Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общество и общественные отношения

Человек живет в обществе, он погружен в многоликую социальную среду, постоянно взаимодействует с ней. Д. Локк считал, что «человек приобрел, природную склонность» к совместной, надиндивидуальной, социальной жизни. Он подчеркивал: человек «чувствует, что его побуждают объединяться с другими людьми и поддерживать это жизненное сообщество не только жизненный опыт и необходимость, но жить в обществе его заставляет и некая природная склонность, и он обязан сохранять и поддерживать это сообщество как самого себя благодаря дару речи и языку, которыми он наделен»[33].

О человеке как о существе, вплетенном в систему социальных связей, предназначенном для общества, И.Р. Фихте писал: «Человек предназначен для жизни в обществе; он должен жить в обществе; он не полный, законченный человек и противоречит самому себе, если он живет изолированно»[34].

Именно социальная среда играет определяющую роль в развитии человека. Подчеркивая это обстоятельство, К. Маркс отмечал, что человеческую сущность необходимо искать в конкретной деятельности людей, а не в изолированном, оторванном от общества абстрактом индивиде. Причем деятельность людей осуществляется «в их условиях жизни, делающих их тем, чем они в действительности являются»[35].

Известный немецко-американский социальный философ Э. Фромм, пытавшийся понять механизм взаимоотношения психологических и социальных факторов общественного развития, справедливо указал на морально–этический аспект социальности: человек способен достигать высшей удовлетворенности собой лишь в обществе. Мыслитель подчеркивал, что «одиночество неблагоприятно для человека. Человек не может перенести обособленности от ближних. Его счастье возможно лишь в случае существования чувства солидарности с ближними, связи с прошлыми и будущими поколениями».[36]

Человек является самим собой лишь в социальной среде и благодаря ей. Понятие социальной среды – одно из фундаментальных в социологии и социальной философии.[37] Это – окружающий человека социальный мир (социум), включающий в себя общественные (материальные и духовные) условия становления, существования, развития и деятельности людей, находящиеся в неразрывной связи с общественными отношениями, в которые вовлечены люди.

К основным компонентам социальной среды относят: а) общественные условия жизни людей; б) социальные действия людей; в) их отношения в процессе совместной деятельности; г) социальные общности, в которые они объединяются. Нельзя, однако, учитывать лишь то обстоятельство, что человек зависит от социальной среды, ведь и она видоизменяется в результате его активных действий. При этом человек развивает самого себя, свою сущность. Между ними, словом, существует взаимодействие.

Одной из центральных задач совершенствования социальной среды является ее гуманизация. В числе первостепенных аспектов ее осуществления выделяют максимально возможное содействие такому специфическому виду социальной микросреды как семья. И это неудивительно, ведь социальная роль семьи, прежде всего, определяется ее непосредственным участием в воспроизводстве самого человека, в дальнейшем продлении человеческого рода.

Социальная среда задана человеку социально-экологически и культурно-исторически. Познавая ее, практически и духовно преобразуя, человек, таким образом, создает и развивает себя. Он реализует свои замыслы, опираясь на предшествующий опыт развития общества, а также на свои представления о будущем.

Общественные отношения реализуются в деятельности человека. Человек наделен сознанием, ставит цели деятельности, однако в его действиях проявляются объективные законы общественного развития.

Общественные законы – это необходимые, устойчивые, существенные повторяющиеся связи и отношения, проявляющиеся в общественной жизни. Таким образом, если ставить вопрос, существуют ли общественные законы, необходимо дать определение законов. В этом случае станет заметно, что объективные и общественные законы – это, прежде всего, связи и отношения, но не любые, а те, которые являются: 1) необходимыми; 2) устойчивыми; 3) существенными; 4) повторяющимися.

Объективные общественные законы следует отличать от правовых, юридических законов, принятых людьми. Правовые законы могут соблюдаться или не соблюдаться людьми. Объективные общественные законы реализуются всегда по оптимальному варианту или по крайнему, радикальному. Если правовые законы не соблюдаются – обычно это означает, что они не отражают реальных отражений между людьми, – объективных общественных законов.

Общественные законы реализуются через определенный механизм действия законов. Он включает в себя несколько уровней:

- уровень материальных объектов и систем;

- уровень материальных отношений;

- требования общественного закона;

- потребности и интересы;

- уровень мотивов, стимулов и целей деятельности.

Экономисты, разрабатывающие различные программы и рассчитывающие реформы, очень часто не учитывают в своих расчетах последний уровень, забывая о наличии необходимых высоких мотивов и стимулов деятельности человека.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общество как система: структура и уровни | Формационный и цивилизационный подходы к истории и сущности общества как формы мышления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.