Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарастание противоречий в обществе

В 70-80-е годы республика находилась в стадии глубоко кризиса, который охватил все стороны общественно-политической жизни. Кризис в экономике привел к тому, что серьезно ухудшилось материальное положение трудящихся. Кризис в политической жизни не давал власть предержащим манипулировать общественным мнением, авторитет КПСС и Компартии Казахстана серьезно пошатнулся, а диктат центра в Москве вызывал у людей откровенный скептицизм. И в этих условиях партийно-политическая пропаганда делала отчаянные попытки спасти то, что еще можно было спасти.

В 1978 году была принята Конституция Казахской Советской Социалистической республики на основе Конституции СССР (1977 г.). Несмотря на обсуждение ее проекта, предложения и замечания о необходимости расширения прав республики, демократизации общества, гарантиях соблюдения прав человека замалчивались и не нашли отражение в основном Законе республики. Провозгласив основные демократические свободы и права человека, не были закреплены механизмом их реализации. В Конституции отсутствовали статьи характеризующие особенности Казахстана как национальной республики. Республика фактически не имела возможности регулировать свою кадровую, демографическую, миграционную и языковую политику, участвовать в распределении трудовых ресурсов.

Показателем полного игнорирования интересов казахского народа является решение Политбюро ЦК КПСС весной 1979 г. о создании немецкой автономной области на территории Казахстана, куда после упразднения немецкой автономии на Волге в 1941 году были переселены тысячи его граждан. По свидетельству бывшего Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Д.А. Кунаева, подобное предложение было выдвинуто Председателем КГБ СССР Ю. Андроповым. Присутствовавшее при этом руководство Казахстана промолчало. Более того, был сформирован комитет по созданию немецкой автономии на территории Казахстана, который возглавил второй секретарь ЦК Компартии Казахстана А.Коркин. По решению комитета предполагаемым административным центром будущей автономии был выбран город Ерементау, расположенный в Акмолинской области. В состав ее должны были войти несколько районов Акмолинской, Павлодарской, Карагандинской, а также Кокшетауской областей. Весть о создании немецкой автономии быстро распространилась по всему Казахстану, особенно в северной ее части.

Утром 16 июня 1979 года группа казахской молодежи стала собираться в центре Целинограда, на площади Ленина. Молодежь несла в руках транспаранты «Казахстан неделим!» и «Нет немецкой автономии». Вскоре демонстранты заполнили весь центр города.

На площади Ленина был открыт митинг. Выступления митингующих, по свидетельствам очевидцев, были взвешенными. Они говорили, что Казахстан – это советская республика и является составной частью многонационального Советского Союза. Здесь на протяжении десятилетий рука об руку трудились казахи, русские, украинцы, немцы, татары, многие другие. И непонятно почему, в такой республике, не посоветовавшись с ее Верховным Советом, с народом, вдруг создают немецкую автономию. Попытка руководителей области срочно распустить митинг не удалась. Выстроившись колоннами, митингующие прошли по улицам.

На следующей демонстрации, состоявшейся 19 июня, к митингующим вышли председатель облисполкома и первый секретарь обкома партии, которые заверили людей, что в Акмолинской области никакой автономии не будет. Руководство республики и Комитет Государственной Безопасности приложили максимум усилий к тому, чтобы информация о демонстрациях не получила широкого распространения. Полным молчанием обошла происшедшее и пресса.

Противоречия в общественной жизни продолжали углубляться. Особенно они ярко выразились в национальной политике. С одной стороны партийно-государственная структура постоянно твердила о равноправии наций, о развитии культуры народов, населяющих Советский Союз, с другой игнорировала их потребности, рост национального самосознания, преобладал узко-бюрократический, ведомственный подход во всем – от размещения производительных сил до проблем языка, культуры образования.

Культурная политика Центра открыто игнорировала потребности и своеобразие национальной республики. Для открытия какого-либо вуза или научно-исследовательского института, журнала или издательства непременно требовалось разрешение Москвы. Язык казахского народа, его обычаи и традиции не получали необходимой государственной поддержки для своего развития. К 1970 году число казахских школ сократилось с 3891 до 2577, тогда как число русских школ с преподаванием на русском языке увеличилось на 1,5 тысячи. Кризис школьного образования отражал деформации в экономике, политике и идеологии. Показательно, что в период 1970-1980 гг. в республике не было принято ни одного специального постановления или решения об улучшении изучения родного языка в школах. «Нажимная» политическая ориентация в отношении русского языка объяснялась полным и окончательным решением национального вопроса, нерушимой дружбой народов, слиянием наций и народностей.

Несмотря на активную пропаганду двуязычия, казахский язык продолжал оставаться далеко не в равноправном положении, по существу и практически был лишен возможности участвовать во всех сферах жизнедеятельности республики. Если нация имеет свою государственность, то она вправе на государственном уровне, законодательно осуществлять заботу о всемерном развитии национального языка как своей неотъемлемой социально-культурной ценности. Эту непреложную истину долгое время старательно забывали.

За годы советской власти все было сделано для того, чтобы внедрить в сознание казахстанцев, что язык общения в республике существует и может существовать только в виде русского языка. Казахский язык являлся не только вторичным. Обращение к нему, порой расценивалось, чуть ли не как национализм.

Негативный подход к насущным проблемам национального развития привел лишь к поддержке русского языка как языка межнационального общения, а о необходимости развития функций национальных языков предпочитали умалчивать. Возникла угроза полноправному существованию казахского языка.

К естественному и неотъемлемому праву человека относится право пользования родным языком. Для его реализации человеку необходима социальная общность, коммуникация между ним и государственными учреждениями, общественными организациями, осуществляющаяся на родном языке. Учитывая угнетенное состояние национальной культуры и языка, вопрос о статусе казахского языка стал одним из острых вопросов в общественно-политической жизни республики. 22 сентября 1989 года был принят Закон «О языках и языковой политике в Казахской ССР», в котором казахскому языку придавался статус государственного, а русскому – межнационального общения. Перевод делопроизводства на государственный язык должен был завершиться согласно Закону к 1995 году. Этот шаг был понят и воспринят позитивно большинством общественно-политических, национально-культурных организаций республики. Принятый закон стабилизировал общественно-политическую ситуацию и способствовал сглаживанию межэтнических противоречий. Началось культурное возрождение казахского, татарского, корейского и других народов, проживающих в Казахстане. Только за 1990-1991 годы было открыто 482 казахских детских сада, 155 общеобразовательных школ. В республике было образовано 49 национально-культурных центров.

В то же время негативные отклики закон получил у радикально настроенной части лидеров русскоязычных движений и казачества. Также начали проявляться и шовинистические настроения части населения. Это выразилось в образовании в августе 1990 года движения «Единство» и активизации казачьих организаций. В сентябре 1991 года уральское казачество пыталось организовать празднование 400-летия служения «царю и отечеству», что вызвало протест казахов. В Уральск стали прибывать как представители кубанского, донского, оренбургского казачества, так и активисты «Азата», «Желтоксана» и других национально-демократических организаций. Только благодаря лидерам движения «Азат» были предотвращены массовые беспорядки и столкновения между казахами и казачеством. Провокационные действия казачества, нацеленные на искусственное привнесение межнациональной розни, были осуждены общественным мнением. Тем не менее, нерешенных проблем в сфере национальной политики было еще много.

Одним из факторов национального возрождения народов, проживающих в Казахстане, является изменение политики советского руководства в отношении религии. Казахстан – это государство не только с особой многонациональной, но и многорелигиозной структурой населения. Две наиболее многочисленные этнические общности: казахи и русские, традиционно относятся к двум религиозным общинам. Казахи – мусульмане-сунниты и русские – православные христиане. На 1 января 1989 года в Казахстане было зарегистрировано 483 религиозные объединения. В том числе: мусульмане – 46, русская православная церковь – 62, католики – 42. Поэтому в Казахстане, как и по всему Советскому Союзу, было отмечено 1000-летие крещения Руси. Усиление позиций религии в годы перестройки было обусловлено процессами демократизации общества. В общественном сознании возрождение религий оценивалось если не всегда позитивно, то уже далеко не настороженно. В конце 80-х годов XX века количество верующих и сочувствующих колебалось в зависимости от региона от 20 до 70 %.

В январе 1990 года было образовано самостоятельное Духовное управление мусульман Казахстана. По его данным, на начало 1991 года официально было зарегистрировано 134 мечети. Возрождение религиозных организаций выражалось в активизации деятельности служителей культа, строительстве новых и восстановлении старых мечетей и церквей, возникновении религиозных объединений, призванных служить развитию контактов между народами различных исповеданий.

В ходе перестройки, которую можно определить и как политический кризис, и как политическое развитие, у диаспор рождалась надежда, что в общественных организациях им удастся реализовать свои национально-культурные чаяния, внести свой вклад в обновление общества. Созданию национально-культурных центров способствовало стремление к расширению личных, культурных, религиозных контактов, а также стремление к возрождению национальных обычаев и традиций. Национально-культурные центры появились в контексте тех перемен и сдвигов, которые охватили все советское общество, его политику и идеологию, социально-демографическую структуру и другие системные элементы во второй половине 80-х годов. Национально-культурные центры должны были служить исконной этнической самоидентификации уже обрусевшим немцам, татарам, корейцам, украинцам и другим.

В Казахстане, как и в других союзных республиках, появились многочисленные общественные организации, проявившие неподдельную заинтересованность в правильном решении вопросов культуры межнациональных отношений. Они стали причинами принятия Президиумом Верховного Совета Казахской ССР Указа «о порядке образования и деятельности общественных организаций» от 14 апреля 1989 года. Следующим этапом деятельности общественных движений, стало принятие Закона об общественных объединениях 27 июня 1991 года.

Идея возрождения и сохранения обычаев были выстраданы народами. Она заложена в программных документах всех национальностей республики. Становясь достижением основной массы, национальное искусство и культура, традиции, обычаи проникают в сознание членной этнических общностей. Этому во многом способствуют и культурные центры конкретного этноса.

Исследования в области наук, художественного творения, повседневная пропаганда – все это должно было подтверждать, как правило, ведущую роль России и русского народа в прошлом, настоящем и будущем, обречении и неминуемой гибели нерусских народов при царизме, небывалый расцвет их экономической и духовной жизни в советское время. Авторы, чьи произведения не вписывались в официальную идеологию и догмы системы, становились чужими, их заставляли отрекаться от собственных взглядов и творений.

Диктат Москвы заключался во вмешательстве в работу деятелей литературы, истории, искусства, подвергавшейся строгой цензуре. Имена национальных героев казахского народа замалчивались и находились под запретом. В годы застоя казахи не имели возможности полноценно пользоваться своим родным языком. Детские сады с обучением на казахском языке были закрыты, в школах и вузах преподавание велось в основном на русском языке.

В 1975 году в Алма-Ате вышла книга Олжаса Сулейменова «Аз и Я» (Книга благонамеренного читателя). В отличие от многих других исследователей поэт в этой книге приходит к выводу, что великий памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (12 век) появилось на границе двух этнических миров – славянского и тюркского, и в нем ярко отразились реалии двух соседних культур. Действительно, в «Слово о полку Игореве» очень много слов тюркского происхождения, и данное обстоятельство не являлось случайностью. Но для идеологов, твердо стоящих на позициях великодержавного шовинизма, выводы, сделанные О. Сулейменовым, показались кощунственными. Книгу «Аз и Я» изъяли из товарооборота, библиотек, запретили ее новые издания.

В эти годы партия направляла деятельность творческой интеллигенции на создание таких произведений, в которых безудержно восхвалялась партия. Для того, чтобы регулировать тематику художественных произведений, в 70-х годах была введена система государственных заказов. Заранее спускалась разнарядка: сколько фильмов и книг должно быть создано на историко-революционные, военно-патриотические и морально-бытовые темы. Подобная практика регламентации вела к косности и застою и способствовала массовому выпуску бездарных и безликих поделок в литературе, кинематографе и театре. Стали запрещаться и сдаваться в специальные хранилища произведения, не выдержавшие теста на «идеологическую чистоту». Запрещались выставки художников, чье творчество не укладывалось в «прокрустово ложе» идеологических установлений. Запрещалось все, даже незначительное критическое отношение к действительной жизни.

Вместе с тем, средства массовой информации стали заново восхвалять и славословить личность Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева. Появлялись хвалебные книги, статьи, фильмы о Генеральном секретаре, о его военном искусстве, трудовых «подвигах», его писательских талантах. Ленинской премией по литературе были удостоены книги Брежнева «Малая земля», «Возрождение» и «Целина». Брежнева ставили в один ряд с четырежды Героем Советского Союза маршалом Г.К. Жуковым, тогда как по свидетельству очевидцев, Брежнев закончил войну лишь с несколькими медалями. Все это вызывало у людей ироническое отношение и насмешки, породившие огромное количество политических анекдотов.

В то же время имели место отдельные положительные тенденции в развитии культуры и науки. В 1977 году по сравнению с 1960 годом численность специалистов-казахов с высшим и средним специальным образованием, занятых в народном хозяйстве, возросла в пять раз (с 65,3 до 315,7 тыс.).

Ряд научных разработок Академии наук получил мировое признание. Исследования ученых способствовали освоению Крупных месторождений нефти и газа на Южном Мангышлаке и Урало-Эмбенском бассейне, строительству канала Иртыш-Караганда, внедрению почвозащитной системы земледелия.

В 70-80-е годы увидели свет пятитомная «История Казахской ССР», десятитомный «Толковый словарь казахского языка», труды по «Флоре Казахстана» в девяти томах, ряд фундаментальных монографий по диалектической логике. Заметным явлением в области общественных наук стало изучение и издание наследия аль-Фараби, Ч.Ч. Валиханова, И. Алтынсарина.

К 90-м годам 32 научных учреждения АН Казахстана были объединены шестью отделениями: физико-математических наук, наук о Земле, химико-технологических, биологических, общественных наук и Центрально-Казахстанским отделением наук. Общее число сотрудников составило 10994 человека, из них научных сотрудников – 4475, в том числе 244 доктора и 1798 кандидата наук.

Однако наряду с успехами в работе казахстанской науки были и крупные проблемы. Отставали темпы подготовки научных кадров и организация научных учреждений по важнейшим направлениям научно-технического прогресса – машиноведению, радиоэлектронике, радиотехнике, автоматике. Слабая координация академической, вузовской и отраслевой науки привела к многотемности, распылению научных сил, отсутствие должной концентрации их на разработке важнейших направлений, дублированию научных работ.

Противоречия в культурном развитии были характерны как для Союза ССР в целом, так и практически для каждой из союзных республик. Обозначилось реальное противостояние двух культур в обществе: с одной стороны – культуры официально-догматической, стремившейся укрепиться путем увеличения тиражей своих изданий, парадных полотен, высоких премий; с другой стороны – культуры гуманистической, демократической, которая принимала участие в формировании сознания многих людей разных национальностей.

Кризис в общественно-политической жизни Казахстана явился отражением тех перекосов и провалов тоталитарного строя в экономике и политике, которые, в конечном счете привели Советский Союз в тупик, закончившийся развалом СССР. Идеологическая истощенность, обеднение общественных наук политическими и культурными идеями и лозунгами, разрыв между словом и делом вели к краху так называемого «социализма», в том числе, и в Казахстане.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Негативные процессы в социально-экономической жизни | Курс на демократизацию общественно-экономической жизни
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.