Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предыстория и начало развития Болонского процесса




 

Европейское содружество и европейская высшая школа прошли почти полувековой путь к принятию Болонской декларации. Уже в семидесятых годах прошлого века в Европе начинает нарабатываться политический консенсус относительно новой роли высшего образования, особенно в профессиональной ее компоненте, на европейском рынке труда, который постепенно объединяется в одно большое пространство. Формирование Европейского пространства высшего образования, сближение его целей, стандартов, моделей стали адекватным ответом высшей школы на растущую конкуренцию в мире, особенно с североамериканским регионом (США, Канада). Одновременно с политическим объединением стран Европы в ЕС нарабатывалась концепция создания единого европейского образовательного и научного пространства.

Попытки предоставить общеевропейского характер высшей школе фактически начались в 1957 году с подписания Римского соглашения. Впоследствии эти идеи развились в решениях конференции министров образования 1971 и 1976 года, в Маастрихтском договоре в 1992 году. Следующие годы характеризовались внедрением разнообразных программ под эгидой ЕС, Совета Европы, которые способствовали наработке общих подходов к решению транснациональных проблем высшего образования. Это в первую очередь программы приведения национального законодательства в сфере образования к нормам, наработанным странами Европы, расширение доступа к высшему образованию и повышение академической мобильности студентов и их мобильности на рынке труда, создание системы обучения на протяжении всей жизни и многомерные задания по сближению образовательных программ и систем, которые решались в рамках многочисленных программ TEMPUS/TACIS.

В основе интеграционного процесса, который стал предысторией Болонского процесса, лежат три важных документа:

1. Большая хартия университетов (Magna Charta Universitatum).

2. Лиссабонска конвенция (Лиссабон, в 1997 г.).

3. Сорбоннска декларация (Париж, Сорбонна, в 1998 г.).

 

2.1. Для развития национальных систем образования в каждой стране должны действовать мощные методологические центры, роль которых должны взять на себя ведущие университеты этих стран. Эта идея легла в основу создания содружества ведущих университетов Европы, которые должны выступить в роли новаторов, пионеров тех превращений, за которыми должна идти вся Европа. Потому Большая хартия университетов (Magna Charta Universitatum) - это результат предложения, с которым в 1986 году Болонский университет обратился к ведущим университетам Европы. Идею составления и подписания такого документа с энтузиазмом поддержала научная, просветительская и политическая элита Европы.

Этот документ очерчивает фундаментальные принципы, которыми должны руководствоваться университеты, чтобы обеспечить развитие образования и инновационное движение в быстроизменяющемся мире. Целью документа стало выделение важнейших ценностей университетских традиций и содействие тесным связям между университетами Европы.

Подписывая Хартию, университеты подтверждают свою принадлежность к академическому содружеству, которое, преодолевая политические и социальные барьеры, формирует принципы интеграции Европы в общество, предоставляющее всем гражданам нужные права и свободы, разнообразные сравнимые и адекватные услуги в сфере культуры, науки и образования. Хартия еще раз подтверждает основные ценности, права и обязанности университета как ключевой институции общества.

 

2.2. Конвенцию о признании квалификаций, которые касаются высшего образования в европейском регионе (Лиссабон, в 1997 г.), разработано и принято под эгидой Совета Европы и ЮНЕСКО. Эту конвенцию подписали 43 страны (Украина в том числе). Она содержит соглашения о:

· определении основных сроков (доступ; прием; оценка высших учебных заведений и программ; оценка индивидуальных квалификаций; полномочный орган по вопросам признания; высшее образование; высшее учебное заведение; программа высшего образования; период обучения; квалификация (квалификация высшего образования; квалификация, дающая доступ к высшему образованию); признание; требования (общие требования; особенные требования);

· компетенцию государственных органов;

· основные принципы оценки квалификации;

· признание квалификаций, дающих доступ к высшему образованию;

· признание периодов обучения;

· признание квалификаций высшего образования;

· информацию об оценке высших учебных заведений и программ;

· признание квалификаций беженцев, перемещенных лиц и лиц, которые находятся в положении беженцев;

· информацию по вопросам признания;

· механизмы осуществления;

· заключительные положения.

Не все страны, которые присоединились к Болонского процессу, подписали Лиссабонскую конвенцию.

Главная идея, зафиксированная в Лиссабонский конвенции, заключается в следующем: “Большое разнообразие систем образования в европейском регионе отображает его культурное, социальное, политическое, философское, религиозное и экономическое разнообразие, которое составляет исключительное достояние, нуждающееся во всяческом уважении”.

Стремление стран-подписантов заключается в том, чтобы “предоставить всем людям этого региона возможность в полной мере пользоваться этим источником многообразия, облегчив доступ жителям каждого государства и студентам учебных заведений к образовательным ресурсам других государств”.

 

2.3. В 1998 году четыре страны - Франция, Италия, Великобритания и Германия - подписали так называемую Сорбонскую декларацию, направленную на создание открытого европейского пространства высшего образования, которое, по мнению авторов, должно стать более конкурентоспособным на мировом рынке образовательных услуг.

Сам же Болонский процесс на уровне государств начался 19 июня 1999 года в Болонье (Италия) подписанием 30 министрами образования от имени своих правительств Болонской декларации. Этим актом страны-участницы согласовали общие требования, критерии и стандарты национальных систем высшего образования и договорились о создании единого европейского образовательного и научного пространства до 2010 года. В пределах этого пространства должны действовать единственные требования к признанию дипломов об образовании, трудоустройству и мобильности граждан, что существенно повысит конкурентоспособность европейского рынка труда и образовательных услуг. Следовательно, Болонский процесс - это процесс распознавания одной образовательной системы другой на Европейском пространстве.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1026; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.