Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные концепции диагностики

Цель, задачи и роль диагностики в системе управления.

Лекция. Диагностический метод исследования систем управления

Тема 10. Диагностика систем управления

Вопросы:

1. Цель, задачи и роль диагностики в системе управления

2. Виды диагностики и их особенности

3. Свойства диагностики

4. Диагностический подход к анализу систем управления

Литература:

1. Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М.: “ДеКА”, 2000. – 288 с.

2. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления. – г. Железнодорожный, Москю обл.: ООО НЦП “Крылья”, 2000. – 416 с.

3. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 157 с.

На современном этапе развития экономики, для которого характерна неустойчивость внутренней и внешней среды организации, важную роль приобретает проблема диагностики состояния организации. Любая организация стремится развиваться по заранее рассчитанной (плановой) траектории к определенной цели. Однако в реальной жизни запланированный процесс движения к цели подвергается различным воздействиям, в связи с чем возникают отклонения реальной траектории движения от плановой. Причем, эти отклонения могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность организации.

Установление факта отклонения реального состояния организации от планового и определение величины рассогласования, осуществляется по результатам контроля. Диагностика осуществляется после обнаружения отклонения (проблемы) и подразумевает ответ на вопросы: что действительно происходит в организации (системе управления)? Каковы причины происходящего? Что за всем этим стоит? (М. Мескон)

Таким образом, диагностика – это процесс установления и изучения признаков, характеризующих состояние экономической системы, для предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушений нормального режима их работы. Диагностика является своеобразным механизмом саморегулирования в системе, обеспечивающим обратную связь в контуре управления.

Основная конечная цель любого коммерческого предпри­ятия — получение прибыли, но в некоторых случаях цели предприятия могут быть и иными, — например, завоевание доли рынка, устранение конкурентов, — тогда диагностика ориентирует усилия предприятия в направлении этих целей, хотя конечная цель та же — получение прибыли.

Основная цель диагностики — ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предпри­ятием. Для этого диагностика обеспечивает выполнение следующих задач:

• координация управленческой деятельности по достиже­нию целей предприятия;

• информационная и консультационная поддержка приня­тия управленческих решений;

• создание и обеспечение функционирования общей ин­формационной системы управления предприятием;

• обеспечение рациональности управленческого процесса.

Необходимость совершенствования диагностики в настоящее время объясняется следующими причинами:

• повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления организацией:

=> смещение акцента с контроля прошлого на анализ буду­щего;

=> увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости системы управления;

=> необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах организации;

=> необходимость продуманной системы действий по обес­печению выживаемости организации и избежанию кри­зисных ситуаций;

• усложнение систем управления организации требует меха­низма координации внутри системы управления;

• информационный бум при недостатке релевантной (сущест­венной, значимой) информации требует построения специ­альной системы информационного обеспечения управления;

• общекультурное стремление к синтезу, интеграции различ­ных областей знания и человеческой деятельности.

В современных условиях существуют следующие концепции диагностики (табл.1).

Таблица 1

Ориентация концепции Сущность и основные задачи диагностики в рамках данной концепции
На систему учета Переориентация системы учета из прошлого в будущее, создание на базе учетных данных ин­формационной системы поддержки управленче­ских решений, связанных с планированием и контролем деятельности предприятия
На управленческую информационную систему Создание общей информационной системы управления. Раз­работка концепции единой информационной системы, ее внедрение, координация функцио­нирования информационной системы, оптими­зация информационных потоков
На систему управ­ления:    
• с акцентом на планирование и контроль Планирование и контроль деятельности струк­турных подразделений предприятия
• с акцентом на координацию Координация деятельности системы управления предприятием (управление управлением)
     

 

Эти концепции появились в разное время: первой возникла концепция, ориентированная на систему учета (в 1930-е гг.);

концепция, ориентированная на управленческую информаци­онную систему, стала популярной в 1970—1980-х гг. (совпадает по времени с бурным развитием компьютерной техники); кон­цепция, ориентированная на систему управления, непосредст­венно связана с развитием проектного менеджмента, появлени­ем матричных организационных структур.

В целом система диагностики в организации решает все перечисленные задачи, но расстановка акцентов может быть разной.

Рассмотрим роль диагностики на различных этапах процесса управления.

На этапе планирования диагностика служит для:

· координации различных планов и разработки консолидированного плана в целом по организации;

· разработки методики планирования;

· предоставления информации для составления планов;

· проверки планов, составленных подразделениями организации.

На этапе организации исполнения принятых решений:

· учет и контроль затрат и результатов деятельности подразделений и организации в целом.

На этапе контроля и регулирования:

· сравнение плановых и фактических величин для измерения и оценки степени достижения цели;

· установление допустимых границ отклонений фактического состояния организации от плана;

· анализ отклонений, интерпретация причин отклонений фактического состояния от планового и выработка предложений по уменьшению данных отклонений.

На этапе анализа управленческих решений и информационных потоков:

· участие в разработке архитектуры управленческой информационной системы (постановка задачи для программистов);

· сбор наиболее значимых для принятия управленческих решений данных;

· консультации по выбору корректирующих мероприятий и управленческих решений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Технология случайного поиска | Виды диагностики и их особенности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.