Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Будучи воспитанным в Новгороде – оплоте язычества, Владимир начал с языческой религиозной реформы

Перед Владимиром встали те же государственные задачи, что не решил его отец Святослав, и в первую очередь – вопрос завершения объединения восточнославянских земель в единое государство.

Этот процесс был завершен в 984 г. подчинением радимичей, однако для формирования из различных племен единого народа и укрепления над ними власти Киевского князя необходимо было принять единую для всех веру и законы.

Именно своими религиозными реформами Владимир I вошел в историю, а за крещение Руси получил прозвище Красное Солнышко.

В 983 г. он попытался основных языческих богов объединить в единый пантеон во главе с богом Перуном, но реформа провалилась и по примеру более развитых стран Владимир стал склоняться к единобожию.

По летописи Нестора у Владимира был богатый выбор, т.к. иностранные гости на все лады расхваливали своих богов, но он склонился к византийскому христианству.

С Византией у славян давно были тесные торговые и культурные отношения и христианство уже начало проникать на Русь (ярким примером служит его бабка Ольга), и Владимир стремился не только теснее сблизится с Константинополем, но и сравняться с европейскими монархами.

Для достижения своей цели Владимир замыслил породниться с Византийским императором, и как раз в 988 г. императоры Василий и Константин обратились к Киевскому князю за помощью против мятежного полководца Варды Фоки, взявшего под контроль азиатские владения Византии.

Условием своей помощи Владимир выдвинул брак с сестрой императоров Анной, но после разгрома мятежника императоры отказались отправлять сестру на Русь и Владимир, чтобы принудить их выполнить договор, пошел походом на Крым, захватил византийский г. Корсунь (Херсонес) и пригрозил пойти на Константинополь.

Подобная угроза возымела действие и Анна с большим числом монахов и священников была отправлена в Корсунь, где состоялся брак и были крещены сам Владимир и его дружина.

По возвращении в Киев Владимир потребовал всех придти на берег Днепра, заявив:

«Если не придет кто завтра на реку – будь то бо­гатый, или бедный, или нищий, или раб, – будет мне вра­гом».

И загнав киевлян в реку разом окрестили всех.

В Новгород же были посланы дядя Владимира Добрыня с воеводою Путятой, и так как в дальнем от Византии Новгороде язычество было сильнее всего на Руси, новую веру пришлось утверждать силой оружия.

Как говорили летописцы:

«Путята крестил мечом, а Добрыня огнем».

Все языческие идолы уничтожались, а на их местах строились христианские храмы.

В Киеве была учреждена русская митрополия, подчиняющаяся Патриарху Константинопольскому, а в крупнейших городах – епископства, но первое православное духовенство состояло, в основном, из греков.

Принятие христианства на Руси является значительной вехой в развитии русского государства:

1. Христианство связало Киевскую Русь с Византией и европейским христианским миром, что усилило европейский путь развития.

2. Церковь стала ближайшим сподвижником в укреплении центральной власти Киевского князя (не случайно сам князь стал платить десятую часть своих доходов в Церковь, что впоследствии превратится в официальный церковный налог – «десятину» и сделал Церковь крупнейшим феодалом на Руси.

Кроме того, под контроль Церкви государство передало бытовые и семейные дела.

3. Вместе с христианством Русь перенимала культуру (через церкви – архитектуру, через иконы – живопись, через христианские книги – письменность и литературу, христианская мораль смягчала нравы (напр., отмена жертвоприношений и многоженства) и т.п.).

4. С развитием христианства развивается грамотность и образование.

Центрами образования становятся монастыри, в которых создаются школы, переписываются книги, собираются библиотеки.

В X в. на Руси появляется славянские азбуки – глаголица и кириллица, созданные во 2-ой пол. IX в. в Болгарской земле братьями греческими монахами Кириллом и Мефодием.

5. Сама Византия оказалась заинтересована в христианизации Руси.

К XI в. она глубоко погрузилась в кризис – помимо внутренних смут и завоеваний арабов у границ ослабленной Византии появился новый грозный враг – турки-мусульмане, которые активно стали захватывать и арабские и византийские территории.

Осознавая, что самостоятельно с врагами не справится, императоры оказались заинтересованы в христианизации Руси, силы которой в дальнейшем можно было использовать для борьбы с мусульманами.

К сожаление феодальная раздробленность Руси сорвала эти планы и впоследствии Византия будет поглощена Османской империей, а центр православия из Константинополя (превращенного в Стамбул) переместится на Русь.

Процесс христианизации при Владимире I не стал общенародным и затронул лишь княжеско-боярское окружение и центральные города, основная же часть населения продолжала жить по старине и на Руси еще долго продержится двоеверие.

По сути дела на Руси стало формироваться две культуры: христианская – в городах и княжеско-боярской верхушке, и языческая – в среде простого народа.

В 1054 г. на церковном соборе главы двух церквей: западной (Папа Римский) и восточной (Патриарх Константинопольский) подвергли друг друга взаимному проклятию, что привело к расколу христианства на западное или Католическое и восточное или Православное.

Этот раскол отдалил Русь от Западной Европы, но еще более тесно связал с Византией.

Внешнеполитические проблемы при Владимире I

Большие проблемы для Киевской Руси доставляли набеги печенегов.

Сложность была в том, что война с печенегами носила оборонительный характер, т.к. они не имели городов, к которым их можно было прижать и заставить дать бой, и во время походов росичей печенеги просто уходили, заманивая врага в безводную степь.

Для обороны границ по приказу Владимира на всем протяжении границ со степью были выстроены сторожевые крепости с постоянно действующими гарнизонами, которые в случае нападения сдерживали врага и огненным сигналом (кострами на башнях), передаваемым от крепости к крепости упреждали князя, который со своей дружиной спешил на помощь.

Помимо проблемы печенегов ко времени Владимира I относится начало очень сложных и противоречивых отношений с соседней католическойПольшей.

Сын убитого в междоусобице старшего блата Ярополка – княжич Святополк, был женат на дочери короля Польши Болеслава, и стремясь отомстить Владимиру за смерть отца, он в союзе с тестем планировал заговор, который, однако, был раскрыт.

Но это предопределило международные отношения Руси с Польшей, которая начала стремится заменить не окрепшее русское православие на католичество и через веру подчинить себе русское государство.

К концу жизни у Владимира начал обострятся конфликт с сыном Ярославом, посаженным им в Новгород.

Защищая интересы этого вольнолюбивого торгового города, Ярослав перестал платить отцу дань, чем вызвал его гнев, и только смерть Владимира I в 1015 г. спасли Новгород от похода Киевского князя.

Таким образом, историческое значение Владимир I была в том, что он завершил объединение восточнославянских племен и начал процесс формирования государства, приняв единую веру.

Однако для завершения этого процесса необходимо было принять единый для всей Руси свод законов, что и произошло при его потомках.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Внешнеполитические проблемы при Владимире I | По дисциплине. Краткий конспект лекций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.