Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 14. Функции и аппарат государства




План

1. Понятие формы государства.

2. Форма правления.

3. Форма государственного устройства.

4. Политический режим.

 

Важнейшей характеристикой государства выступает его форма. И.Кант определяет форму как принцип упорядоченности и систематизированности государства. Именно форма, во времена гигантских перемен и катаклизмов спасает государство от его распада. Диалектическая связь формы и содержания ярко проявляется на примере государства. При этом форма – содержательна, а содержание оформлено. Форма выступает как проявление содержания. Форма обладает и относительной самостоятельностью, выражающейся в преемственности, наличии внутренних законов развития. Однако на уровне государства отсутствует строгая причинно-следственная зависимость формы и содержания «Так, и правовое, и полицейское государство допускает республиканскую и монархическую формы правления, унитарное и федеративное – государственное устройство. Государственная власть в форме монархии и в форме республики могут решать одни и те же задачи. Социальная направленность государственной политики, патерналистские функции государства возможны в условиях и демократического, и авторитарного государственного режима».[41]

Форма государства – это совокупность его сущностных сторон: формы правления, формы государственного устройства и государственного (политического) режима.

Форма государства – это способ, организации, устройства и осуществления государственной власти.

Совокупность различных факторов влияет на форму государства: тип государства, соотношение классовых, социальных сил, исторические, национальные, культурные, религиозные традиции, государственная идеология, экологический, географический факторы и т.д.

Еще древнегреческие философы и римские юристы уделяли особое место исследованию формы в соотношении с материей. Так, Платон и Аристотель признавали первичность формы по отношению к материи (рассматривая это на примере медной статуи), а римские юристы, вообще считали, что именно форма дает бытие вещи. Поиски лучших, «правильных» и наиболее оптимальных форм государства идут с древнейших времен и по настоящее время. Дискуссии здесь не затухают.

Форма государства включает в себя:

1) определенный порядок образования, организации и деятельности органов государственной власти;

2) способ территориального устройства государства, порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной власти;

3) способы, приемы и методы осуществления государственной политики.

Форма правления – это совокупность способов организации государственной власти. Она включает в себя порядок ее образования, структуру, характеристику полномочий, компетенцию.

Выделяют две формы правления: монархию и республику.

Монархия (от греч.monarchiа – единовластие) – это форма правления, где верховная власть принадлежит одному лицу и передается как правило по наследству[42].

В историю политико-правовой мысли монархи вошли под различными названиями: фараоны, шахи, эмиры, раджи, султаны, инки, государи, базилевсы, князья, короли, цари, императоры и т.д.

Признаки монархии:

- бессрочность правления (ограниченная временем жизни);

- передача власти как правило по наследству;

- во внутренней и внешней политике монарх выступает как глава государства, представитель и «лицо» государства;

- его власть верховна и суверенна, в ряде случаев объявляется священной и наделяется религиозным ореолом («помазанник божий»);

- монарх обладает определенным титулом, содержится на средства государственной казны и имеет право на особый церемониал.

Монарх персонифицирует, олицетворяет единство нации, объединяет все ветви власти.

Виды монархий: абсолютные и ограниченные.

Абсолютная – власть монарха никем не ограничена. Он сосредотачивает в своих руках всю полноту власти. Данная форма тяготеет к произволу, тирании, безудержной эксплуатации, где монарх может действовать как не ограниченный деспот. Эта форма наибольшее распространение получила на Древнем Востоке и в рабовладельческих государствах средневековой Европы. В настоящее время к абсолютной монархии можно отнести государства: Кувейт, Катар, Бахрейн, Оман, Объединенные Арабские Эмираты и др.

Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия, где монарх сосредотачивает в своих руках светскую и религиозную власть (Ватикан, Иран, Саудовская Аравия). Ограниченные монархии делятся на парламентские (парламентарные) и дуалистические. Парламентская монархия – это форма правления, где власть монарха ограничена парламентом, который обладает законодательной властью, а исполнительная власть принадлежит правительству, которое ответственно перед парламентом, монарх «царствует, но не правит» выполняя представительские функции, обращается к парламенту с речью на открытии его сессии, принимает верительные грамоты от послов иностранных государств, подписывает некоторые официальные документы. Парламентскую монархию иногда называют конституционной (Великобритания, Бельгия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и т.д.). Конституционная монархия – это форма правления, где согласно Конституции происходит распределение власти между монархом и парламентом. Дуалистическая монархия – это форма правление, где разделение власти между монархом и парламентом имеет формально-юридический характер. Парламент принимает законы, а монарх сохраняет контроль над правительством (Марокко, Иордания, Бутан, Бруней).

Республика (от лат.respublica – общественное дело, дело народа) – это такая форма правления, при которой государственная власть осуществляется на определенный срок выборными органами. «Фактически, республика есть аналог греческого термина демократия.[43] Вместе с тем истории известны: аристократическая республика (Римская республика VI-I вв. до н.э.), демократическая республика (Афинское государство), городские республики в период феодализма (Генуя, Венеция, Великий Новгород, Псков), Парижская Коммуна, советская республика, народная демократия и др.

Признаки республики:

- отсутствие института правящей династии;

- выборность органов власти;

- деятельность органов государства ограничена определенным сроком пребывания у власти;

- разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную;

- защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.

В настоящее время большинство современных государств в мире являются республиками (5/6). В зависимости от того, кто формирует правительство и кому оно подотчетно выделяют парламентскую, президентскую и смешанную республику.

Парламентская республика – это форма правления, где верховная власть принадлежит парламенту.

Признаки парламентской республики:

- верховенство парламента в государственной жизни страны;

- правительство формируется партией, получившей большинство голосов на выборах в парламент;

- правительство ответственно перед парламентом;

- руководителем государства является глава правительства – премьер-министр, лидер победившей на выборах партии;

- глава государства – президент, избирается парламентской коллегией выборщиков. Власть его номинальна, его действия могут быть реализованы с согласия правительства, а изданные им нормативные правовые акты приобретают юридическую силу лишь после одобрения правительства или парламента.

Президент, как правило, выполняет церемониальные функции. Не случайно его положение порой сравнивают с положением монарха в парламентской монархии.

К парламентским республикам относятся современные: Италия, Австрия, ФРГ, Венгрия, Финляндия, Чехия, Эстония, Польша.

Наибольшее распространение в мире получила президентская республика. Это рассматривается как общая мировая закономерность.[44]

Президентская республика – это форма правления, при которой президент наделен реальной властью.

Признаки президентской республики:

- президент – глава государства;

- арбитр между ветвями власти, символ единства;

- имеет широкие государственные полномочия;

- играет ведущую роль в осуществлении власти;

- избирается народом путем прямых выборов, либо коллегией выборщиков (США);

- назначает и смещает правительство (единолично, либо с согласия парламента);

- президент является верховным главнокомандующим, вправе объявить военное или чрезвычайное положение;

- имеет право самостоятельно издавать нормативные и правоприменительные акты, имеет право вето на законы, принятые парламентом;

- президент не может распустить парламент, парламент в случае злоупотребления президентом властью, совершения преступления, грубого нарушения Конституции может отстранить президента от власти путем импичмента.

В президентской республике в ряде государств президент совмещает полномочия главы государства и главы правительства (США, Бразилия, Мексика), либо не является главой правительства, хотя непосредственно назначает главу правительства и участвует в формировании кабинета министров.

Как правило действует принцип разделения властей через систему «сдержек и противовесов».

Смешанная республика – это форма правления, которая сочетает признаки парламентской и президентской.

Признаки смешанной республики:

- сочетание «сильного» парламента и «сильного» президента;

- президент избирается в ходе всенародного голосования, но не является главой правительства;

- правительство назначается президентом, но с согласия парламента;

- правительство ответственно перед парламентом (вотум недоверия) и перед президентом (отставка);

- президент определяет многие функции внутренней и внешней политики страны, решает узловые кадровые вопросы с согласия парламента;

- президент как глава государства выполняет представительские функции, обладает правом законодательной инициативы, подписывает законы, международные договора, принимает нормативные правовые акты и т.д.

Примерами смешанных республик являются: Украина, Франция, Республика Беларусь, Российская Федерация.

Форма государственного устройства – это способ территориальной организации государства, его территориально-политическое деление, обуславливающее взаимодействие органов государства с органами его собственных частей.

Формы государственного устройства делятся на простые и сложные. Простые включают в себя унитарное государство с государственными автономными, с административно-автономными единицами.

Сложные включают: федерацию, конфедерацию, протекторат, империю, унию, фузию, инкорпорацию.

Унитарное государство (от лат. unus – один) – это единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц не обладающими признаками государственного суверенитета, на территории которого действует единая система государственной власти.

Признаки унитарного государства:

- единство и однородность территории;

- деление страны по административно-территориальному признаку, где административные единицы не обладают политической самостоятельностью;

- единая Конституция;

- единая система высших органов власти и управления;

- единое законодательство;

- единая судебная система;

- единое гражданство

- единая денежная, налоговая система.

Унитарное государство может быть централизованным (во главе местных органов власти стоят чиновники назначенные центром) и децентрализованным (имеется определенная самостоятельность местных выборных органов власти в решении региональных проблем). Унитарное государство может быть национальным (Франция, Эстония, Япония) и многонациональным (Китай, Афганистан).

К унитарным государствам относятся также: Великобритания, Испания, Болгария, Венгрия, Греция, Польша, Украина, Финляндия, Республика Беларусь, Франция и т.д..

Большинство государств мира являются унитарными.

Федерация (от лат. fedus – союз) это сложное союзное государство, состоящее из ряда государств или государственных образований.

Признаки федеративного государства:

- территорию федерации составляют территории ее субъектов;

- субъекты федерации обладают признаками государства – имеют свою конституцию, высшие органы государственной власти, символику;

- разделение полномочий федерации и субъектов федерации;

- наличие как правило двух систем законодательной, исполнительной и судебной власти – федеративных и субъектов федерации;

- двойная система налогов;

- двойное гражданство;

- парламент, как правило двухпалатный – нижняя палата представляет интересы всех граждан, верхняя – субъектов федерации.

Как разновидности, выделяют территориальную (административную) федерацию (США, Мексика, Бразилия, Германия), национальную (Бельгия, Индия) и смешанную (Россия).

В настоящее время в мире существует 24 федеративных государства, большинство из которых – крупные и средние по территории и численности населения.

Конфедерация – это союз суверенных государств, созданный для совместного решения политических, экономических, военных и других задач. Следует согласиться с А.В.Поляковым, что конфедерация не форма государственного устройства, а союз нескольких самостоятельных государств. Создается она при добровольном согласии всех членов, а выход из конфедерации возможен на основе одностороннего волеизъявления. Государства создающие конфедерацию сохраняют свой собственный суверенитет на всем протяжении существования конфедерации.

«Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются полноправными субъектами международ­ного права. Они имеют все признаки государства, включая собст­венные денежные системы, вооруженные силы, гражданство. Орга­ны конфедерации образуются из представителей входящих в нее суверенных государств. Решения, принимаемые органами конфеде­рации, имеют силу на территории государств, ее образующих, толь­ко при их согласии на это. Каждое государство – член конфедера­ции – обладает правом нуллификации (отмены) любого решения конфедерации на своей территории. Материальная база конфедера­ции создается за счет добровольных взносов ее членов. Армия кон­федерации состоит из воинских контингентов, направляемых по ре­шению ее членов в распоряжение общего командования. Принцип построения конфедерации: части определяют целое».[45]

Примеры конфедерации: Ганзейская лига (1367-1669), Швейцарский союз (1815-1848), Нидерланды (1579-1795), США (1781-1787), Австро-Венгрия, Европейский Союз, СНГ и т.д.

Протекторат – это союз двух государств, основанный на договоре, в соответствии с которым более сильное в военном, экономическом плане государство покровительствует более слабому, защищая его интересы.

Уния – объединение государств различного характера (путем федерации, конфедерации, империи, фузии, инкорпорации).

Империя – сложное государство, созданное насильственным либо мирным путем. Она состоит из метрополии и колоний (Римская, Османская, Британская, Французская, Испанская, Российская империи).

Фузия – воссоединения государств (ГДР и ФРГ).

Инкорпорация – это государство, созданное путем присоединения одного к другому (1939 г. – Западная Украина и Западная Белоруссия к СССР, 1940 г. – прибалтийские государства к СССР и т.д.)

Политический режим – это совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. Это самая подвижная часть формы государства. Он бывает демократический и антидемократический. Это зависит от степени участия народа в управлении, порядка формирования органов государственной власти, их компетенции, роли права, степени реализации на практике прав и свобод граждан.

Демократический режим характеризуется:

- выборностью и сменяемостью органов государственной власти;

- разделением властей;

- наличием у граждан прав и свобод;

- верховенством права;

- существованием оппозиции;

- наличием гражданского общества;

- политическим плюрализмом.

Виды демократического режима:

- рабовладельческая демократия;

- феодальная демократия;

- буржуазная демократия;

- социалистическая демократия;

- либерально-демократический (основанный на личной свободе и частной собственности) и др..

Черты антидемократического режима:

- отсутствие выборов, либо псевдовыборы;

- приоритет государства над правом;

- массовые нарушения законности и правопорядка;

- отсутствие демократических прав и свобод;

- опора на карательные органы и принуждение;

- агрессивность внешней политики, всеохватывающая милитаризации страны;

- отсутствие плюрализма в политической, экономической и идеологической жизни.

Виды антидемократических режимов:

- фашистский, основанный на расовой теории, идеологии нацизма, антисемитизма, непререкаемой власти вождя, оболванивании масс, опоре на репрессивные органы власти, терроре и беззаконии;

- тоталитарный, рассчитанный на массовые репрессии, страх, связанный с насаждением культа личности, господством одной партии и идеологии, унификацией поведения граждан, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни;

- авторитарный, представленный в виде диктатуры или хунты, прибегающих к насилию для сохранения господства лидера, где ограничены политические права и свободы, отсутствует разделение властей, а выборы носят недемократический характер.

Словарь основных понятий

Форма государства – это совокупность его сущностных сторон: формы правления, формы государственного устройства и государственного (политического) режима.

Форма государства – это способ, организации, устройства и осуществления государственной власти.

Форма правления – это совокупность способов организации государственной власти.

Выделяют две формы правления: монархию и республику.

Монархия (от греч. monarchiа – единовластие) – это форма правления, где верховная власть принадлежит одному лицу и передается как правило по наследству.

Республика (от лат. respublica – общественное дело, дело народа) – это такая форма правления, при которой государственная власть осуществляется на определенный срок выборными органами.

Форма государственного устройства – это способ территориальной организации государства, его территориально-политическое деление, обуславливающее взаимодействие органов государства с органами его собственных частей.

Политический режим – это совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. Он бывает демократический и антидемократический.

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.