Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 9. Сертификация




План занятия:

1. Обязательная и добровольная сертификация. Область применения сертификации.

2. Российская система сертификации

3. Аккредитация испытательных лабораторий.

Как уже отмечалось, сертификация разделяется на обязательную добровольную. В последнее время обязательная сертификация часто называется сертификацией в «законодательно регулируемой области» а добровольная - в «законодательно нерегулируемой». Рассмотрим причины разделения областей распространения сертификации.

Обязательная сертификация распространяется на продукцию и услуги, связанные с обеспечением безопасности окружающей среды, жизни, здоровья и имущества. Законодательно закрепленные требования к этим товарам должны выполняться всеми производителями на внутреннем рынке и импортерами при ввозе на территорию России, Номенклатура товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации, определяется Госстандартом России в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей». Работы по обязательной сертификации осуществляются органами по сертификации и испытательными лабораториями, аккредитованными в установленном порядке в рамках существующих систем обязательной сертификации. Всего в Госстандарте зарегистрировано более 15 самостоятельных систем обязательной сертификации продукции и услуг. Головными органами этих систем являются государственные учреждения Госстандарт, Госстрой, Госгортехнадзор, Минсвязи и др. Схематично область распространения обязательной сертификации в Российской Федерации представлена на рис.7.

 

Рис.7. Области распространения обязательной сертификации в РФ

За рубежом, в частности в странах Европейского Союза, задачи сертификации в законодательно регулируемой области абсолютно такие же, как в России. Отличие заключается в порядке проведения сертификации: испытания и последующая оценка продукции проводятся на соответствие гармонизированным для стран ЕС требованиям директив (законодательных актов) по безопасности. В этих директивах заложены минимальные требования к показателям безопасности продукции и указаны методы оценки соответствия, которые должны применяться. Сделано это для свободного перемещения потенциально опасной продукции в границах ЕС. Национальные требования по безопасности продукции отдельных стран-членов ЕС могут быть более строгими, чем в указанных директивах.

Добровольная сертификация проводится в тех случаях, когда строгое соблюдение требований существующих стандартов или другой нормативной документации на продукцию, услуги или процессы государством не предусмотрено, т.е. когда стандарт или нормы не касаются требований безопасности и носят добровольный характер для товаропроизводителя, например серия стандартов ГОСТ Р ИСО 9000 о моделях систем качества на предприятиях. Потребность в добровольной сертификации появляется, как правило, когда несоответствие стандартам или другим нормативам на объекты сертификации затрагивает экономические интересы крупных финансово-промышленных групп, отраслей индустрии и сферы услуг. На рис.8 приведены группы объектов добровольной сертификации. Рассмотрим особенность сертификации данных групп.

 

Рис.8.

 

Добровольной сертификации подлежит продукция, на которую отсутствуют обязательные к выполнению требования по безопасности. В то же время ее проведение ограничивает доступ на рынок некачественных изделий за счет проверки таких показателей, как надежность, эстетичность, экономичность и др. При этом добровольная сертификация не подменяет обязательную, и ее результаты не являются основанием для запрета (поставки) продукции. Она, в первую очередь, направлена на борьбу за клиента.

В последние годы большое значение приобрела добровольная сертификация систем качества предприятий на соответствие требованиям международных стандартов серии ИСО 9000. В России они приняты как серия ГОСТ Р ИСО 9000, состоящая из ГОСТ Р ИСО 9001-96 «Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании», ГОСТ Р ИСО 9002-96 «Системы качества. Модель, обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании» и ГОСТ Р ИСО 9003-96 «Системы качества. Модель обеспечения качества при контроле и испытаниях готовой продукции».

При сертификации должны быть обеспечены:

Добровольность. Сертификация осуществляется только по инициативе заявителя при наличии от него письменной заявки (если иное не предусмотрено законом).

Бездискриминационный доступ к участию в процессах сертификации. К сертификации в регистре допускаются все организации, подавшие заявку и признающие установленные в нем принципы, требования и правила. Исключается любая дискриминация заявителя и любого участника процесса сертификации (цена, завышенная в сравнении с другими заявителями, необоснованная задержка по срокам, необоснованный отказ в приеме заявки).

Объективность оценок. Она обеспечивается независимостью органа по сертификации и привлекаемых им к работе экспертов от заявителя или других сторон, заинтересованных в результатах оценки и сертификации, а также полнотой состава комиссии экспертов (далее - комиссии).

В совокупности комиссия по сертификации должна знать стандарты на систему качества, владеть техникой проверки, знать особенности производства продукции и нормативные требования к ней. В составе комиссии должен быть специалист по проверяемому виду экономической деятельности (отрасли хозяйства). При необходимости в состав комиссии могут быть включены специалисты по метрологии, экономике и др. Объективность оценок обеспечивается также компетентностью экспертов, проводящих сертификацию (эксперт должен быть аттестован на право проведения сертификации систем качества или производств и зарегистрирован в Государственном реестре Госстандарта России).

Воспроизводимость результатов оценок. Она обеспечивается применением при проверках и оценках систем качества (производств) правил и процедур, основанных на единых требованиях; проведением оценок на основе фактических данных; документальным оформлением результатов оценок и сертификации; четкой организацией системы учета и хранения документации органом по сертификации.

Конфиденциальность. Орган по сертификации, его эксперты и все привлекаемые к участию в работе комиссии специалисты должны соблюдать конфиденциальность информации об организациях, полученной на всех этапах сертификации, а также выводов, характеризующих состояние системы качества (производств) и соответствие персонала. Конфиденциальность информации обеспечивается:

· для штатного персонала органа по сертификации — определением требований конфиденциальности в приказах руководителя органа, должностных инструкциях (при ознакомлении персонал ставит свою подпись);

· для привлекаемого к работам по сертификации персонала - установлением требований конфиденциальности в договорах (трудовых соглашениях), заключаемых между органом по сертификации и привлекаемыми участниками.

Условие конфиденциальности информации не соблюдают в тех случаях, когда продукция (услуга), производимая предприятием, а также условия производства могут угрожать здоровью потребителей и представлять опасность для экологии.

Информативность. В регистре должна обеспечиваться ежегодная публикация официальной информации о сертифицированных системах качества (производства) организаций. Кроме того, в оперативных источниках информации (периодических изданиях Госстандарта России и его институтов) должна публиковаться текущая информация о сертификации или об аннулировании сертификатов систем качества (производств) организаций.

Официальным источником информации по перечисленным вопросам является Реестр сертифицированных систем качества и производств регистра.

Специализация органов по сертификации систем качества (производств). Органы по сертификации должны быть специализированы по областям аккредитации в соответствии с классификацией по видам экономической деятельности, принятой в системе сертификации ГОСТ Р. Условием для включения в область аккредитации той или иной сферы экономической деятельности (отрасли народного хозяйства) является наличие в органе по сертификации систем качества (производств) консультантов (помимо экспертов по сертификации систем качества), специализирующихся в соответствующей сфере деятельности.

Проверки выполнения требований, предъявляемых к продукции (услуге) в законодательно регулируемой сфере. Если в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации к продукции (услуге) предъявляют обязательные; требования, устанавливаемые в государственных стандартах или других документах, при сертификации, систем качества (производств) проверяют способность предприятия обеспечить их соблюдение.

Достоверность доказательств со стороны заявителя соответствия системы качества нормативным требованиям. При сертификации систем качества орган по сертификации.оценивает достоверность доказательств заявителя о выполнении требований ГОСТ Р ИСО 9001 - ГОСТ Р ИСО 9003 в зависимости от заявленной модели.

В Российской Федерации только в рамках регистра систем качества зарегистрировано более 170 сертифицированных систем качества предприятий, в том числе зарубежных фирм, поставляющих товары на российский рынок.

Что побуждает западные компании к сертификации систем качества? В первую очередь возможность повышения конкурентоспособности, удовлетворения требований заказчика, повышения цены на продукцию (услуги), льготного кредитования и страхования, получения госзаказа. Это «внешние» мотивы. Но в западной традиции немаловажны и «внутренние» причины: более полное удовлетворение требований потребителя, улучшение качества продукции и работ, сокращение издержек, сокращение аудиторских проверок потребителем, осведомленность о качестве, сокращение переделок, позитивные культурные изменения, улучшение документации, повышение ответственности за качество, корпоративная стратегия и др.

Кроме продукции, услуг и систем качества добровольной сертификации может подлежать персонал. Добровольная сертификация персонала необходима для установления соответствия специалистов той или иной области деятельности требованиям, предъявляемым к их работе. Сертификация не заменяет базовое образование и не ставит его под сомнение. Интенсивное развитие промышленности и услуг с каждым годом предъявляет к специалистам новые требования по уровню знания техники, программного обеспечения, нормативных документов. Таким образом, появляется необходимость в их периодической аттестации на соответствие принятым сегодня критериям. Объективную и независимую оценку обеспечивает сертификация. Требования к специалистам и порядок оценки соответствия устанавливает не государство, а все заинтересованные стороны. Так, сертификацию оценщиков автотранспорта в Германии инициировали страховые компании, банки и общества оценщиков. При обязательном страховании автомобилей качество оценки стоимости автомобиля или его повреждения напрямую связано с экономическими интересами этих структур Сертифицированный по общепринятым правилам оценщик признается всеми участниками названного процесса.

В Российской Федерации сертификация персонала также начинает развиваться. В Госстандарте уже зарегистрировано несколько сертификаций специалистов.

Следует отметить, что сертификацию персонала не надо ассоциировать с аттестацией. Цель аттестации — определении квалификации работника с целью проверки его соответствия занимаемой должности. Цель сертификации — установление уровня подготовки, профессиональных знаний, навыков и опыта специалиста для подтверждения его соответствия установленным требованиям и определения его возможностей надлежащим образом осуществлять конкретные действия в той или иной сфере деятельности. Аттестацию проводит работодатель (вторая сторона) а сертификацию — орган по сертификации (третья сторона).

В настоящее время в Российской Федерации сложилась и развивается система сертификации компетентности персонала, функционирующего в качестве экспертов по сертификации продукции, услуг, производств, систем качества, по аккредитации испытательных и измерительных лабораторий, органов по сертификации и аккредитации для системы сертификации ГОСТ Р и системы аккредитации. Система базируется на законодательных нормативных и распорядительных актах, законах Российской Федерации. Практика функционирования обязательной системы сертификации ГОСТ Р показала, что ее эффективность во многом зависит от компетентности экспертов, непосредственно влияющих на принятие решений о допуске безопасной продукции (услуг и иных объектов) на потребительский рынок.

Под компетентностью специалиста понимают наличие теоретических знаний, практических навыков и опыта. Компетентность ограничена определенной областью и распространяется на оцениваемую продукцию, услуги и иные объекты (профессиональная компетентность) и методологию оценки (квалиметрическая компетентность). Профессиональная компетентность включает знание:

· различных сторон проектирования и производства продукции (услуг и иных объектов);

· значений показателей качества аналогов;

· перспектив развития продукции, отраженных в научно-исследовательских работах, патентах, конструкторских разработках;

· требований потребителей;

· условий и характера эксплуатации (потребления).

Согласно руководству ИСО/МЭК 2 «Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности», система сертификации определяется как система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации соответствия. Другое определение можно встретить в «Правилах по проведению сертификации в Российской Федерации» от 16 февраля 1994 г. с изменениями от 5 июля 2002г., утвержденных Госстандартом: система сертификации - совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе. Таким образом, становится ясным, что проведение сертификации возможно только в рамках системы сертификации, которая должна быть признана всеми ее участниками и зарегистрирована в установленном порядке. В РФ регистрацию систем сертификации осуществляет Госстандарт, являющийся национальным органом по сертификации. В его задачу входит проверка соответствия правил самостоятельных систем сертификации Российскому законодательству и нормативным документам, а также ведение реестра зарегистрированных систем.

Из обязательных - наиболее распространена система сертификации ГОСТ Р.

Основной целью систем обязательной сертификации: является защита потребителей (физических и юридических лиц) от приобретения (использования) товаров, работ и услуг, которые опасны для их жизни, здоровья и имущества, а также для окружающей среды. Другие цели, для которых создаются системы обязательной и добровольной сертификации, - улучшение качества продукции и услуг, повышение конкурентоспособности на внутреннем рынке и содействие экспорту, если система признана за рубежом.

Типовая структура системы сертификации, приведенная на рис.9, предполагает наличие целого ряда участников.

Рис.9. Типовая структура системы сертификации

 

Национальный орган по сертификации — Госстандарт России осуществляет свою деятельность как национальный орган по сертификации на основе прав, обязанностей и ответственности, предусмотренных действующим законодательством РФ, и как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий организацию и проведение работ по обязательной сертификации в соответствии с законодательными актами РФ.

Центральный орган по сертификации осуществляет свою деятельность в соответствии с функциями, установленными законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» и правилами Госстандарта России, на основе Правил организует разработку систем (правил, порядков) сертификации однородной продукции и, в соответствии с этим, выполняет следующие основные функции в пределах своей компетенции:

· устанавливает процедуры сертификации в соответствии с действующим законодательством, требованиями системы сертификации ГОСТ Р, правилами Госстандарта России;

· организует разработку и подготовку к утверждению систем (правил, порядков) сертификации однородной продукции, осуществляет руководство и координацию работ данного направления;

· участвует в работах по актуализации и совершенствованию фонда нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация в системах (правилах, порядках). В качестве федерального органа исполнительной власти занимается, нормативным обеспечением работ по сертификации, в том числе: организует разработку и утверждает федеральные требования, (правила, нормы) по безопасному ведению работ, устройству, изготовлению и эксплуатации оборудования, устанавливает в необходимых случаях единство требований, предусматриваемых в указанных правилах и нормах, с учетом пригодности их для целей сертификации;

· рассматривает и согласовывает проекты стандартов, другие нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования по безопасному ведена работ устройству, изготовлению и эксплуатации подконтрольного оборудования;

· участвует в разработке и согласовании международных правил, норм и стандартов, устанавливающих требования по безопасности, определяет порядок введения их в действие, устанавливает при необходимости дополнительные требования;

· представляет на государственную регистрацию в Госстандарт России системы (правила, порядки) сертификации однородной продукции;

· разрабатывает перспективные направления работ по сертификации, осуществляемых в соответствии с общими правилами и системами (правилами, порядками) сертификации конкретных объектов;

· подготавливает предложения по номенклатуре продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации утверждаемой Госстандартом России (в том числе, по фонду соответствующих нормативных документов, требованиям которых она должна соответствовать);

· участвует в аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), в проведении инструментального контроля за их деятельностью и правильностью проведения сертификации;

· координирует деятельность органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), в том числе входящих в системы (правила, порядки), а при отсутствие органа по сертификации выполняет его функции;

· ведет учет органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), в том числе входящих в системы (правила, порядки) выданных (аннулированных) сертификатов и лицензий на использование знака соответствия, обеспечивает информацией о них, а также о процедурах сертификации систем (правил, порядков);

· готовит предложения по признанию зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;

· организует и координирует работы по формированию рационального состава систем (правил, порядков) сертификации однородных групп продукции, сетей органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и др.;

· ведет в соответствии с установленными Госстандартом России правилами государственной регистрации работ по сертификации и аккредитации реестр участников и объектов сертификации и представляет в Госстандарт России информацию в установленном порядке;

· рассматривает апелляции, касающиеся действий органов, по сертификации и испытательных лабораторий (центров), участвующих в системах (правилах, порядках) сертификации;

· формирует Совет по сертификации в области потенциально опасных промышленных производств, объектов и работ (далее Совет по сертификации), действующий при Центральном органе по сертификации, утверждает состав и организует его работу;

· взаимодействует с заинтересованными органами надзора и контроля по вопросам разработки систем (правил, порядков) сертификации и аккредитации.

Орган по сертификации — орган, проводящий сертификацию соответствия. Он создается на базе организаций, имеющих статус юридического лица и являющихся третьей стороной, т. е. независимым от производителя и потребителя.

Организация, претендующая на право работать в качестве органа по сертификации, должна пройти процедуру аккредитации. Порядок и требования аккредитации устанавливаются в нормативных документах Госстандарта и документах системы сертификации. В настоящее время в РФ создается самостоятельная система, аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, соответствующая международным нормам.

Все заявители должны иметь беспрепятственный доступ к информации об услугах органа по сертификации. Процедуры, с помощью которых указанный орган осуществляет свою деятельность, не должны иметь дискриминационного характера. Необходимо, чтобы орган по сертификации обеспечивал конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну.

Орган по сертификации должен осуществлять внутренний аудит и периодические ревизии для проверки своего соответствия требованиям настоящего документа. Такие ревизии следует, регистрировать, а их, данные предоставлять лицам, осуществляющим инспекционный контроль за деятельностью органа по сертификации. Деятельность органа по сертификации осуществляется на основе лицензионного договора, заключенного с Центральным органом системы сертификации.

Испытательная лаборатория осуществляет испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдает протоколы испытаний для целей сертификации. Следует отметить, что системы сертификации услуг и систем качества не предполагают участия испытательных лабораторий в процессе сертификации. Всю практическую деятельность по оценке соответствия в них осуществляет орган по сертификации.

Основные требования, предъявляемые к испытательным лабораториям: независимость, беспристрастность, неприкосновенность и техническая компетентность. Независимость определяется статусом третьего лица. Беспристрастность выражается в деятельности при проведении испытаний, принятии решений по их результатам и оформлении протоколов испытаний. Неприкосновенность заключается в том, что испытательные лаборатории и их персонал не должны подвергаться коммерческому, финансовому, административному или другому давлению, способному оказывать влияние на выводы или оценки. Техническая компетентность подтверждается соответствующей структурой организации и управления, наличием квалифицированного персонала, помещений и оборудования для испытаний, нормативных документов на методы испытаний и процедуры, включая документы системы обеспечения качества. Соответствие требованиям проверяется при аккредитации испытательных лабораторий. Система сертификации предусматривает допуск к испытаниям продукции только аккредитованных лабораторий.

Совет по сертификации формируется Центральным органом по сертификации по каждому направлению техники на основе добровольного участия представителей непосредственно Центрального органа по сертификации, Госгортехнадзора России, Госстандарта России, министерств и ведомств, органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), изготовителей сертифицируемой продукции и других заинтересованных надзорных организаций, а также представителей общественных организаций. Совет по сертификации не может вмешиваться в деятельность других участников, осуществляющих свою деятельность в соответствии с утвержденными и введенными в действие в установленном порядке системами (правилами, порядками) сертификации. Функции Совета по сертификации устанавливаются соответствующим положением и утверждают Центральным органом по сертификации.

Научно-методический центр создается, как правило, на базе одного из органов по сертификации и реализует следующие основные функции:

· проводит системные исследования и разрабатывает научно обоснованные предложения по составу и структуре объектов сертификации;

· ведет и актуализирует фонд нормативно-технического обеспечения работ по сертификации поднадзорной продукции;

· участвует в работе комиссий по аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), аттёстации экспертов;

· проводит научные исследования и разрабатывает предложения по совершенствованию методики и практики работ по сертификации продукции, в том числе по совершенствованию Правил и разработке на их основе, при необходимости, комплекса руководящих документов;

· обобщает информацию участников работ и ведет реестр Госгортехнадзора России, подготавливает на ее основе необходимые данные для Государственного реестра Госстандарта России;

· принимает участие в разработке программ обучения, подготовке и аттестации экспертов;

· анализирует и обобщает информацию по объектам сертификации и аккредитации, ведет автоматизированный банк данных, ориентированный на обеспечение регулирующих и управляющих функций;

· разрабатывает методические рекомендации технико-экономического анализа и оценки эффективности проводимых работ по сертификации с учетом международного и передового зарубежного опыта;

· подготавливает для Центрального органа практические рекомендации по указанным выше направлениям.

Функции научно-методического сертифицированного центра устанавливаются соответствующим положением и утверждаются Центральным органом по сертификации.

Комиссия по апелляциям формируется Центральным органом по сертификации для рассмотрения жалоб и решения спорных вопросов, возникших при проведении сертификации, из представителей непосредственно Центрального органа по сертификации, Госстандарта России, соответствующих министерств и ведомств, органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), изготовителей сертифицируемой продукции и заинтересованных надзорных органов, а также представителей общественных организаций. Комиссия в установленный конкретными системами (правилами, порядками) срок рассматривает апелляцию и извещает подателя апелляции о принятом решении.

Заявители сертификации (изготовители, исполнители, продавцы):

· направляют заявку на проведение сертификации, в соответствии с правилами системы представляют продукцию, нормативную, техническую и другую документацию, необходимую для проведения сертификации;

· обеспечивают соответствие реализуемой сертифицированной продукции требованиям нормативных документов;

· маркируют сертифицированную продукцию знаком соответствия в порядке, установленном правилами системы сертификации;

· указывают в сопроводительной технической документации сведения о сертификации и нормативных документах, которым она должна соответствовать, обеспечивают доведение этой информации до потребителя;

· применяют сертификат и знак соответствия, руководствуясь законодательными актами Российской.Федерации и правилами системы;

· обеспечивают беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов по сертификации продукции и должностными лицами, осуществляющими контроль за сертифицированной продукцией;

· приостанавливают или прекращают реализацию продукции (подлежащей обязательной сертификации), если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, по истечении срока действия сертификата, а также в случае приостановки его действия или отмены решением органа по сертификации;

· извещают орган по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию и технологический процесс производства сертифицированной продукции, если эти изменения влияют на характеристики, проверяемые при сертификации.

Система сертификации должна предусматривать свободный доступ изготовителям, потребителям, общественным организациям, органам по сертификации, испытательным лабораториям, а также всем другим заинтересованным предприятиям, организациям и отдельным лицам к информации об ее деятельности, в том числе о правилах, участниках, результатах аккредитации и сертификации. Должна также обеспечиваться конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну.

Контрольные вопросы к лекции

1. Что такое сертификация?

2. Назовите объекты добровольной и обязательной сертификации.

3. Какие ГОСТы регламентируют деятельность систем качества предприятий?

4. Назовите основные принципы сертификации.

5. Что такое система сертификации?

6. Назовите основные элементы структуры системы стандартизации.

 


 

Литература

 

1. Першиков В.И., Савинков В.М. Толковый словарь по информатике. – М.: Финансы и статистика. 1991. -543с.

2. Сергеев Метрология

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 7400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.