Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории информационного общества

Лекция 2 «Информационное общество» - сущность, концептуальные подходы, основные характеристики

 

«Информационное общество»: история появления концепции, отличительные черты.

Информационное общество - концепция постиндустриального общества; историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

Отличительные черты:

· увеличение роли информации и знаний в жизни общества;

· возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

· создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: эффективное информационное взаимодействие людей; их доступ к мировым информационным ресурсам и; удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.


Постиндустриальное общество Дэниела Белла

Дэниел Белл («Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования»)

Теория постиндустриализма предполагает, что любое общество в своем развитии проходит три стадии: доиндустриальную (традиционную, аграрную), индустриальную (промышленную) и постиндустриальную.

Постиндустриальное общество построено на обмене знаниями и информацией, который происходит при помощи информационных сетей и компьютеров. Большая часть населения занята в секторе услуг, число людей, занятых в промышленности, постоянно сокращается. Подобные изменения в структуре занятости населения происходят из-за роста производительности вплоть до полной автоматизации производства. Занятость перемещается в сектор услуг, машинная технология сменяется интеллектуальной и информационной.

 

В переходе от индустриального к постиндустриальному обществу выделяются несколько этапов:

На первом этапе происходит развитие общественных служб и транспорта, то есть тех услуг, которые позволяют доставлять товар, произведенный на предприятии, в нужное место в кратчайшие сроки.

Рост числа «белых воротничков» начинается на втором этапе, когда потребление благ становится массовым, и у населения появляются пока незначительные средства для повышения качества жизни.

Третий этап наступает, когда «по мере роста национального дохода обнаруживается… что доля денег, расходуемая на питание, начинает снижаться, а остаток используется сначала для приобретение товаров длительного пользования (одежды, автомобилей и жилья), а затем предметов роскоши, на отдых и так далее… начинает расширяться третий сектор, сфера личных услуг: сети ресторанов, отелей, автомобильных мастерских, индустрия путешествий, развлечений и спорта».

Помимо роста занятости в сфере услуг, Белл отмечает, ключевую роль теоретического знания в технологических инновациях, развитии экономики и общественной жизни.

Черты постиндустриального общества по Беллу:

Во-первых, если в индустриальном обществе человек испытывал недостаток товаров, то сейчас имеет место дефицит времени и информации. Успеха добиваются те, кто умеют планировать свое время и имеют доступ к большому количеству источников информации.

Во-вторых, в постиндустриальном обществе человек может подняться по общественной лестнице и пользоваться уважением окружающих, независимо от того, к какому классу он принадлежит по рождению. Его позиции в обществе определяются личными достижениями.


Постиндустриализм Питера Друкера

Известный американский экономист Питер Друкер, ведущий теоретик в области организационного управления, принимал участие в дискуссиях и постиндустриальном обществе еще в 1970-х годах. В 1995 году он опубликовал книгу «Посткапиталистическое общество», в которой охарактеризовал современное состояние западной цивилизации и перспективы ее развития в русле концепции постиндустриализма.

Современное общество, полагает Друкер, находится в процессе трансформации от капиталистического в посткапиталистическое, радикальные изменения основ общественного устройства приводят к возникновению нового типа общества, основанного на знаниях (knowledge society).

Концепция Друкера рассматривает прогресс как трехэтапное изменение роли знания в обществе.

В течение первого этапа знания использовались, прежде всего, для создания средств производства (в том числе орудий и предметов труда).

На втором этапе знания стали применять к процессам организации трудовой деятельности.

Особенность третьего этапа заключается в том, что знание становится основным условием производства (земля, рабочая сила и капитал), однако они в новом обществе приобретают второстепенное значение.

 

В целом и большинстве концепций постиндустриального общества отмечается, что переход к новому типу социума происходит в последней трети ХХ века. Научно-техническая революция превратила науку в серьезную производительную силу, что позволило ей стать одним из главных факторов развития и поддержания общества.

 

 

Постмодернисты о постиндустриальном/информационном обществе

Постмодернизм – направление научной мысли, отрицающее возможность рационального познания и объяснения реальности.

Если все теории по своей сути манипуляции, то и истины быть не может. Язык – это единственная реальность, с которой человек соприкасается в своей жизни.

Меняется отношение человека к знанию и информации. Если раньше человек стремился к знанию ради объяснения мира, его познания, определения своего места в мироздании, то гражданин постсовременности рассматривает, насколько ему выгодно получение тех или иных знаний и сколько времени он может потратить на пополнение багажа знаний, чтобы это не повредило его бизнесу, зарабатыванию денег.

Бодрийяр рассматривает современную культуру как систему знаков.

Знаки теряют функцию репрезентации, теперь они лишь симулируют реальность. За знаками не скрывается реальность, которую пытаются познать ученые, не принадлежащие к постмодернистскому направлению, то есть знаки перестают быть аутентичными.

Телевизионные новости, по мнению Бодрийяра, вовсе не рассказывают нам о том, что происходит в мире. Они предлагают телезрителю версию событий, а журналисты лишь симулируют реальность.

Бодрийяр вводит в научный оборот понятие «симулякр» - копия, которая не имеет оригинала и отмечает, что существует три порядка симулякра: подделка, производство и симуляция.

Подделка – это копия реальность существующего объекта, обладающего ценностью.

Производство предусматривает тиражирование образа ради получения финансовой выгоды.

Симуляция уже не имеет связи со своим прообразом, заменяет реальность.

Концепция «общество спектакля» (Г. Дебор).

Становление общества спектакля связано с коммодификацией — процессом превращения предметов в товар. По мнению Г. Дебора, современное общество превращает мир в спектакль, потому что капитализм превращает всё в товар и тем самым колонизирует повседневную жизнь. Предметы, ставшие товаром, становятся зрелищем — «спектаклем». Индивиды являются и потребителями и аудиторией одновременно.


Признаки «общества-спектакля»:

§ пассивность субъектов-зрителей

§ визуальный характер экономики,

§ постановочность действий власти

§ условность

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рынок ценных бумаг в сфере АПК | Информационный капитализм Мануэля Кастельса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.