Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы и методы социальной диагностики

Социальная диагностика взаимоотношений в обществе основывается на строго определенных исходных научных положениях, соблюдение которых при их осуществлении является обязательным и необходимым условием получения достоверных результатов исследования, адекватно отражающих сущность происходящих процессов и социальных изменений в обществе, в его структурах или отдельных группах и дающих возможность определить реальные пути и средства разрешения назревших проблем. Эти основные исходные положения называются принципами социальной диагностики.

Коренным из них является принцип объективности, сущность которого состоит в правдивом, непредвзятом рассмотрении социальных явлений, исключающем любые искажения действительности в личных, групповых или ведомственных интересах. Сложность реализации этого принципа заключается в том, что лица, осуществляющие то или иное исследование с целью установления социального диагноза, сами, в силу своих индивидуальных особенностей, политических или должностных пристрастий, могут, помимо своей воли, привносить определенные субъективные мнения в оценки полученных результатов, а порой идти на скрытый подлог или игнорирование особенно нежелательных фактов, тенденций или же, напротив, на преднамеренное выпячивание самых несущественных из них. К сожалению, подобные факты имели место в нашей действительности. Не устранены они и в настоящее время. Поэтому строгое следование принципу научной объективности должно стать неотложным нравственным качеством любого исследователя социальных процессов и явлений, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость.

В социальной диагностике важное значение имеет и такой всеобщий принцип научного познания, как принцип причинной обусловленности. В реальном мире все явления и процессы находятся в универсальной связи и взаимодействии, причем каждое явление находит свое основание в некоторых других и определяется ими как своими причинами. Наличие этой всеобщей взаимосвязи и причинной обусловленности позволяет в процессе исследования социальных явлений не ограничиваться простым описанием отдельных фактов или событий, а обращаться к выяснению закономерностей их возникновения, развития и функционирования, к поиску их причин.

Практическая ценность такого подхода состоит также и в том, что он создает предпосылки для выявления и всестороннего изучения гносеологии исследуемого явления или события, позволяет увидеть все многообразие возможных форм его выражения в зависимости от того, как будут складываться сопутствующие ему обстоятельства или иные воздействующие на него условия и факторы. В качестве иллюстрации можно обратиться, например, к такому негативному социальному явлению, как преступность, все больше и больше поражающей наше общество. Исходя из принципиального положения о всеобщей связи и причинной обусловленности социальных процессов, исследование криминогенной обстановки следует органически увязывать с общими социально-экономическими, нравственно-правовыми и другими условиями, прямо или опосредованно влияющими на состояние преступности. Так, по данным американских социологов и психиатров, рост безработицы всего лишь на 1 % увеличивает число совершаемых преступлений в стране: убийств на 650, а тюрьмы пополняются более чем на 3 тыс. преступников. Как видим, казалось бы, на первый взгляд далекие друг от друга такие социальные явления, как безработица и преступность, на самом деле, вследствие всеобщей причинной обусловленности, находятся в непосредственной взаимосвязи и их нельзя рассматривать изолированно одно от другого, а тем более не учитывать эту связь при разработке и реализации конкретных программ по их преодолению.

Поэтому, как отражение объективной реальности при осуществлении социальной диагностики, возникает необходимость строгого соблюдения принципа комплексного подхода к изучению и исследованию любых социальных процессов, явлений или событий. Как бы ни были значимы сами по себе отдельно взятые социальные проблемы, события или факты, они не могут раскрыть всю глубину рассматриваемого явления, не дают возможности выявить и распознать все его взаимосвязи и обусловленности. Искусственное ограничение и сужение диагностируемого явления какими-то показателями чревато неизбежными искажениями ожидаемых результатов.

Значение этого принципа социальной диагностики становится еще более очевидным, если учесть, что вся социальная сфера представляет собой бесчисленное множество прямых и опосредованных человеческих отношений, поступков и действий в самых различных формах их проявления, вследствие чего вычленение отдельных из них возможно и допустимо лишь в целях накопления каких-то конкретных данных и может носить лишь условный характер. Например, задавшись целью разработать социальный диагноз состояния пожилых людей в условиях перехода народного хозяйства страны на рыночные отношения, нам, конечно, необходимо будет провести ряд специальных исследований по проблемам пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания, жилищных условий, обеспеченности ухода со стороны членов семьи для проживающих в семьях или по проблемам одиноких пожилых людей и т. д. Однако полученные по ним результаты не могут рассматриваться в отрыве один от другого, вне общей связи с обстановкой в стране в целом, дальнейшими перспективами развития общества, потому что проблемы пожилых людей — это общечеловеческие проблемы и их решение возможно только комплексными усилиями государства и всех его граждан.

В этом, можно сказать, проявляется одна из специфических особенностей социальной диагностики, в ходе которой вырабатывается социальный диагноз, являющийся не только конечным результатом научного исследования тех или иных социальных явлений, но и исходным документом для принятия соответствующими органами и организациями конкретных практических мер по реализации содержащихся в них рекомендаций. Такая ответственная роль и значимость социального диагноза накладывает повышенные требования к его научной обоснованности и подтверждаемости сделанных выводов и предлагаемых рекомендаций, осуществление которых становится возможным лишь только тогда, когда в ходе исследования ни один факт или событие не будут самым тщательным образом проверены и изучены, не будут выявлены все причины и уже наступившие или ожидаемые последствия. Значение принципов обоснованности и подтверждаемости в социальной диагностике усиливается еще и тем, что за каждым результатом социального диагноза стоит жизнь людей, судьба которых может во многом зависеть от принятых на его основе решений.

Одним из ярких тому примеров может послужить печально известное в нашей истории событие, когда по необоснованным рекомендациям группы ученых-социологов в семидесятых годах было принято ошибочное решение о переселении жителей малых, так называемых неперспективных деревень, в крупные населенные пункты и районные центры, нанесшее трудновосполнимый ущерб нашему сельскому хозяйству, а еще больше — нравственному состоянию людей, вынужденных рвать свои исторические корни, уходить из родных мест, которые когда-то обживали и осваивали их предки, где покоится их прах.

Рассмотренные принципы социальной диагностики, также как и исследуемые процессы или явления, тоже находятся во всеобщих связях и взаимозависимостях, следуя которым мы имеем возможность с большей объективностью и обоснованностью познать сущность и внутреннюю логику социальных событий или явлений, правильно отразить их в социальном диагнозе. Допущенное в данном случае их последовательное рассмотрение объяснимо лишь учебно-методическими интересами, а в реальном научном исследовании все они проявляются и взаимодействуют в неразрывной совокупности.

Эти основные исходные теоретические положения — принципы социальной диагностики взаимоотношений в обществе — реализуются посредством применения специальных приемов или методов практического освоения социальной действительности, изучения конкретного события или явления. В зависимости от специфики диагностируемого социального явления, поставленных целей и задач, могут использоваться различные методы исследования, имеющие как всеобщий, так и частный характер.

Одним из основных методов социальной диагностики является всеобщий метод материалистической диалектики, суть которого проявляется в том, что процесс выявления и осмысления фактов, событий и явлений основывается на отражении в сознании исследователя объективной диалектики самой социальной действительности. При этом любое явление или событие рассматривается и исследуется в состоянии своего становления и развития, что исключает субъективность в подборе и толковании фактов, предвзятость и односторонность. Диалектика как метод социальной диагностики расширяет возможности социального предвидения и прогнозирования, потому что позволяет обнаружить самые глубинные причины и связи происходящих событий, вскрыть присущие им внутренние закономерности, а следовательно, с достаточной степенью научной достоверности обозначить зарождающиеся в них тенденции.

В исследовании социальных явлений, как и в любом другом научном исследовании, широко используются и такие два основных метода, как аналитический и синтетический. Аналитический метод — это такой путь исследования, в процессе которого рассматриваемое событие или явление разлагается на простейшие составляющие его части и каждая из них подвергается тщательному изучению. Применение этого метода позволяет, по мере увеличения степени дробления (разложения) целого на части, достигать максимально возможного в каждом конкретном случае сужения анализируемых проблем социального явления как целого, при одновременном повышении точности специальных методов диагностики. Рассмотренная выше в качестве примера общая схема социальной диагностики построена именно на применении аналитического метода исследования, в процессе которого взятое для исследования явление (в данном случае демографическая ситуация) разлагается на ряд более простых элементов, которые, в свою очередь, могут быть еще более дифференцированы, а следовательно, полнее и точнее изучены.

Противоположностью аналитического метода является синтетический метод познания сущности социальных явлений или происходящих событий. Суть его состоит в том, что изучению подвергаются сначала простейшие элементы исследуемых социальных объектов, накапливается необходимый массив конкретного знания, информации, а потом на их основе путем логических сопоставлений и обобщений делаются заключения о состоянии исследуемого явления, т. е. процесс исследования развивается в направлении от частного к общему по законам логики и ее учения о выводе и доказательстве.

В качестве небольшой иллюстрации вернемся к нашему примеру с диагностированием демографической ситуации. При применении синтетического метода исследователю предстоит сбор и накопление первичного фактического материала по самым конкретным и, казалось бы, частным вопросам данной проблемы. Это могут быть материалы о динамике народонаселения в целом по стране, по регионам за какой то определенный период (по годам или иным временным интервалам), статистические данные об абсолютном числе родившихся и умерших и в относительных показателях (в расчете на 100 тыс. населения) в тех же территориальных масштабах и пунктах, число браков и разводов, число родившихся и умерших детей и т. д. Располагая этими исходными материалами, можно приступить к последовательному их осмыслению, группировке по причинам и факторам, постепенно продвигаясь к выявлению общей демографической ситуации и свойственным ей на момент изучения временных или устойчивых тенденций.

Каждый из рассмотренных основных методов, используемых в социальной диагностике и терапии взаимоотношений в обществе, в свою очередь реализуется посредством применения и использования других специальных методов и приемов научного исследования, составляющих целостную систему. Это, например, методы статистического, структурного, ситуационного, факторного анализа, метод измерений и дифференциации, методы моделирования (конструирования) и прогнозирования. Всем им присуща собственная методика, отражающая их специфику и способы применения. Детальное ознакомление с ними предстоит при изучении других учебных дисциплин (социальное управление, социология, психология, социальное прогнозирование и др.), поэтому остановимся на некоторых из них, в частности, рассмотрим несколько методов проведения исследования методом качественных оценок — методом измерений и дифференциации, — осуществляемого с привлечением группы экспертов.

Применение этого метода в социальной диагностике наиболее целесообразно на ее заключительной стадии, когда возникает необходимость из нескольких предлагаемых проектов решения исследуемых социальных проблем выбрать в данном случае наиболее оптимальный, исходя из имеющихся материальных и финансовых возможностей, нравственно-правовых и других конкретных условий. При этом суждения экспертов, даваемые ими качественные и количественные оценки предлагаемых вариантов решений служат основным источником информации. Но поскольку характер этой информации различен, то используются и различные методы ее обработки и анализа.

Одним из них является метод парных сравнений. Его суть состоит в том, что эксперту последовательно предъявляются пары альтернативных проектов решений и предлагается указать для каждой из них, какой вариант решения этой социальной проблемы, с точки зрения эксперта, является более предпочтительным. В конечном итоге из всех предъявленных эксперту пар определяются альтернативные варианты, ранжированные по степени предпочтительности. Из ранжированных таким методом вариантов решений соответствующие государственные органы или специализированные общественные объединения (по поручению и в интересах которых проводилось исследование) избирают наиболее приемлемый для них в данных условиях.

Возможен и другой метод с использованием экспертных оценок. Это метод множественных сравнений. Он отличается тем, что экспертам последовательно предъявляются не пары альтернативных проектов решений, а тройки, четверки и т. д. вариантов, что менее вероятно, но возможно. И в данном случае процедура оценок примерно такая же, как и в предыдущем методе. Преимущество его состоит в том, что при большом количестве вариантов решений имеется возможность систематизировать наиболее близкие из них и сгруппировать по совпадающим показателям.

Широкое распространение получил специальный метод ранжирования альтернатив, в процессе которого эксперт упорядочивает по предпочтению все имеющиеся варианты решения исследуемых социальных проблем. Способы ранжирования могут быть разные, например по степени наибольшей предпочтительности по отношению ко всем остальным. Указанный экспертом наиболее (или наименее) предпочтительный вариант исключается из дальнейшего рассмотрения (его ранг уже определен). Затем такая же процедура повторяется с оставшимися вариантами и так до тех пор, пока все они не будут соответствующим образом ранжированы. Такая группировка альтернативных вариантов облегчает окончательный выбор одного из них, сообразуясь с возможностями и условиями.

Эти и другие кратко рассмотренные нами основные принципы и методы социальной диагностики взаимоотношений в обществе позволяют сделать вывод о том, что выработанные наукой и практикой методические приемы и способы их осуществления открывают, при правильном их использовании, широкие возможности для значительного повышения объективности, достоверности и эффективности ее результатов.

Тема 2. Социально-педагогическое исследование социальной среды.

4.Методы диагностики микро- и мезо-социума.

5. Социальный паспорт класса, школы, микрорайона.

Макросреда (от грен, makros — длинный, большой) — совокупность институтов и отношений, охватывающих существую­щую в обществе социально-экономическую систему с соответствующей политической надстройкой (политическим режимом). К. институтам макросреды относятся спо­соб материального производства, произ­водительные силы, производственные и общественные отношения, политическая система, цивилизация и др. В социоло­гии она изучается как взаимоотношение человека с государством, общественными и политическими институтами. В дан­ном контексте человек рассматривается как гражданин, член макросообщества или государства. Макросреда в социо­логической науке является объектом изу­чения преимущественно общесоциоло­гических теорий.

Мезосреда (от греч. mesos — средний, срединный, промежуточный) — совокуп­ность институтов и отношений, состав­ляющих основу социально-антропологичес­кой структуры общества. К мезосреде относятся институты, образующие и пред­ставляющие взаимоотношения человека с обществом, как горожанина, сельско­го жителя, члена определенной социаль­ной группы, партии или организации. Мезосреда в социологической науке яв­ляется объектом изучения преимуще­ственно частных (специальных) социо­логических теорий.

Микросреда (от греч. mikros — ма­лый) — совокупность институтов и от­ношений, составляющих непосредственное социальное окружение человека и оказы­вающих решающее влияние на формирование и развитие личности. К институтам микросреды относятся: семья, первич­ные трудовые коллективы, малые соци­альные группы и общности. Микросре­да в социологической науке является объектом изучения преимущественно прикладной социологии, социометрии.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальная диагностика и ее значение в социальной работе | Социально-педагогической работы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.