Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 6. Административно-территориальное устрой­ство РФ

Административно-территориальное устройство госу­дарства — это разделение его территории на определен­ные части, в соответствии с которыми строится система местных органов государственной власти и органов ме­стного самоуправления.

Такие части принято называть административно-тер­риториальными единицами.

Административно-территориальное устройство явля­ется атрибутом любого государства. Однако если уни­тарное государство само делится на административно-территориальные единицы, то в федеративном государ­стве такое деление имеют лишь субъекты Федерации.

В Российской Федерации административно-террито­риальное устройство ее субъектов базируется на ряде принципов. Важнейшим из них является экономичес­кий принцип, требующий при образовании админист­ративно-территориальных единиц учета особенностей хо­зяйственного профиля, направления развития хозяйства, количества и плотности населения, наличия центров его экономического тяготения и состояния путей сообще­ния. Реализация этого принципа способствует как раз­витию производительных сил страны и отдельных ее частей, так и успешному выполнению местными орга­нам и государственной власти и органами местного са­моуправления стоящих перед ними задач в области хозяйственного и социального развития соответствующих территорий.

В условиях многонационального государства, каким является Российская Федерация, важную роль играет национальный принцип административно-территориального устройства. Он предполагает всесторонний учет национального состава населения и его особенностей при создании и изменении административно-территориальных единиц, что способствует социально-культурному развитию малочисленных наций и народностей Россий­ской Федерации.

Успешное решение местными органами государствен­ной власти и органами местного самоуправления стоящих перед ними задач во многом зависит от их близости к населению, позволяющей им лучше удовлетворять повсед­невные нужды и запросы населения, опираться на его помощь. Поэтому максимальное приближение, как госу­дарственного аппарата, так и местного самоуправления к населению также является важным принципом, в соот­ветствии с которым строится административно-террито­риальное устройство субъектов Российской Федерации.

Действующая в настоящее время в субъектах Россий­ской Федерации система административно-территориаль­ных единиц сложилась в основном в годы Советской вла­сти, когда созданное еще Екатериной 1) административ­но-территориальное деление Российской империи (губерния — уезд — волость) было постепенно заменено новыми административно-территориальными единицами, которыми стали в Российской Федерации область (край) — округ — район, а затем, после ликвидации округов — область (край) — район.

Действующая Конституция Российской Федерации не регулирует вопросы административно-территориаль­ного устройства. Эти вопросы — область деятельности главным образом субъектов Российской Федерации, каж­дый из которых решает эти вопросы самостоятельно, применительно к своим специфическим условиям. Эти решения находят отражение в конституциях республик в составе Российской Федерации, а также в уставах дру­гих субъектов Российской Федерации.

Конституции и уставы субъектов Российской Феде­рации различают базовые и первичные административ­но-территориальные единицы субъектов Российской Фе­дерации. К первым из них относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения. Ко вторым относятся города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.

Район — административно-территориальная единица, составляющая часть республики, края, области, автоном­ной области, автономного округа. В экономическом от­ношении каждый район представляет собой сложный многоотраслевой организм, включающий сельскохозяй­ственные предприятия, как правило, небольшие промыш­ленные предприятия — главным образом по переработке сельскохозяйственного сырья, коммунально-бытовые предприятия и торгово-закупочные организации. Веду­щее место в районе принадлежит сельскохозяйственно­му производству. Кроме того, каждый район является базой для всех видов социально-культурного обслужива­ния сельского населения.

Исключительно важную роль в политической, хо­зяйственной и культурной жизни страны играют горо­да. Они являются местом сосредоточения большинства промышленных предприятий, значительного числа пред­приятий и учреждений коммунального хозяйства, жи­лого фонда, медицинских, культурно-просветительных и других учреждений, связанных с обслуживанием на­селения. По подчиненности, зависящей от значения го­рода, численности его населения, его промышленного и культурного уровня, перспектив развития и ряда дру­гих условий все города подразделяются на следующие основные виды: города республиканского (республики в составе Российской Федерации) значения; города краевого, областного, окружного (автономный округ) значения; города районного значения.

Обеспечение нормального функционирования наиболее крупных городов с их сложным хозяйством, обшир­ной территорией и многочисленным населением обус­ловило необходимость деления их на менее крупные ад­министративно-территориальные единицы — городские районы. Городские районы созданы во многих городах респуб­ликанского, краевого и областного значения, насчитыва­ющих свыше 100 тыс. человек населения. Они являются частью этих городов и представляют собой низовую ад­министративно-территориальную единицу. К городским поселениям, являющимся одним из видов администра­тивно-территориальных единиц, относятся также посел­ки. Они отличаются от городов меньшими размерами тер­ритории и численности населения. Поселки делятся на три категории: рабочие, курортные и дачные.

К категории рабочих поселков относятся населенные пункты, на территории которых имеются промышлен­ные предприятия, стройки» железнодорожные узлы и другие экономически важные объекты. Курортными по­селками являются населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение. К дачным поселкам относятся населенные пункты, основное назна­чение которых заключается в обслуживании городов в качестве места летнего отдыха или санаторного лечения. Самой многочисленной административно-территори­альной единицей в настоящее время являются сельские поселения (села, станицы, деревни, хутора, аулы и др.), подавляющее большинство жителей которых занято сельским хозяйством.

Помимо перечисленных административно-территори­альных единиц, ставших давно уже традиционными, на территории Российской Федерации в последние годы со­зданы и другие административно-территориальные еди­ницы. Так, территория г. Москвы сегодня делится не на районы в городе, как это было прежде, а на админи­стративные округа, которые включают в себя муници­пальные районы. Административный округ — внутри­городская административно-территориальная единица, система органов власти которой строится на основе цен­трализованного управления. Муниципальный район — административно-территориальная единица г. Москвы, в границах которой осуществляется самоуправление населения, проживающего на данной территории.

Муниципальные районы образуются с учетом соци­ально-экономических характеристик соответствующих территорий, их градостроительных и исторических осо­бенностей, наличия жилых комплексов и объектов му­ниципальной инфраструктуры. Границы и названия му­ниципальных районов устанавливаются Московской го­родской Думой по представлению мэра города Москвы.

Муниципальный район делится на микрорайоны (по­селения), в которых могут создаваться органы террито­риального общественного самоуправления. Границы и название микрорайона определяются органами местно­го самоуправления муниципального района.

На территории некоторых субъектов федерации для компактно проживающих численно небольших групп национальностей создаются национальные районы. Не­мецкие национальные районы созданы в Алтайском крае и в Омской области.

В Российской Федерации имеются также закрытые административно-территориальные образования. Соглас­но Закону Российской Федерации от 14 июля 1992 г. «О закрытом административно-территориальном образо­вании» закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного са­моуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению хранению и утилизации ору­жия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для ко­торых необходим особый режим безопасного функцио­нирования и охраны государственной тайны, включаю­щий специальные условия проживания граждан.

Закрытое административно-территориальное образо­вание является административно-территориальной еди­ницей. Его территория и границы определяются исходя из особого режима безопасного функционирования пред­приятий и (или) объектов, а также с учетом потребнос­тей развития населенных пунктов.

Границы закрытого административно-территориаль­ного образования могут не совпадать с границами рес­публик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, районов. В ведение органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования пере­даются другие населенные пункты, расположенные на его территории.

Населенные пункты, расположенные в закрытом ад­министративно-территориальном образовании, имеют официальные географические названия и вносятся в со­ответствующие картографические и иные документы, за исключением случаев, специально устанавливаемых высшими органами государственной власти Российской Федерации.

Закрытое административно-территориальное обра­зование находится в ведении федеральных органов го­сударственной власти и управления по вопросам уста­новления административной подчиненности, границ этого образования и земель, отведенных предприяти­ям и (или) объектам; определение полномочий органов государственной власти и управления республик в со­ставе Российской Федерации, автономной области, ав­тономных округов, краев, областей в отношении этого образования; введение и обеспечение особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия прожи­вания граждан.

Важным является вопрос о порядке образования и преобразования различных административно-террито­риальных единиц. Образование, упразднение, объеди­нение, установление границ базовых административ­но-территориальных единиц осуществляется органами государственной власти соответствующих субъектов федерации, а первичных административно-территориаль­ных единиц — органами государственной власти или органами местного самоуправления базовых админис­тративных единиц, в состав которых входят соответ­ствующие первичные административно-территориаль­ные единицы.

Решение о создании закрытого административно-тер­риториального образования с установлением его адми­нистративно-территориальной подчиненности принима­ется Президентом Российской Федерации по представ­лению Правительства Российской Федерации в случаях, когда иные меры не могут обеспечить безопасное функ­ционирование предприятий и объектов.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 5. Конституционно-правовой статус субъектов | И деятельности органов государственной власти РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 924; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.