Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чем же отличается дизайнер от инженера? Дизайнерское проектирование от инженерного проектирования?

Ее социокультурного бытия

Художественное моделирование — воспроизведение идеальной жизни вещи

Осмысленность.

Основные характеристики проектного образа, сохраняющего также и «родовые

Различие между художественным и проектным образом в том, что потребитель

Очевидно, что образ в дизайне не полностью идентичен образу в искусстве, хотя

Художественный образ всегда эмоционально окрашен.

родовые свойства художественного образа сохраняются и здесь. Но если досто­

инства художественного образа поверяются лишь талантом и убежденностью его

автора и относительно независимы от признания его широкой аудиторией, то про­

ектный — просто обязан соотноситься с культурой потребления и не реализуется

вне ее пространства.

воплощенного проектного образа входит с ним в практическое взаимодействие,

он им пользуется (а не только воплотившей его вещью) в своей жизни.

свойства» художественного:

• идеальность (способность к существованию в идее);

• целостность;

На основании этого сложились и три аспекта методики так называемого «образ­

ного подхода» в дизайн-проектировании:

в художественном воображении;

• композиционное формообразование — построение вещи как композицион­

ной формы, обладающей внутренней завершенностью, гармоничностью, сораз­

мерностью, целостностью и т. п.;

• смыслообразование — постижение смысла вещи, раскрывающего содержание

Проектный образ наглядно моделирует (в нем заложено):

• реальное состояние культуры, социальных процессов, социально-психологи­

ческих особенностей, экономических и прочих факторов, которое на данный

момент характеризует действительность (объективный фактор);

• отношение к сформированному проектному образу со стороны потенциаль­

ных адресатов (субъективный фактор).

 

Рассмотрим принципиальное различие логики инновационного и аналогового проектирования.

Пусть, например, заказчику требуется попасть с одного берега реки на другой. Рассмотрим последовательность проектирования.

Аналоговое проектирование (решение задачи)

Неопределенная ситуация сводится к определенной, имеющей известное решение

Находятся аналоги, прототипы решения сходной задачи

Проверяется возможность перенесения найденных решений на проектируемый объект

В проектном предложении минимально трансформируются знакомые решения

сходной задачи. Это - прототипический подход («мост»)

Инновационное проектирование (разрешение проблемы)

Определенная ситуация при расширении ее контекста (при включении в нее новых об­

стоятельств, точек зрения и т. п.) освобождается от готовых решений

Ситуация становится неопределенной, открытой, обладающей широким веером воз­

можных разрешений

Выбранное решение конкретизируется, проверяются его уместность и своевременность

в данной социокультурной ситуации, рассматриваются практическая возможность воплоще­

ния, соответствие уровню развития технологий, допустимым финансовым затратам и т. д.

В проектном предложении содержится неожиданное и на первый взгляд парадоксальное

разрешение проблемы. Это - проблематизирующий подход («переправа»)

Именно способность к логике проблематизирующего подхода - делает проектировщика вещей дизайнером. Инженерное проектирование тоже может быть исключительно новаторским, но эта новизна воплощается в способах совершенствования вещи относительно исполняемого ею практического назначения, в направлении большей технологичности или рентабельности

ее производства и т. п. Дизайнер же вносит изменения в саму жизненную ситуа­

цию, где эта вещь традиционно использовалась. В обновленной ситуации она

в прежнем своем качестве, возможно, и вовсе не потребуется (нет смысла думать,

каким спроектировать мост, если проблему переправы решает канатная дорога, тоннель под самим дном, понтонная переправа, “телепортация”, …).

 

Дизайнер силой своего воображения моделирует ситуацию потребления создаваемого им объекта, характер и тип самого потребителя (адресата), его ожидания, связанные с проектируемым объектом, и т. д. Успеху этой операции способствует методика образного подхода, содержащая эвристический потенциал. Эта методика основывается на воображаемом помещении проектируемого объекта в различные смысловые контексты, на расширении смыслового поля заявленной проблемы. По замыслу, это должно привести к расширению и семантического поля возможных решений. Вот как самими же дизайнерами на основании анализа ряда крупных разработок были в свое время осознаны и сформулированы основные из таких методических приемов:

Ситуация выставки. Проектируемый объект мысленно включается

в ряд образцов современной материальной культуры. В искусственной ситуа­

ции такой воображаемой «выставки» могут возникнуть не встречающиеся

в реальности сочетания «экспонатов», сложиться необычные композиции, воз­

никнуть новые сюжеты. Здесь может произойти сближение далеких в привыч­

ном обиходе вещей, могут выявиться неожиданные аналогии и т. д. Все эти впе­

чатления призваны вывести восприятие проектируемого объекта из привычной,

«накатанной» колеи. Это становится возможным, поскольку включенные в «вы­

ставочную экспозицию» вещи отбрасывают на этот объект свои рефлексы, при­

дают ему обновленные социокультурные смыслы, выявляют актуальные на дан­

ный момент тенденции формообразования, обостряют чувство современного

стиля, восприятие новизны и т. д.

Ситуация музея.. Данный прием противоположен предыдущему: если тот

выявлял синхронный (единовременный), горизонтальный срез существования

объекта, то этот — процесс его вертикального (последовательного) раз­

вития. В ситуации воображаемого «музея» происходит включение проектиру­

емого объекта в ряд его исторических прототипов, что должно способствовать

реконструкции заложенных в нем, но, возможно, «стершихся» культурных

значений. Кроме того, при анализе исторических метаморфоз вещи, особенно

обладающей глубокими культурными корнями, могут быть обнаружены инте­

ресные обстоятельства. Возможно, когда-то, из-за технологической ли слож­

ности или несоответствия существующему в ту пору образу жизни, а то и вов­

се по недоразумению (что тоже случается), от основного ствола развития этой

вещи были отсечены какие-то ветви ее возможных трансформаций. Но в но­

вой, сегодняшней ситуации знакомство с этими, отброшенными когда-то, ва-риантами решения способны дать импульс творческой мысли, предложить

неожиданное направление инновации.

Перевоплощение, или заимствование позиции. В названии этого метода впол­

не прозрачно просматривается аналогия с методом актерского вхождения в роль.

Разумеется, и так понятно, что при проектировании следует принимать в расчет

конкретные условия производства, экономический фактор и т. п. Однако в та­

ком виде все это — перечень требований, пригодный для использования рацио­

нальным сознанием. Но мы имеем дело с художником в расширительном значе­

нии слова, и нам приходится эти условия интерпретировать в интуитивно

и образно постигаемое знание об объекте. «Методика...» рекомендует: чтобы глуб­

же понять человеческий, социально-культурный смысл вещи, дизайнеру полез­

но поставить себя на место всех «персонажей», принимающих участие в ее

создании. Те «персонажи», которые участвуют в материализации дизайнерско­

го замысла — а для промышленного изделия это технологи, инженеры, конст­

рукторы, экономисты и пр., — способны так радикально повлиять на конечный

результат, что потом и сам автор не узнает своей идеи. Когда же дизайнер с са­

мого начала ставит себя на позицию каждого из них (с их профессиональными

требованиями), им не придется потом адаптировать проект к техническими или

экономическим возможностям производства. И тогда, возможно, не произойдет

искажения первоначального авторского замысла.

В какой-то степени схожая ситуация складывается и при создании (с помощью

компьютера) графических объектов, предназначенных для печати, — и здесь не­

обходимо учитывать справедливые требования, исходящие от работников ти­

пографии, от печатного производства. Учесть их означает надежду увидеть ре­

зультат своего труда, не слишком расходящийся с первоначальным замыслом.

Если же проектировщик непосредственно выходит на своего адресата, как, на­

пример, при создании сайта, то все равно остаются такие «персонажи», как сам

автор, заказчик, адресат, с их зачастую противоречивыми вкусами, взглядами

и интересами. Применяя на практике этот методический прием, проектировщик

выступает посредником интересов всех заинтересованных лиц, и «тогда процесс

формирования проектного замысла протекает в форме внутреннего диалога ди­

зайнера с потребителем и другими "оппонентами"» [37, с. 22].

Отождествление себя с проектируемым объектом. Специальным случаем «пе­

ревоплощения» можно считать метод, вошедший в специальную литературу

также под названием «метода Альтшуллера»: “ дизайнер создает в своем

воображении образ вещи как бы изнутри самой вещи, вживаясь в нее,

одухотворяя ее, наделяя способностью говорить о себе самой —

о своем материале, логике пространственного строения, тектонических силах,

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Циональной памяти, поскольку образу свойственны целостность и внутренняя | Воссоздаются через то, как они представлены внутри нее самой
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.