Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Возникновение первых государств и особенности развития ранних цивилизаций




Возникновение первых государств и особенности развития ранних цивилизаций

История Древнего мира

И.Р.Блохина

Лекции для студентов I курса по специальности «История»

Часть 1. Древний Восток

 

Лекция I.

 

План:

1. Вводные замечания

2. Условия возникновения первых государств

3. Характерные черты ранних цивилизаций

 

История – наука о прошлом, наиболее значительных событиях и проявлениях человеческой деятельности, о закономерностях развития обществ и государств. Термин «أστορία» ввели в употребление древние греки – философы и историки. Он означает «изыскание», «исследование». Повествования исторического характера мы находим в древневосточных текстах (например, в книгах Библии, биографиях или описаниях походов древних царей). Научный же подход к осмыслению прошлого родился только в античности. Греческие историки Геродот и Фукидид (V в.до н.э.), а особенно Полибий (II в. до н.э.) положили начало научному определению целей и задач истории, методам изучения прошлого, исторической терминологии.

История человеческого общества насчитывает миллионы лет. История государственности – немногим более пяти тысяч лет. Возникновение государства положило начало истории цивилизации (от латинского «civitas» – община, поселение). Всеобщая история (термин введен в обиход Полибием) изучает историю зарубежных стран от древности до современности. Периодизация – деление истории на значительные, последовательно сменяющие друг друга периоды.

Основные разделы всеобщей истории:

– Древняя история – III тыс. до н.э.-V в. н.э.

– Средние века – VI-XVI вв.

– Новое время – XVII-XIX вв.

– Новейшая история – XX-XXI вв.

В свою очередь, древняя история делится на три больших периода:

– История древневосточных государств – III тыс. до н.э.-IV в. до н.э.

– История древнегреческой цивилизации – II тыс. до н.э.-II в. до н.э.

– История древнего Рима VIII в. до н.э. – V в. н.э.

Изучение любого из периодов истории возможно лишь при знакомстве с историческими источниками. Источники, если определить коротко, это – свидетельства изучаемой эпохи. В это понятие справедливо включить предметы материальной культуры (от пирамид и дворцов до монеток, украшений, предметов быта), письменные источники, данные языка. Часто в качестве источников выступают свидетельства более позднего времени, значительно удаленные от нас. Так, сообщения античных авторов о древневосточных народах и государствах являются для современных историков источниками по изучению этих государств.

Наша задача – познакомиться с древними цивилизациями, определить характерные черты древневосточных и античных государств.

 

Вопрос 2.

Возникновение государства означало наступление нового и очень значительного этапа в истории человечества, наступление эпохи цивилизаций.

Ранними были древневосточные цивилизации. Выделяют три древнейших очага их зарождения [карта]: долину Нила (Египетское государство), Междуречье (ранние города-государства Шумера и Аккада), долина реки Инд (древнеиндский союз государств во главе с Хараппой). Появление государства стало итогом влияния различных факторов: социального расслоения общинников в результате роста материальных благ, соперничества за власть племенных вождей, возникновения городов и т.д. Как вы заметили, ранние государства возникали в долинах великих рек. Так называемый «фактор великой реки» – это сумма условий, стимулирующих рождение государства. Прежде всего, можно говорить о благоприятных условиях жизни близ великой реки. К ним следует отнести плодороднейшие почвы, возникавшие при оседании ила во время постоянных наводнений, добычу рыбы, тростника и других полезных речных даров, возможность использовать водные пути для связи (торговли, путешествий) и т.д. Однако этих факторов для коренного скачка в жизни древнего человека и образования государства было недостаточно. «Фактор великой реки» – это и те условия, которые составляли трудности выживания: воспользоваться благами было возможно лишь преодолевая природные катаклизмы (заболоченность почвы, наводнения, способные затопить целые города, засуху, при которой требовалась разветвленная ирригационная система). Для этого нужно было объединение страны под эгидой сильной власти, развитие инженерных и прочих навыков, знание астрономии, математики и многих других наук. Только тогда могла сработать «пусковая пружина» и человек мог перешагнуть порог цивилизации.

Вопрос 3.

Рассмотрим теперь наиболее существенные черты и особенности строя и жизни древневосточных государств.

а) Политическая форма древневосточных государств. На востоке сложилась особая форма государства – восточная деспотия, характерными признаками которой были: абсолютная власть монарха, примитивность и неразвитость государственного аппарата, апофеоз (обожествление правителя). Правитель держал в своих руках нити административной (глава государства), экономической (собственник всей земли), военной (верховный главнокомандующий), религиозной (сын и наместник богов) и судебной (высшая судебная инстанция) власти. Монархи III-II тыс. до н.э. олицетворяли раннюю, патриархальную форму деспотии. В государствах I тыс. до н.э. эта форма власти достигает апогея (примеры). В некоторых странах (Хеттское царство, Индия) восточная деспотия до конца не сложилась по причине сильного влияния на общество религиозной или иной аристократии.

б) Особенности общественной структуры. Общественная иерархия свободного населения включала довольно узкий слой знати – чиновничьей, военной, религиозной, жизнь и благополучие которой зависели от правителя.

Социальной ячейкой древневосточных обществ была община. С одной стороны, она была необходимой формой совместной жизни (ирригация, дамбы, каналы требовали совместного труда), с другой, община была идеальным рычагом эксплуатации большинства населения (повинности, военные наборы, общественные работы государство выполняло через общину). Община выполняла социальные, военные, религиозные и, прежде всего, хозяйственные функции. Управление предполагало, как правило, общий сход, наличие выборного совета общины и старосты. Роль общины хорошо отражена в «Законах Хаммурапи. Разложение общины связано было, в первую очередь, с имущественной дифференциацией населения.

Древневосточные государства были военными образованиями. Цари и фараоны с помощью завоеваний утверждали свое могущество. Добыча от военных походов составляла значительную часть казны. Военная знать была влиятельной корпорацией. Ядро войска составляло ополчение. Немалую роль играли наемники.

Существовавшее рабство носило патриархальный характер, т.е. основными производителями в д/в государствах оставались свободные общинники (в связи с этим в историографии имела место дискуссия о том, можно ли ранние государства вообще классифицировать, как рабовладельческие). Источниками рабства становилась война, долговая зависимость, купля-продажа, воспроизводство рабов. Древние законы охраняли право собственности на рабов, регулировали их отношения со свободными. Примером может служить кодекс вавилонского царя Хаммурапи.

в) Религия и идеология. Религиозной основой жизни древневосточных обществ были языческие верования. По форме это были, как правило, политеистические религии. Исключением был еврейский монотеизм. Особую роль в древневосточных государствах играли храмы, имевшие земли и богатство, торговавшие зерном и скотом, эксплуатировавшие рабов. Жречество, представляло собой могущественное сословие, иногда – правящую касту (в Индии, например, варна брахманов).

В середине I тыс. до н.э. (распространение железа, тотальные войны за мировое господство, гибель сотен городов и покорение с невиданной жестокостью целых народов) духовной опорой общества становятся религиозно-философские учения (поиск выхода!): конфуцианство, даосизм, буддизм, зороастризм, учения ветхозаветных пророков. Человек пытается осмыслить мир и найти защиту от его жестокости.

Таким образом, детство цивилизации было трудным и долгим. Было построено и оснащено определенными атрибутами здание государства. Особенностями менталитета были корпоративность (общинная, жреческая, военная) и отношение власти с подданными, удачно охарактеризованное Геродотом: «Там [на Востоке – И.Б.] все рабы, кроме одного».

 

 

Лекция 2.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 5932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.