Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Песни других жырау- Таттыкара, Актамберды, Умбетей, Шал акына, Котеш- сохранились отрывочно. Они в своих песнях показывали социальное неравенство, насилие, несправедливость

Культура казахского народа XVIII-XIX вв. была преемственно связана с культурой прошлого, с ее лучшими традициями. Имена казахских акынов, жырау их творчество, время, в которое они жили, почти не были известны, но упоминались в легендах, эпосе. Произведения многих из них не сохранились или, дошли отрывочно, не полностью. Известны несколько произведений жырау Бухара Калкаманулы. Темы сочинений Бухар жырау- любовь к Родине, патриотизм. Он воспевал освободительную борьбу казахского народа против джунгарских захватчиков, призывал народ к единству, к подвигам. Также жырау мечтал о сильном централизованном государстве, объединяющим в себе все три казахских жуза.

Казахский народ издревле отмечал наступление Нового года (Наурыз). В этот день женщины готовили традиционное блюдо- “наурыз коже” и угощали им всех гостей. “Наурыз коже” по своему составу являлся сборным, то есть состоял обязательно из семи компонентов. В этот день, независимо от возраста, пола и социального положения, соблюдалось равенство людей, участвующих в гуляниях. В день праздника люди прощали друг другу самые тяжкие обиды. Среди казахского народа также практиковался древний обычай жертвоприношения “курбандык шалу”. Жертвоприношения осуществлялись по случаю окончания войны, возвращения сына с поля битвы, рождения долгожданного ребенка, выздоровления от тяжелой болезни, по случаю засухи, и.т.д. в жертву приносили домашних животных –баранов, быков, жеребцов и верблюдов, по возможности –белой масти. Обрядовая культура у казахского народа охватывала все стороны народной жизни, играла в ней важное значение.

Среди казахов была широко распространена традиция дружбы-побратимства (тамыр болу). Одних сводили их родители, других – общность их интересов в борьбе с общим врагом, а третьих в результате различных житейских забот. Побратимство закреплялось торжественно, при свидетелях, целуя саблю или кинжал, давали клятву о вечной верности.

У казахского народа традиции бытовой и обрядовой культуры проявились в повседневной жизни. Это было связано с различными до мусульманскими верованиями, древними обычаями и обрядами. Древний культ огня в виде очищения огнем – “аластау” проявлялся в различных аспектах жизни народа.

Посуду и утварь казахи делали из небьющихся материалов: из дерева, кожи, шерсти, войлока. Таким образом в материальной культуре казахского народа в конце XVIII-XIX вв. сохранились традиционные особенности, обусловленные кочевым и полукочевым образом жизни.

Развитие среди казахского народа земледельческого хозяйства привело к употреблению в пищу просяных круп и пшеницы. Из пшеничной муки жарили бауырсаки, пекли хлеб, готовили тесто мясных блюд. Также жарили пшеницу и просо, из них готовили “жент”.



Казахские женщины из зажиточных семей носили множество украшений из серебра и золота, дорогих камней и перламутра. Это дорогостоящие кольца, перстни, браслеты, серьги, различные подвески к косам и одежде, ожерелья и бусы, нагрудные украшения и т.д.

Женский костюм имел много общего с мужским. Верхней женской одеждой служили халаты наподобие мужских. Состоятельные женщины имели шелковые чапаны с ложными рукавами. Женские головные уборы, в зависимости от возраста женщины и ее положения в семье, редко отличались один от другого. Самым дорогим женским головным убором считался свадебный головной убор невесты “саукеле”, который богато украшался драгоценными металлами, камнями и мехом. А головной убор замужней женщины – “кимешек” изготовлялся из белой бумажной ткани.

Казахская национальная одежда сохранила свои самобытные этнографические черты. Основным материалом для одежды служила шерсть и кожа домашних животных. Значительную часть одежды шили из хлопчатобумажных, шелковых и других тканей.

Господство кочевого натурального хозяйства казахского народа способствовало развитию различных видов домашнего ремесла: ткачества, кошмоваляния, обработки дерева, металла, кожи и рогов.

Одним из важных элементов материальной культуры казахов являются орудия труда, связанные со скотоводством и земледелием, домашними промыслами и ремеслом.

Материальная культура казахского народа XVIII-XIXвв. опеределялась уровнем экономического развития общества. На развитие материальной культуры казахского народа накладывало свой отпечаток кочевое скотоводство, также немаловажное значение в этом отношении имело развитие земледелия, торговли и влияние соседних народов.

Ткачеством и кошмовалянием занимались женщины, которые изготавливали мягкие предметы домашнего убранства: ковры (кілем), паласы (алаша), различные ленты для юрты (баскур, бау), войлочные ковры (текемет, түскиез, сырмақ) и т.д.

С обработкой дерева, кости, рогов и кожи связана деятельность мужчин-мастеров по изготовлению деревянного остова юрты (үйші), седел (ерші), кузнецов и ювелиров (ұста, зергер), сапожников (етікші) и т.д. Мастера- ремесленники создавали различные предметы быта и культуры, являющиеся шедеврами прикладного искусства у казахов.

Основным видом жилища казахского народа была войлочная переносная юрта (киіз үй). В условиях кочевой жизни юрта была очень удобной формой жилища. Она легко и быстро ставится и разбирается, удобна для перевозки, летом в ней прохладно, а зимой тепло.

Типы казахских юрт определялись главным образом их величиной, то есть количеством боковых решеток (кереге), которые в собранной юрте именовались крыльями (қанат). По внешней форме юрты были куполообразными и коническими.

По долинам рек и горным ущельям, где находились зимние стоянки, строился постоянный тип казахских жилищ. Это были юртообразные наземные строения из камня (шошала), из камыша (доғара), прямоугольные землянки и полуземлянки (жер-кепе, жертөле). В лесных районах Казахстана появились деревянные шестигранные шошала и однокамерные избы русского типа.

Основной обувью казахского народа были кожаные сапоги, ичиги с калошами. Все взрослые мужчины носили на бритой голове шапочку –тюбетейку (тақия). Сверху тюбетейки надевали шапку (бөрік) с плоским верхом и с меховым околышем. Соответственно с используемым мехом, подобные шапки так и назывались –из лисьих лапок (бөшпақ бөрік), из шкур куницы (сусар бөрік) и т.д. По всей территории Казахстана самой распространной зимней шапкой у казахов был “тымак”.

Скотоводческий быт казахского народа проявлялся в их пище и утвари. Основным питанием являлись мясо-молочные продукты. В начале зимы казахи заговливали мясо на всю зиму (“соғым”) из конской реберной части готовили “қазы”, “қарта”, из мелких кусков мяса и сала –“шұжық”. Излюбленный напиток казахского народа– кумыс готовился из кобыльего молока путем заквашивания свежего молока в специальной кожаной посуде “саба”. Из верблюжьего молока готовили питательный заквашенный напиток “шұбат”. Из кипяченного молока готовили кислое молоко –“қатық”, “айран” для повседневного употребления. Также из молока готовили “құрт”, “ірімшік”.

Особо божественное значение у казахского народа имело синее небо (көк тәңірі). “небо было свободно в своих поступках – оно награждало и карало. От его воли зависело благополучие людей и народов” - пишет Ч.Валиханов. Они издревле боялись грома и молнии, считая их гневом неба.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Песни других жырау- Таттыкара, Актамберды, Умбетей, Шал акына, Котеш- сохранились отрывочно. Они в своих песнях показывали социальное неравенство, насилие, несправедливость

Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 126; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. Cтраховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  2. I. Социальное взаимодействие и социальные отношения
  3. II.Неопиоидные анальгетики (ЛВ из других фармакологических групп, обладающие болеутоляющим действием)
  4. А, что тем временем происходит в других частях света
  5. Административная ответственность наступает за виновное нарушение субъектом своих правовых обязанностей.
  6. Алиментные обязательства других членов семьи
  7. Алиментные обязательства других членов семьи
  8. Анализ затрат на обслуживание производства. Анализ других комплексных расходов
  9. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАКТОРОВ, КОМБАЙНОВ И ДРУГИХ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
  10. Анализ технико-организационного уровня и других условий производства.
  11. Аналогичные процессы создания и использования агрокалендарей наблюдаются и в других раннеземледельческих обществах во всех регионах Земли.
  12. Анестезия – это устранение болевой и других видов чувствительности с помощью внешнего воздействия на все звенья болевого рефлекса.




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 23.22.50.12
Генерация страницы за: 0.086 сек.