КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Устранение ошибок
Обнаружение, распознавание и оценка технических ошибок Классификация двигательных ошибок .Двигательные ошибки можно классифицировать в соответствии с различными критериями, по различным признакам. 1. Критерием классификации является принципиальная роль, которую играют двигательные ошибки при выполнении упражнений. Техническими двигательными ошибками целесообразно называть такие, которые существенно и непосредственно связаны с техникой выполнения упражнений, т. е. энергетически значимые и координационно значимые ошибки. Эти две ветви включают в себя: 1) ошибки энергообеспечения —такие, которые влекут за собой недостаточность силового, скоростного, собственно энергетического обеспечения нормального запроса упражнения; 2) ошибки энерготрат —такие, которые влекут за собой повышение или «незаконное» (идущее вразрез с канонами вида спорта; например, значительное сгибание ног при выполнении сальто прогнувшись) понижение силового, скоростного или энергетического запроса упражнения; 3) ошибки локализации усилий в звеньях биодинамических цепей; 4) ошибки в создании и утилизации реактивных сил и моментов в биодинамических целях; 5) ошибки восстановления энергетических ресурсов организма (что требует расслабления мышц, свободного дыхания и др.); 6) точностные ошибки —такие, которые определяют отклонения точностного характера в движениях и действиях, где точность важна: ошибки направления движения, его размаха, дозирования усилий, ошибки; в точностных элементах позы; 7 ) ошибки сочетания движений и действий (включая мышечные напряжения) в пространстве; 8) ошибки сочетания движений и действий (включая мышечные напряжения) во времени; 9) ошибки организации опорных взаимодействий (обеспечения условий, необходимых дли уверенного контакта с опорой); 10) ошибки управления устойчивостью тела (как сохранения или восстановления устойчивости, так и выведения из устойчивого состояния для перехода к активным перемещениям); 11 ) ошибки оптимизации условий действий партнера и «пессимизации»1 действий противник а.
Тактическими двигательными ошибками целесообразно называть такие, которые существенно отражаются на решении тактических задач, не будучи тесно связаны с техникой выполнения упражнений. Имеются в виду ошибки в двигательном обеспечении афферентации обратной связи, в двигательной профилактике травм и в двигательных тактических взаимодействиях с партнером и противником. В первую из названных ветвей входят: 1) ошибки двигательного обеспечения зрительной афферентации (расположение головы и движения ею относительно туловища, наблюдаемого объекта, Земли); 2) ошибки двигательного обеспечения проприорецептивной афферентации контакта с другими телами (хват за снаряд, способ контакта с противником и т. п.); 3) ошибки двигательного обеспечения кинестезического и вестибулярного контроля собственных движений. Вторая ветвь включает: 4) ошибки, влекущие за собой удары или чрезмерное давление на ткани тела, резкое и чрезмерное повышение нагрузки на напряженные мышцы; 5) ошибки, влекущие за собой чрезмерное растягивание сустава («отрывание» одного звена от другого), нарушение границ подвижности того или иного сустава; 6) ошибки самостраховки при переключении на выполнение «программы SOS». Состав третьей ветви: 7) ошибки подготовки к активным действиям (к атаке противника, к помощи партнеру, к приему неожиданной передачи и т. д.); 8) ошибки подготовки к отражению атак противника, к преодолению внезапных осложнений двигательной ситуации; 9) ошибки двигательной информации, передаваемой партнеру; 10) ошибки сохранения двигательной информации от противника и ошибки его дезинформации.
Фоновые двигательные ошибки — все ошибки, не входящие в число технических или тактических, поскольку они существенно не сказываются на энергетике выполнения упражнений, на управлении движениями и на работоспособности спортсмена. Их можно разделить на малозначимые и существенные только с точки зрения эстетики — эстетически значимые. Эти две ветви составляют: 1) ошибки позы; 2) ошибки ориентации тела; 3) ошибки телодвижений; 4) ошибки передвижений; 5) ошибки тонизации мышц; 6) ошибки ритма. В процессе тренировки в первую очередь следует избавляться от технических ошибок, затем от тактических и лишь потом заниматься фоновыми (имеется в виду работа над одним упражнением). Предлагаемая классификация может помочь лучше разобраться в двигательных ошибках с позиций управления движениями. Она акцентирует внимание на последствиях ошибки. Что касается фоновых ошибок, то их анализ целесообразен в основном в видах спорта, связанных с эстетическим восприятием движений. Но не только. Нельзя забывать, что рациональная техника упражнения при ее правильной реализации выглядит эстетично. Отсутствие эстетичности в реализованной технике упражнения обычно свидетельствует о наличии двигательных ошибок. Иной раз такой подход позволяет констатировать наличие ошибки в тех случаях, когда признаки ее «замаскированы» и трудно поддаются прямому наблюдению и даже просто обнаружению. Кроме того, любое отступление от общепринятой или свойственной данному спортсмену формы движений, общей картины движений, их ритмического рисунка дает основание для тщательного анализа выполнения упражнения, даже если эффективность его сохранилась на обычном уровне: здесь может таиться зачаток двигательной ошибки либо путь к выявлению неизвестных резервов совершенствования выполнения упражнения. 2. По причинам возникновения двигательные ошибки можно разбить на пять главных групп (схема 12), каждая из которых включает в себя 3—5 подгрупп. В группу ошибок из-за двигательной недостаточности входят; 1) ошибки из-за недостаточности развития физических качеств: силы, быстроты, гибкости, выносливости (их общих и локальных проявлений); 2) ошибки из-за координационной недостаточности, неспособности легко
преодолеть трудности сочетания в данном упражнении движений и мышечных напряжений (сюда же несколько условно можно отнести трудности точностного характера); 3) ошибки, связанные с особенностями телосложения спортсмена; 4) ошибки, возникшие из-за навыковой бедности — имеется в виду как недостаточный общий багаж двигательных навыков, так и недостаточный багаж навыков, близких к осваиваемому (подразумевается и неудовлетворительное владение рядом этихнавыков, иотсутствие их у данного спортсмена). Группа ошибок из-за дефектов обучения делится тоже на четыре подгруппы: 5) ошибки, являющиеся результатом обучения неправильной технике выполнения упражнения (неверные представления о технике упражнения, освоение неверных способов ее реализации, то и другое вместе); 6) ошибки из-за дефектов и просчетов методики обучения, в том числе из-за пренебрежения дидактическими принципами, из-за плохого материально-технического оснащения тренировочных занятий, из-за подбора «нестандартных» партнеров и противников и т. п.; 7) ошибки, вызванные нежелательным переносом ранее выработанного навыка; 8) ошибки, закрадывающиеся в ранее хорошо освоенные навыки из-за неудовлетворительного контроля над выполнением упражнения (мало внимания или неумение контролировать). Группа психогенных ошибок: 9) ошибки из-за неудовлетворительного самоконтроля за выполнением упражнения; 10) ошибки из-за специфики психологических условий выполнения упражнения (особенности соревновательной ситуации, неожиданный сильный внешний раздражитель, какие-то особенности поведения тренера и т. д.); 11) ошибки, вызванные неуверенностью в себе или в партнере, опасениями неудачи выполнения упражнения или действия (в том числе влекущей за собой удачу противника или травму), чувством страха (из-за опасности падения, травмы, неудачи при выполнении ответственного действия);12) ошибки,связанные с эмоциональной напряженностью или психическим утомлением; 13) ошибки, возникающие в результате неверной, в чем-то неполноценной психологической либо двигательной установки.
Группа ошибок из-за необычности условий: 14) ошибки из-за особенностей внешних условий двигательной деятельности (плохая освещенность, духота, ветер, оттепель на лыжне, неисправность костюма, плохая магнезия, нестандартные снаряды и др.); 15) ошибки, связанные с «неудобными» или неожиданными особенностями партнера или противника; 16) ошибки, вызванные особенностями регламентации деятельности (неудобное время соревнований, утомление из-за недостаточных интервалов между встречами или подходами, нехватка времени для разминки и опробования снаряда, чрезмерные интервалы между подходами и т. п.). Группа случайных ошибок: 17) ошибки, не спровоцированные внешними факторами (спонтанные); 18) ошибки, вызванные случайными внешними факторами (какой-либо внезапный шум, случайно замеченное знакомое лицо и т. д.); 19) ошибки, вызванные совпадением внешних и внутренних случайных факторов, которые порозньневызвали бы ошибки; 20) не объясненные ошибки. Данная классификация призвана помочь отысканию причин ошибок и устранению этих причин. Конечно, реальные причинные связи обычно много сложнее, чем на схеме. Того же типа классификация, но только акцентирующая внимание на делении ошибок в педагогическом плане: Типовые ошибки — это ошибки, связанные с типовыми, характерными для любой двигательной деятельности энергетическими и координационными трудностями. Типичные ошибки — часто возникающие, характерные для данного упражнения или действия. Характерные ошибки— часто возникающие у данного спортсмена в сходных двигательных ситуациях, характерные именно для него. Внешнеситуационные ошибки — появляющиеся в связи с особенностями внешних условий двигательной деятельности. Внутреннеситуационные ошибки — такие, причиной которых является необычность, особенность состояния спортсмена (эмоциональное состояние, утомление, несобранность и т. д.). Неопределенные ошибки — те, которые обнаружены, но не поддаются распознаванию. Необъясненные систематические ошибки — распознанные ошибки, причины которых пока не поддаются выявлению. Случайные ошибки — появляющиеся редко, бессистемно и по непонятным или случайным причинам. 3. Принципиальное значение имеет классификация двигательных ошибок по их причинно-следственным связям, потому что при анализе реализованной техники упражнения необходимо находить самые «глубокие» ошибки, являющиеся причиной тех, что «лежат на поверхности» и легко заметны. Нужно путем анализа продвигаться по причинной цепи к ее началу, к ошибке-основанию, а найдя ее, последовательно избавляться сначала от нее, затем, продвигаясь снова по причинной цепи, но только в обратном направлении,—от производных ошибок всех порядков, кончая ошибкой эффекта. При этом надо иметь в виду, что установление действительных причин двигательной ошибки нередко представляет собой сложную задачу. Причинно-следственная цепь ошибок бывает многозвенной, подлинные причины ошибки иной раз замаскированы какими-то их следствиями, т. е. производными от них ошибками. Между тем ошибка в определении ошибки-основания (первичной ошибки) логически влечет за собой применение неэффективной методики преодоления обнаруженной ошибки (обычно ошибки эффекта). Иной раз это может привести к ее закреплению или даже усугублению. 4.Несколько иной характер носит другая,совсем простая, классификация, отражающая ожидание ошибки: двигательные ошибки делятся на систематические (постоянно проявляющиеся), периодические (периодически проявляющиеся, т. е. регулярно, но далеконевсегда) и одиночные (редкие, нерегулярные и потому почти не ожидаемые). 5. Для контроля и самоконтроля за двигательной деятельностью далеко не безразлична степень осознаваемости двигательных ошибок. Не безразлична она и для работы над их исправлением. Одна из возможных классификаций по этому признаку дана на схеме 17. Схема 17. Классификация двигательных ошибок по степени их осознаваемости: 1 — непосредственно самонаблюдаемые спортсменом; 2 — косвенно определяемые; 3 — непосредственно самонаблюдаемые спортсменом и косвенно определяемые; 4- обнаруживаемые; 5—понимаемые, самонаблюдаемые и определяемые не полностью; 6 — полностью понимаемые и определяемые, но несамо-наблюдаемые; 7 — полностью самонаблюдаемые и определяемые, но не полностью понимаемые; 8 — не полностью понимаемые и определяемые; 9 — в связи снеумением анализировать; 10—из-за сложности ситуации; 11—из-за невнимательности 6. Коррекция, компенсация, преодоление ошибок— важнейшие задачи, решению которых также могут в какой-то мере помочь совсем простые классификации: они облегчают, например, передачу знаний в этом вопросе, обмен опытом, планирование подготовки, оценку целесообразности включения в программу того или иного упражнения и т. д. Во многих случаях качественного анализа могут оказаться полезными совсем простые, естественные деления ошибок на группы: — по степени возможной компенсации: компенсируемые, частично компенсируемые, некомпенсируемые; — по коррективности: корректируемые, частично корректируемые, некорректируемые; — по «стойкости»: спонтанно исчезающие, нестойкие, стойкие. Конечно, понятие «компенсативность» в достаточной мере условно: ни одну двигательную ошибку полностью компенсировать нельзя (в данном действии), так что имеется в виду возможность лишь в основном ее компенсировать. Говоря о спонтанно исчезающих ошибках, следует иметь в виду такие, которые ликвидируются в процессе повторения упражнения без специальных методических усилий. 7. Ошибки формируются по-разному: внезапно; постепенно внедряясь в исполнение и формируясь; периодически возникая и исчезая, но с тенденцией к углублению и закреплению. По характеру появления ошибки можно делить на первичные — возникающие с самого начала при обучении, и вторичные — возникающие уже после того, как упражнение было разучено и выполнялось без данной ошибки. Можно сгруппировать и таким способом: 1 ) первичные ошибки —ошибки незавершенного освоения упражнения или действия, возникшие как результат неполного преодоления трудности его выполнения; 2) внесенные ошибки — привитые неверным обучением в начальной его стадии либо уже после освоения без данной ошибки; 3) сочетательные — возникшие в связи с трудностями (либо изменением двигательной ситуации) при сочетании нескольких действий (одновременно или последовательно); 4 ) переносные — возникшие в результате невольного переноса в чем-то сходного, но неадекватного навыка; 5) отраженные — появившиеся как побочный, косвенный результат другой двигательной ошибки, ее влияния, активизировавшего тенденцию к возникновению данной ошибки, не проявлявшуюся по той или иной причине; 6) угасательные — связанные с угасанием навыка; 7) спонтанно искажающие — появившиеся спонтанно и искажающие навык. 8. С позиций механики ошибки можно делитьна геометрические —ошибки позы, ориентации тела в пространстве и относительно какого-то выбранного объекта, в геометрической форме движений; кинематические —ошибки в траекториях и направлениях движений, в их скоростях и ускорениях; ритмические—ошибки в сочетании движений, действий, пауз во времени; динамические —ошибки в характере, локализации и величине мышечных напряжений, в образовании моментов сил, в формировании статических моментов и моментов инерции. Ошибки, входящие в первые три группы, непосредственно наблюдаемы и со стороны, и самим спортсменом; входящие в четвертую группу — непосредственно наблюдаемы только самим спортсменом, со стороны же могут быть замечены и оценены только путем умозаключений, опирающихся на наблюдение видимых результатов-следствий этих ошибок, т. е. производных ошибок. 9. По значимости двигательные технические ошибки удобно классифицировать с использованием шести градаций: разрушающие (действие или упражнение оказывается из-за такой ошибки невыполненным ), грубые, значительные, существенные, мелкие, несущественные. Следует различать несколько градаций осознания двигательной ошибки: 1) констатация ее наличия, 2) ее обнаружение (констатация наличия с определением «поврежденного места» системы движений), 3) распознавание (идентификация), 4) аналитическое определение, 5) аналитическая оценка. Это не только градация осознания ошибки,но и в известном роде ступени, этапы ее осознавания. По-видимому, не обязательно оно проходит все пять «ступеней»: первая ступень нередко может быть пропущена, первые два этапа могут сливаться в один сложный: четвертая ступень также необязательна; наконец, могут быть опущены все три последние ступени либо четвертая и пятая, но в этом случае мало пользы от достигнутого осознания ошибки. Аналитическая оценка ошибки необходима для адекватной реакции на нее, аналитическое определение— для последующей борьбы с ней. Констатация наличия двигательной ошибки чаще всего осуществляется через определение несоответствия конечного (или контролируемого промежуточного) эффекта выполняемых действий двигательной программе. Однако в тех упражнениях, где имеет место взаимодействие с партнером или противником, подобная констатацияневсегда возможна без более или менее тщательного анализа этого взаимодействия. В таких случаях приходится принимать интуитивное решение, если нет других признаков допущенной ошибки. Если спортсмен обычно выполняет данное упражнение или действие без рассматриваемой ошибки, то когда она вкрадывается, он замечает это по изменениям в привычных двигательных ощущениях. Простейший анализ этих изменений обычно позволяет в общих чертах определить характер ошибки и локализацию ее в упражнении или в двигательном аппарате. Следующий этап — распознавание ошибки, ее идентификация: как бы узнавание ее, определение ее соответствия всем признакам той или иной ошибки, уяснение того, что это и есть «та самая» ошибка. Данный этап очень важен, поскольку имеется немало сходных по ряду заметных признаков, но принципиально различных (как по причинам, так и по следствиям) ошибок. Приняв одну ошибку за другую, спортсмен или тренер может попасть в своего рода методический тупик, безуспешно пытаясь выправить как будто «опознанную» ошибку неадекватными средствами и методическими приемами. Иной раз при этом действительная ошибка даже усугубляется, в некоторых случаях ее наиболее заметные проявления маскируются, что затрудняет ее обнаружение. Можно вызвать и новую ошибку. Тренер, разумеется, не может сразу обнаружить и распознать ошибку по изменению привычных двигательных ощущений спортсмена (хотя может сделать это несколько позже, расспросив его о них). Но он видит результат действия, наблюдает его общую картину, те или иные ха-рактерные частности и на основании наблюдений может констатировать наличие ошибки, обнаружить и распознать ее. Конечно, ожидая появления какой-то определенной ошибки, нетрудно, минуя первые две ступени, сразу распознать ее. Тренеру сделать это легче, спортсмену труднее. Иной раз, если ошибка очень заметная, такой «скачок» сразу на третью ступень осознания ошибки возможен и в том случае, когда ее не ждут. Одну и ту же ли ошибку распознают спортсмен и тренер? Совсем не обязательно. Спортсмену легче заметить динамические ошибки, тренеру—кинематические (речь идет о тенденции, а не обо всех случаях). Варианты такого разногласия могут быть самые различные. Спортсмен и тренер могут заметить разные, не связанные между собой ошибки; ошибки, связанные причинной связью; ошибки, входящие в разные ветви причинно-следственной цепи. Если же ими опознана одна и та же ошибка, то и тут полное совпадение не обязательно: они могут увидеть разные стороны ошибки, по-разному оценить ее. Поэтому полезен обмен мнениями между спортсменом и тренером относительно допущенной ошибки, их наблюдения часто дополняют одно другое. Аналитическая оценка ошибки состоит в установлении ее примерной величины (мелкая, грубая и т. п.), значения для выполнения действия или упражнения, размера и направления отклонения движений или усилий от запрограммированных, возможности и сложности компенсации или коррекции. Обычно следует стремиться к максимальной объективизации оценки. Иногда же целесообразно субъективно преломлять ее объективное содержание— когда это помогает (в связи с субъективностью афферентной программы) внести коррективы в ход выполнения действий или упражнения. Следует иметь в виду, что оценка значения ошибки или выполнения действия или упражнения, как и оценка возможности коррекции и компенсации, должна зависеть не только от самой ошибки, но и в большой степени от индивидуальных двигательных возможностей спортсмена, от условий поставленной двигательной задачи, от условий, в которых выполняется действие. Оценка величины ошибки позволяет очень приблизительно, но оперативно взвесить ее значение, выбрать средства коррекции и компенсации, сравнить качество разных попыток выполнения данного действия, что очень важно для контроля за ликвидацией ошибки в процессе тренировки и соревнований. Оценка значения ошибки для выполнения действия существенна при определении того, какое внимание уделять ее исправлению. Оценка размера и направления отклонения движений и усилий от запрограммированных необходима для их компенсации или коррекции, а также для аналитического определения ошибки. Оценка же возможности, сложности и, следовательно, определение общего характера коррекции или компенсации ошибки обязательно должна предварять эти «спасательные» действия. Существенно различаются между собой задачи оперативной, текущей оценки ошибки и оценки, отставленной во времени. Первая нужна для немедленной реакции, в частности для оценки возникшей двигательной ситуации; вторая—для «лечения» ошибки, для принятия необходимых мер по ее компенсации в последующих попытках выполнения этого же действия, для оценки общей двигательной ситуации, возникающей в результате выполнения данного действия с такой ошибкой. Текущая оценка ошибки в основном интуитивна, она опирается на накопленный опыт анализа двигательных ошибок, особенно сходных с данной, но из-за недостатка времени не основана на точном знании, на анализе. Отставленная же оценка должна быть основана на аналитическом определении ошибки, хотя обычно (из-за незнания всех факторов и за отсутствием точных характеристик известных факторов) в отставленной оценке ошибки более или менее значительное место занимают и интуитивные компоненты. Тренеру аналитическая оценка двигательных ошибок ученика необходима и для того, чтобы лучше учить не только данного, но и других своих подопечных. Устранение ошибок начинается с установления, в чем именно заключается ошибка, в чем ее причины и каковы последствия. Иначе говоря, надо разобрать, какова ее роль и место в упражнении. Педагогу необходимо знать возможные ошибки и их причины, чтобы правильно строить методику обучения. Иногда ошибка устраняется легко тем, что создается правильное выполнение, заменяющее ошибочное. Но нередко необходимо сначала разрушить закрепившееся неверное выполнение, специально ввести помехи, лишающие ошибку устойчивости. Таким образом, устранение ошибки — почти всегда перестройка системы движений. Исправление ошибок основывается на анализе как правильной техники, так и самой ошибки. Большую помощь оказывает дополнительная информация. На высшем уровне совершенствования техники чаще, чем ошибки, встречаются недочеты. Их нередко трудно отличить от индивидуальных особенностей техники. Ошибки как отклонения, выходящие за пределы допустимых, снижают результат упражнения; основные — нарушают основной механизм, частные — только частные детали. В целях предупреждения и устранения ошибок следует применять структурный анализ их п р и ч и н и последствий.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1864; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |