Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи экспертных оценок

Задачи, решаемые в процессе экспертных оценок систем управления, можно разделить на две группы: 1) задачи синтеза новых систем управле­ния и их оценки; 2) задачи анализа (измерения) существующих систем управления по выбранным показателям и критериям эффективности.

К задачам первой группы относятся: формирование облика создаваемой системы; прогнозирование технико-экономических показателей стадий ее жизненного цикла; обоснование основных направлений реорганизации социальной системы управления; выбор оптимальных или удовлетворительных способов действий и исходов с использованием создаваемой системы управления и др.

Некоторая часть экспертной информации, получаемая в ходе решения данных задач, носит качественный характер и формируется в виде сложных суждений в описательном виде. Однако задачи синтеза, решаемые с помощью экспертных оценок, могут носить количест­венный характер, и их решение будет связано с обоснованием мно­гочисленных параметров (характеристик) создаваемой системы.

К задачам второй группы относятся все задачи оценивания существующих или создаваемых вариантов систем управления с по­мощью заданных показателей и критериев эффективности. Примера­ми таких задач являются: определение структурных, функциональ­ных или информационных характеристик системы; оценка её эффек­тивности в ходе выполнения различных операций; определение це­лесообразности дальнейшей эксплуатации технических средств уп­равления и связи и др. Значительная часть экспертной информа­ции, используемой при решении таких задач, носит количествен­ный характер или имеет форму элементарных суждений и обрабаты­вается с использованием различных статистических методов.

При этом используются следующие формы получения количественных оценок и элементарных суждений:

количественные оценки в физических единицах измерения оцениваемых величин или в форме отношений;

балльные оценки;

попарные сравнения;

группировка (сортировка);

ранжирование.

Количественная оценка в единицах измерения величины представляет собой суждение эксперта о предполагаемом абсолют­ном значении этой величины, например о стоимости системы, вре­мени решения задач управления, времени безотказной работы, га­баритах и т.п. В отдельных случаях используются различные от­носительные оценки: отношение реальной стоимости к максималь­ной, относительное изменение стоимости, времени решения задач и других прогнозируемых характеристик системы по сравнению с существующей и др. Подобные оценки имеют большой разброс и по­этому редко используются в процессе получения экспертной ин­формации.

Балльные оценки предполагают присвоение оцениваемым объ­ектам определенных баллов в соответствии с их предпочтением. Обычно баллы представляют конечный ряд чисел с постоянной раз­ностью между любыми соседними числами. Чаще всего берут нату­ральные числа: 1, 2,..., n. В баллах оценивают значимость по­казателей эффективности, уровень подготовки персонала организации, предпочтение того или иного варианта систе­мы и др.

Попарные сравнения осуществляются путем указания предпоч­тительного объекта в каждой паре объектов, при этом допускает­ся отмечать равноценность или несравнимость объектов. Резуль­таты попарных сравнений обычно представляют в виде квадратной матрицы, где наименования строк и столбцов соответствуют оце­ниваемым объектам. При этом на пересечении строки i и столбца j ставят 1, если объект i предпочтительнее объекта j; 0 - в противном случае; 0,5 - если объекты одинаковы по предпочти­тельности; прочерк (-), если объекты несравнимы. Попарное сравнение позволяет детально проанализировать предпочтения объектов, так как эксперт при каждом сравнении изучает только два объекта, выявляя все их слабые и сильные стороны.

Группировка (сортировка) заключается в том, что эксперт осуществляет своеобразную классификацию объектов в соответс­твии с установленными признаками, при этом каждому объекту присваивается номер (сорт) соответствующего класса. Подобная оценка может быть использована при определении эффективности (качества) систем по заранее выбранным признакам.

Ранжирование представляет собой расположение объектов в виде определенной последовательности в соответствии с убывани­ем их предпочтительности. Каждый объект в этом случае оценива­ется рангом (номером), который он занимает в данной последова­тельности. В том случае, если эксперт не различает объекты по предпочтению, он может присвоить им одинаковые ранги. Таким образом, ранжирование тоже представляет собой своеобразную оценку объектов по баллам, однако при небольшом числе объектов выполняется значительно проще и имеет меньший диапазон значе­ний рангов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика методов экспертных оценок | Основные этапы экспертного оценивания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.