Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологическая сертификация

Цель экологической сертификации – стимулирование производителей к внедрению таких технологических процессов и разработке таких товаров, которые в минимальной степени загрязняют природную среду и дают потребителю гарантию безопасности продукции для его жизни, здоровья, имущества и среды обитания. Для многих видов продукции экологический сертификат или знак являются определяющим фактором их конкурентоспособности.

В России на сегодня экологическая сертификация находится в начале развития, хотя в данном направлении сделано уже немало. Так, установлены объекты, относящиеся к этой области. Они делятся на три группы:

1) продукция, процессы, работы, услуги, экологические требования к которым содержатся в государственных стандартах, т.е. они подлежат обязательной сертификации в соответствии с российскими законами;

2) объекты, которые в силу экологической специфики не могут подвергаться сертификации по правилам Системы ГОСТ Р;

3) по существу окружающая среда со всеми её составляющими, для которых не разработаны нормативные требования и сертификационные процедуры.

Отсутствие ясности в оценке состояния объектов третьей группы сдерживает развитие сертификации объектов двух первых. Здесь есть определённые проблемы. Оценку качества окружающей среды в РФ проводят различные ведомственные организации, которые представляют непосредственно специализированные природоохранные органы, контролирующие органы, органы местного самоуправления, природопользователей и некоторые подразделения Российской академии наук. Данные оценок, представляемые разными сторонами, как правило, практически несопоставимы. Цена ошибок может быть слишком высокой, что говорит в пользу сертификации как объективного и независимо способа оценки соответствия. Для этого необходима более чёткая классификация объектов экологической сертификации.

Выделяются четыре вида объектов:

- объекты окружающей природной среды;

- источники загрязнения окружающей среды;

- продукция природоохранного назначения;

- экологические информационные ресурсы, продукты и технологии.

Другим важным вопросом экологической сертификации является состав участников, особенно если их роль определять в плане первой, второй и третьей сторон. Закон «О сертификации продукции и услуг» в данном случае может быть применён к тем объектам, которые относятся к продукции. Для других же необходим закон об экологической сертификации, которого пока в России нет. Не решён вопрос и об оплате услуг по сертификации. Высказывается предположение, что основные затраты лягут на плечи природопользователей, которые, вероятнее всего, будут заявителями в большинстве случаев.

Актуальная сфера экологической сертификации – отходы. Сертификация в этой области направлена на устранение опасного влияния отходов на среду обитания и максимальное их использование в качестве вторичного сырья. Для России важно развивать стандартизацию отходов, что напрямую связано с сертификацией и является объектом деятельности комитета ТК «Вторые материальные ресурсы»,

Значительное продвижение отмечается в решении проблемы сертификации питьевой воды, что также сопряжено и с нормированием требований к этому объекту сертификации. (В 1995 г. принят государственный стандарт «Качество воды. Вода питьевая. Контроль качества», разрабатывается система сертификации питьевой воды, материалов, технологических процессов и оборудования, применяемого в хозяйственно-питьевом водоснабжении. Осуществляется сертификация питьевой воды, расфасованной в различные ёмкости, решается проблема сертификации питьевой воды, поступающей от централизованных систем водоснабжения.

Большое внимание уделяется оценке экологичности новых видов продукции и процессов, для которых прежде всего необходимо установить соответствующие требования в нормативных документах. Например, начата работа по стандартизации экологических требований к новым конструкциям и технологиям. Приняты государственный стандарт «Системы управления качеством окружающей среды. Руководство по созданию и методам обеспечения» ГОСТ Р ИСО-14004, а также три стандарта по экологическому аудиту.

На развитие экосертификации в России указывает тот факт, что среди сертифицированных товаров уже встречаются и маркированные знаками экосертификации.

В западноевропейских странах экосертификация достаточно широко развита. Она дополняет обычную сертификацию и почти всегда носит обязательный характер. Во Франции, например, экосертификация сельхозпродукции учреждена в законодательном порядке в 1960 г., на основании её введены экознаки как по видам продукции, так и у отдельных изготовителей или союзов производителей. Эти знаки получили название «красные метки» и были опубликованы в печати. Все экознаки дополняют национальный знак соответствия NF. В Германии работы по сертификации начались с 1974 г. Через несколько лет был учреждён экознак – прообраз теперешнего, известного в мире, как «Голубой ангел». Общеевропейским стал и разработанный в Германии экознак «Зелёная точка».

Особую позицию в Европе по вопросам защиты окружающей среды занимает Дания. Парламент Дании учитывает все действия ЕС в области экологии в отличие от других стран, например Германии, где общественность считает экосертификацию сугубо национальным делом любой страны.

Принципы сертификации в ЕС базируются на превентивных мерах: ущерб для окружающей среды надо предотвращать в первую очередь путём ликвидации источников загрязнения. Финансовая ответственность лиц, по вине которых нарушается экологическое равновесие, - это фактор второй очереди. ЕС подчёркивает добровольность европейской экосертификации и её открытый характер для всех стран, что также не исключает и развития национальной экосертификации. Но в то же время в 1993 г. была принята Директива ЕС, определяющая преимущества экосертифицированной продукции, поставляемой на единый рынок: цена её повышается в два раза. Разработка системы экосертификации в ЕС базируется на немецкой системе экосертификации, на знак «Голубой ангел».

 

Контрольные вопросы.

 

1. Цель экологической сертификации.

2. Какие три группы объектов требуют экологической сертификации?

3. Расскажите об экологической сертификации отходов.

4. Каково значение экологической сертификации питьевой воды?

 

 

10. Практика сертификации за рубежом.

 

Политика ЕС в области качества. В середине 1990-х годов в Европейском Союзе была принята новая политика в области качества продукции, отражённая в документе КЕС «Элементы политики Европейского Сообщества в области качества».

Отметим некоторые предпосылки для нового этапа усиления внимания к качеству. Прежде всего это всё более возрастающее насыщение европейского рынка товарами и ещё более явное усиление неценовой конкуренции, в том числе и в области качества; чёткое понимание того, что создание единого рынка – важный, но не достаточный фактор для обеспечения конкурентоспособности фирм и условий их дальнейшего совершенствования, поэтому поиски новых направлений продолжаются. Анализ деятельности основных конкурентов – японских и американских компаний – показывает, что в одном из направлений – подходе к проблеме качества – они значительно превзошли европейцев. По данным исследований нескольких сотен фирм из многих стран мира, которые провела американская Ассоциация Ф. Кросби, отношение к роли качества как фактора конкурентоспособности компании в Европе и США разное. Так, на удовлетворение запросов потребителей нацелено около 34% из опрошенных западноевропейских фирм и почти 53% компаний США и Тихоокеанского региона.

По данным Американского федерального института качества, при обследовании более2800 цехов и производств в разных фирмах выявлено, что на методологию TQM ориентируется около 70% из них. Специалисты европейского фонда по управлении качеством (EFQM) подсчитали, что отказ потребителей от приобретённых изделий из-за низкого качества обходится в странах-членах ЕС в 25% себестоимости, в то время как в Японии – в 12%. Оценив ситуацию, эксперты ЕС пришли в выводу о необходимости сформулировать и развивать собственную политику по качеству, которая должна касаться не только товара или услуги, но и властных структур, стандартизации, сертификации, контроля и испытаний, всех факторов конкурентоспособности фирм. Но это не означает принятия нормативного документа всеобъемлющего обязательного характера - обязательность не касается методов управления, направленных на достижение превосходства над конкурентом.

Европейская политика по качеству базируется на общих подходах к созданию общеевропейской экономики и призвана обеспечит условия для развития «новой культуры качества», направленной на потребителя с учётом интересов экономических партнёров и обращения на едином рынке только высококачественных товаров.

Цели политики по качеству, как неотъемлемой составляющей общей экономической политики, ЕС видит в следующем:

- согласование требований к качеству национальных и единого рынков для разработки общих целей в области качества;

- обеспечение условий для постоянного улучшения качества;

- повышение качества вследствие сближения требований к качеству государственного и частного секторов производства; изменение структуры производства в соответствии с мировыми тенденциями для усиления влияния на качество соответствующих организаций (институтов качества) для более полного удовлетворения потребительских предпочтений;

- укрепление позиций европейской экономики и повышение её конкурентоспособности за счёт большей доступности различных методов управления качеством для предприятий стран ЕС;

- улучшение использования промышленного потенциала, поддержка инновационной деятельности и научно-технического развития предприятий.

Создавая свою политику по качеству, ЕС определил роль органов власти, производственных компаний и потребителей в общей задаче повышения качества, что связано с задачей достижения большей социальной приемлемости деятельности фирм, в частности более высоких параметров экономичности производств.

Основные принципы европейской политики по качеству: кооперация и взаимодополнение, базовый подход; социальность; структурирование, использование новой концепции качества; интернационализация.

Принцип кооперации и взаимодополнения сводится к тому, что заслуживающее доверия эффективное правовое и техническое пространство, которое сможет гарантировать бесперебойность функционирования внутреннего рынка, не может быть создано, если политика по качеству не учитывает меры, реализуемые на национальном региональном и международном уровнях.

Базовый подход основан на осознании того, что политика по качеству составляет один из стратегических элементов промышленной политики, направленной на повышение конкурентоспособности в широком аспекте, а не в отдельных сферах.

Принцип социальности означает необходимость стимулирования подходов к политике по качеству, основанных на использовании ключевого – человеческого фактора. Общая цель – улучшение качества жизни людей в объединённой Европе - должна способствовать этому.

Принцип структурирования направлен на усиление взаимодействия всех элементов (институтов) в инфраструктуре качества и более тесное и эффективное их сотрудничество с компаниями в целях приспособления к новым требованиям европейской экономики.

Использование новой концепции качества предполагает изменение подхода к качеству: формирование новой философии в стратегии управления фирмами, основанной на включении всего персонала в процесс постоянного улучшения деятельности всех подразделений компании с целью более полного удовлетворения запросов потребителей.

Интернационализация сводится к решению. Двух задач: разработке принципов взаимного признания всех национальных законодательных положений стран-членов для снятия всех препятствий в свободном передвижении товаров на едином рынке; созданию «культуры качества», обеспечению её развития и овладению ею всеми участниками единого рынка.

На основе вышеизложенных принципов и целей создана Европейская программа качества – EQP (European Quality Programm).

Главная цель программы – объединить усилия всей экономики ЕС, направленные на повышение конкурентоспособности в результате улучшения качества товаров, услуг и совершенствования организации производства. Программа состоит из пяти разделов:

1) повышение качества и осознание необходимости этого;

2) создание, развитие и демонстрация способов и методов повышения качества;

3) повышение роли «инфраструктур качества»;

4) обучение и повышение квалификации;

5) структурная координация.

Как политика по качеству, так и программа отражают повышенное внимание к уровню квалификации персонала, занятого в процессе обеспечения качества продукции. Программа ЕС по качеству свидетельствует о стремлении Сообщества усилить свои позиции на мировом рынке товаров и услуг и определить свои конкурентные преимущества в области качества. С практическими действиями по выполнению программы связана сертификация систем качества.

Региональные и международные организации по сертификации систем качества. Сеть по оценке и сертификации систем качества – EQNET – объединяет 17 европейских национальных организаций, занимающихся сертификацией систем обеспечения качества, в том числе Испании, Италии, Бельгии, Дании, Нидерландов, Ирландии, Австрии, Португалии, Норвегии, Финляндии, Швейцарии и Словении (ассоциированный член).

EQNET – открытая организация, к которой могут присоединиться органы по сертификации систем качества любой страны. Деятельность EQNET направлена на содействие широкому и взаимному признанию сертификатов соответствия систем качества международным стандартам ИСО серии 9000, выдаваемых национальными органами. EQNET имеет единую форму сертификата, который признаётся организациями-партнёрами. Владелец такого сертификата имеет право получить сертификат от любого конкретного органа, входящего в состав Сети, без дополнительной проверки системы качества у заявителя. Сеть предлагает некоторые дополнительные услуги: оказание помощи транснациональным корпорациям по признанию сертификатов практически в любой стране мира; дополнительная сертификация товара на соответствие Директивам ЕС; проведение добровольной сертификации.

Основополагающими нормативными документами для аудиторов EQNET служат стандарт ИСО 10011 «Руководящие указания по проверке систем качества. Проверка. Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов по проверке систем качества.» и европейский стандарт EN 45012 «Критерии оценки органов по сертификации систем качества».

Непосредственно с сертификацией систем качества связана аккредитация органов по сертификации. В этом направлении важную роль играет ЕАС – Европейская ассоциация организаций по аккредитации органов, занимающихся сертификацией систем качества. Основная задача ЕАС – развитие многостороннего сотрудничества между странами-членами с целью достижения взаимного доверия.

Многостороннее соглашение о взаимном доверии в области аккредитации подписали аккредитующие органы 17 стран, в числе которых Австрия, Великобритания, Германия, Греция, Италия, Франция и др. Практическое направление деятельности – разработка рекомендаций для органов по аккредитации, которые применяются соответствующими организациями стран-участников Соглашения, а также в рамках EQNET.

Международная независимая организация по сертификации (I I O C) объединяет семь крупных международных фирм по сертификации продукции и систем качества, среди которых – Дет Норске Веритас, Регистр Ллойда, Тюф-СЕРТ и др. Основная цель организации состоит в исключении повторных сертификаций систем качества и придании большей весомости сертификации на соответствие стандартам ИСО серии 9000.

Международный форум по аккредитации(IAF) объединяет национальные органы по аккредитации 19 стран, в том числе Австралии, Канады, США, Японии, Великобритании, Китая и др. Россия также член IAF, где она представлена Госстандартом РФ.

ИСО ещё в 1994 г. одобрила принципы по созданию Специализированного подразделения для сертификации систем качества

(QSAR), предполагая как можно более широкое распространение в мире единого сертификата, выдаваемого на основе результатов аудиторской проверки по единым правилам. Поскольку в МЭК имеется система сертификации, которая применяет и стандарты ИСО серии 9000, система QSAR совместима с ней. QSAR – двухуровневая система, её членами могут быть как аккредитующие органы, так и органы по сертификации систем качества. Фирмы, системы качества которых сертифицированы органами0-членами QSAR, имеют право на применение знака QSAR.

Основными побудительными мотивами для сертификации систем качества зарубежными фирмами обычно являются:

- стремление усилить конкурентные преимущества;

- требования заказчика (основного потребителя);

- получение льгот при кредитовании и страховании;

- преимущество при получении госзаказа;

- сокращение издержек;

- сокращение аудиторских проверок потребителями и партнёрами;

- совершенствование организации и культуры производства;

- значительное сокращение брака;

- повышение степени соответствия качества продукции предпочтениям потребителей и т.д.

Целевые исследования в этой области проводила компания Регистр Ллойда. Объектом исследования послужило более 200 машиностроительных организаций. В качестве критериев сравнения были выбраны такие экономические показатели, как рентабельность, объём продаж на одного работающего, прибыль на одного работающего и инвестиции на одного работающего. Исследования показали, что фирмы, внедрившие системы управления качеством, смогли значительно увеличить рыночные доли, расширить экспорт, повысить имидж своих товарных марок.

 

Контрольные вопросы.

 

1. Назовите основные принципы европейской политики по качеству.

2. Какова главная цель европейской программы качества (EQP)?

3. Расскажите о региональных и международных организациях по сертификации систем качества.

4. Расскажите о международной независимой организации по сертификации (I I O C).

5. Расскажите о международном форуме по аккредитации (IAF).

 

 

Рекомендуемая литература

Основная:

1. И.М.Лифиц, «Стандартизация, метрология и сертификация», М., «ЮРАЙТ», 2007.

2. Г.Д.Крылова, «Основы стандартизации, сертификации, метрологии», М., «ЮНИТИ», 2005.

 

Дополнительная:

3. И.М.Лифиц, «Стандартизация, метрология и сертификация»,

М., «ЮРАЙТ», 2002.

4. А.Г.Сергеев, М.В.Латышев, «Сертификация», «Логос», 2001.

5. Ю.В.Димов, «Метрология, стандартизация и сертификация», ПИТЕР, 2006.

6. Основополагающие стандарты по стандартизации, серти-

фикации и метрологии.

7. Действующие национальные стандарты на товары, методы

отбора проб, методы испытаний.

8. Концепция по национальной стандартизации. Ростехрегу-

лирование, 2006.

9. ГОСТ Р 51074 – 2003. Продукты пищевые. Информация для

потребителя, М., ИПК, Издательство стандартов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сертификация пищевых товаров | Часть 2. Гадеев Александр Васильевич, доцент, к
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.