Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие «духа капитализма» и теория социального действия М. Вебера. Идея пассионарности Л. Гумилева

Интересную позицию в отношении движущих сил развития общества занимает М. Вебер. Он выделяет в качестве одной из основных движущих сил развития «дух капитализма».

Дух капитализма – это установка сознания, для которой характерно систематическое и рациональное стремление к законной прибыли в рамках своей профессии. По мнению Вебера, этот дух в качестве момента возникает еще в античности. Например, ростовщики являются носителями духа капитализма. Но только в протестантской этике он находит адекватную духовную основу, только установка на личную ответственность перед Богом за свои действия формирует действительно автономного индивида, самостоятельно ставящего задачи и находящего на них ответы.

Вебер выделяет основные характеристики «духа капитализма». Главное – это отношение к деньгам, как к живому саморазвивающемуся феномену реальности. Им приводятся слова Б. Франклина: помни, что время – деньги, кредит – деньги; деньги способны порождать новые деньги, из людей можно делать деньги. Роскошь, расточительность, упоение властью или отсутствие таковых – все это выступает как частности, подчиненные денежным отношениям. Все можно измерить, все имеет свою цену. Деньги могут расти, они способны порождать новые деньги, и функции человека здесь – только в создании подходящих условий для роста денег. Искусство делать деньги воспринимается как искусство исполнения долга в рамках своего призвания. Следующие характеристики – это профессионализм в исполнении долга и призвания делать деньги, обусловливающий профессиональный подход во всем; дисциплинированность; ориентация на безусловное исполнение своих задач; ориентация на рациональное использование капитала; уверенность в своей нужности и полезности и пр. Достигая своего господства, «дух капитализма» формирует необходимый ему субъект рыночных отношений и этот процесс происходит в Европе в течение столетий.

Вебер различал понятия социального и несоциального действия. Не всякое действие социально; действие социально, если оно ориентировано на поведение других, является сознательным, осмысленным и основанным на свободе выбора. Развитие общества происходит только как реализация социальных действий человека.

Л.Н. Гумилев в качестве возможного источника развития общества полагает пассионарное напряжение этноса. Пассионарность – идеально духовное состояние жизненных сил, энергия живого вещества, потенция социально-биологического организма, являющееся движущей силой его жизненной активности. Именно наличие в обществе пассионариев определяет потенциал его развития.

Пассионарная личность и пассионарный этнос способны сделать работу, превышающую изначальные их возможности. Работа, выполненная этническим коллективом, прямо пропорциональна уровню пассионарного напряжения этноса и является реальной конструктивной силой развития.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Концепции деструктивной роли масс | Понятие культуры. Концепции культуры в истории мысли
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.