на некоторое время в избе водворилась тишина.

2) Когда в доме все ещё спали, я прокладывал росистый след в густой, высокой траве сада.

3) Я горько плакал, пока благодетельный сон не заглушил своим веянием моего глубокого горя.

4) Дождя не было, но туман ещё держался, и низкие облака заволакивли небо.

5) Был один из тех ненастных студёных дней, какие часто встречаются к концу осени.

 

№2. Расставьте знаки препинания, укажите вид придаточных.

1) Обоз весь день простоял у реки и тронулся с места, когда садилось солнце.

2) Около заднего воза, где был Егорушка, шёл старик с седой бородой.

3) Куда пошла река, там и русло будет.

4) Морозный воздух так обжигал, что трудно было дышать.

5) Всё было бы спасено, если бы у моего коня достало сил ещё на пять минут.

№3. Выделите союзы и укажите, какие из них связывают члены предложения, какие – предложения. Расставьте недостающие знаки препинания. Какие сочинительные союзы использованы в предложениях? Какие подчинительные союзы здесь встречаются?

1)Тёмная грозная туча ушла уже далеко и унесла с собой грозу.

2) Ночь уже ложилась на горы и туман начинал бродить по ущельям.

3) Солнце село но в лесу ещё светло.

4) Ветер то глухо завывал то свистал порывисто.

5) Когда же на запад умчался туман урочный свой путь совершал караван.

6) Если дед уходит из дома бабушка устраивала в кухне интереснейшие собрания.

7) Под аркою ворот танцевало и прыгало беспокойное пламя факелов.

8) Я ничего не хотел кроме того чтобы никто не приехал звать меня.

№4.Составьте из двух простых предложений сначала союзные (СПП или ССП), потом БСП. Запишите получившиеся предложения, расставляя знаки препинания. Прочитайте получившиеся предложения, понаблюдайте за интонацией.

1) Пассажиры спешили. До отправления поезда оставалось пять минут. 2) Я понимаю. Успеть к теплоходу нельзя. 3) Придёшь поздно. Никого не будет дома. 4) В кино хотел сходить. Времени не оказалось.

№5.Рассмотрите схемы. Составьте по одному предложению на каждую схему. Расскажите, пользуясь схемами и своими примерами, о знаках препинания в БСП.

1) а) [ ], [ ].

перечисление

б) [ ]; [ ].

перечисление

2) а) [ ]: [ причина ].

 

б) [ ]: [ пояснение ].

 

в) [ ]: [ дополнение ].

3) а) [ ] - [ ].

противопоставление

б) [ время или условие ] - [ ].

в) [ ] - [ вывод, следствие ].

План.

  1. Выразительные возможности русского синтаксиса.
  2. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

 

Выразительные возможности русского синтаксиса огромны. Образованный человек, как мы уже говорили, использует в своей речи разнообразные синтаксические конструкции, отбирает из возможных вариантов тот, который наиболее уместен в данной ситуации для передачи необходимой информации.

В разговорной речи мы используем в основном простые предложения, причем очень часто – неполные (отсутствие тех или иных членов восполняется мимикой, жестами);

- реже употребляются сложные (преимущественно бессоюзные).

Употребление сложных предложений – отличительная черта книжных стилей.

В книжных функциональных стилях широко используются сложные синтаксические конструкции с различными видами сочинительной и подчинительной связи.

Значительно богаче и разнообразнее по своим стилистическим особенностям сложноподчинённые предложения, которые занимают достойное место в любом из книжных стилей.

В русском языке существуют параллельные синтаксические конструкции. Проиллюстрируем синтаксический параллелизм простыми примерами:

1. Редактор прочитал рукопись и написал рабочую рецензию.

2. Редактор, прочитав рукопись, написал рабочую рецензию.

3. Редактор, прочитавший рукопись, написал рабочую рецензию.

4. Редактор закончил чтение рукописи и приступил к написанию рабочей рецензии.

5. Когда редактор прочитал рукопись, он смог написать рабочую рецензию.

6. После прочтения рукописи редактор написал рабочую рецензию.

7. Написание рабочей рецензии редактором стало возможным после прочтения рукописи.

Как видим, существование параллельных синтаксических конструкций связано преимущественно с разнообразием способов выражения действия в русском языке. Чаще всего оно выражается спрягаемой формой глагола (1-й пример), но может быть выражено деепричастием (2-й пример), причастием (3-й пример), отглагольным существительным (4-й пример, неопределённой формой глагола (5-й пример), причём придаточная часть сложного предложения может заменить глагольное сказуемое (5-й пример). Важно подчеркнуть, что подобные замены приводят не только к появлению новых оттенков значения, но и к изменению стилистической окраски высказывания: спрягаемые формы глагола не имеют функционально-стилевой закреплённости, причастия и деепричастия являются книжными формами, а отглагольные существительные придают речи канцелярскую окраску.

Немалое значение имеет и эстетическая сторона речи: её не украшают отглагольные существительные, в особенности те, которые возникли в результате «расщепления» сказуемого (4-й пример), они придают высказыванию тяжеловесность.

Избирая ту или иную конструкцию, мы, конечно, исходим из её конкретного значения, стилистической окраски и особенностей текста. Так, в 1-м и 5-м примерах подчёркнуто главное действие (прочитал), сообщение о нём в придаточной части предложения (в 5-й конструкции) способствует актуализации этой глагольной формы, которая при этом обретает бОльшую самостоятельность.

Остановимся более подробно на некоторых параллельных синтаксических конструкциях. Большие возможности для стилистического выбора предоставляет синонимия причастных оборотов и придаточных определительных частей сложноподчинённых предложений: Автор ознакомился с отзывом, написанным рецензентом. – Автор ознакомился с отзывом, который написал рецензент. Преимущество первой конструкции – в её лаконизме, вторая же акцентирует внимание на действии, указанном в придаточной части сложного предложения; первая тяготеет к книжным стилям, вторая стилистически нейтральна. Из этого, однако, не следует, что для письменной речи всегда предпочтительнее причастный оборот.

Деепричастные обороты имеют параллельные синтаксические конструкции среди придаточных частей сложноподчинённого предложения и членов простого предложения. Проиллюстрируем это примерами:

 

1. Беседуя с автором статьи, Иванов понял, что был неправ. 2. Редактор несколько раз перечитал абзац, стараясь разобраться в новой терминологии. 3. Все разошлись, не успев закончить работу. 4. Вернувшись из командировки, директор собрал сотрудников на совещание. 1. Когда Иванов беседовал с автором статьи, он понял, что был неправ. 2. Редактор несколько раз перечитал абзац, чтобы разобраться в новой терминологии. 3. Все разошлись, хотя и не успели закончить работу. 4. После возвращения из командировки директор собрал сотрудников на совещание.

 

Случаи синонимии деепричастных оборотов и придаточных частей сложноподчинённых предложений и членов простого предложения не исчерпываются приведёнными примерами, однако и их достаточно, чтобы убедиться в разнообразии синонимических конструкций этого типа. Придаточные предложения в сравнении с деепричастными оборотами кажутся значительнее, последние же формулируют мысль более экономно, но придают речи книжную окраску.

Анализируя употребление в речи причастных оборотов, грамотный человек может заметить ошибки в образовании причастий и устранить их, заменив эту конструкцию придаточным определительным предложением. Рассмотрим примеры такой правки.

1. Все увидящие эту картину не могут не возмутиться. 2. Раздались долго не смолкаемые аплодисменты. 3. Заказ, выполняющийся нашей фирмой, особый. 1. Все, кто увидит эту картину, не могут не возмутиться. 2. Раздались долго не смолкавшие аплодисменты (аплодисменты, которые долго не смолкали). 3. Заказ, который выполняет наша фирма, особый.

 

Как видим, использование параллельных синтаксических конструкций весьма удобно при устранении ошибок. Кроме того, синтаксическая синонимия является источником богатства и выразительности русской речи.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Почему носитель языка использует в своей речи разнообразные синтаксические конструкции?
  2. Чем обусловлено явление синтаксической синонимии?

Литература

  1. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. Учебник для ССУЗов.,2005, с. 196 – 211.
  2. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для ССУЗов. – М., 2006, с. 155 – 164.
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 5. Синтаксис | Тема 6. 1. Типы и виды орфограмм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.