Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия истории О. Шпенглера

Освальд Шпенглер определяет «цивилизацию» как заключительную ступень развития культуры, противостоящую культуре как таковой. Он показывает, что при возникновении в культуре жестких форм цивилизации культура окостеневает и гибнет.

По Шпенглеру, человечество – это в большей степени зоологическое понятие. Историческое развитие он видит как спектакль множества культур. Каждая культура имеет собственную форму, собственную идею, собственные страсти, собственную жизнь, воления, чувствования, собственную смерть. У каждой культуры новые возможности выражения, которые появляются, созревают, увядают и никогда не повторяются. Эти культуры, живые существа высшего ранга, растут с возвышенной бесцельностью, как цветы в поле. Он исходит из определенного тождества организма социального и организма биологического, – из единства всего живого мира. Каждая культура проходит один и тот же общий путь, включающий рождение, юность, старость, смерть, и в этом круге содержится, по мнению Шпенглера, некий строгий смысл. Судьба культуры полностью определяется моментом ее возникновения – путем выбора прасимвола культуры – «в тот момент, когда душа пробуждается в своем ландшафте к самосознанию»[47].

На этапе, когда самоосознание доходит до создания оригинальной философии, культура осознает собственную роль и значение, место среди других культур. Данная рефлексия сохраняется на этапе «старости» культуры, когда она превращается в цивилизацию; осознание своей индивидуальной бесполезности на этапе “заката” помогает снова обратиться к первоначалу, слиться с единым и тем самым дать возможность возникновения новой социально-органической индивидуальности, на основе нового прасимвола. Каждая культура замк­нута и не может передать ничего из своих достижений другой культуре. Все культуры равнозначны. Они вырастают и развиваются до осознания своей собственной бесполезности. Эта бесполезность осоз­нается на фазе цивилизации. Цивилизация – это последний, заключительный этап развития культуры, на котором она начинает разрушаться.

Каждая культура имеет собственную душу. В частности, античная культура имеет апполониче­скую душу, западная культура – фаустовскую. Апполоническая душа понимает пространство геометрически - как ограниченное и замкнутое. Она ищет покоя в завершенности и покое. Фаустовская душа характеризуется вечным беспокойством, устремленностью к бесконечности, волей к власти. Про­странство понимается как бесконечное. Особая культура – руссизм с душой, противоположной фаустов­ской. Здесь пространство понимается как поверхность. Прасимволом русской, по мнению Шпенглера, созерцательной души является бесконечная равнина.

Таким образом, согласно данной позиции, культура и цивилизация противостоят друг другу.

Значение такого подхода состоит в четком уяснении различия категорий культуры и цивилизации. Однако негативистское понимание цивилизации лишает данную категорию возможности выявления конструктивного, созидательного потенциала современного общества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского | Теория локальных цивилизаций А. Тойнби
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.