Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В. Продолжительность бюджетного периода. Типы бюджетов. Текущее и стратегическое бюджетирование




В. Инфраструктура бюджетного процесса. Аналитический, учетный, организационный и программно-технический блоки

 

Для внедрения в практику работы организаций системы бюдже­тирования необходим ряд обязательных условий.

1. Наличие необходимой методологической и методической базы разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета, а также квалифицированных специалистов, способных применять эту методо­логию на практике. Методическая и методологическая база составле­ния, контроля и анализа исполнения сводного бюджета составляет ана­литический блок бюджетного процесса.

2. Наличие соответствующей количественной информации о дея­тельности организации, достаточной для того, чтобы представить себе его реальное финансовое состояние, движение товарно-материальных и финансовых потоков, основные хозяйственные операции. Источни­ком подобной информации может стать управленческий учет, регистри­рующий факты хозяйственной деятельности, необходимые для обеспе­чения процесса составления, контроля и анализа сводного бюджета. Система управленческого учета в организации составляет основу учет­ного блока бюджетного процесса.

3. Наличие организационной структуры и системы управления бюджетированием.

Понятие организационной структуры включает в себя:

- количество и функции служб аппарата управления, в чьи обя­занности входит разработка, контроль и анализ бюджетов организации,

- совокупность структурных подразделений, являющихся объек­тами бюджетирования (центрами ответственности), которым назнача­ется бюджетный план и которые ответственны за его исполнение.

Система управления бюджетированием — это регламент взаимо­действия служб аппарата управления и структурных подразделений, закрепляющий в соответствующих внутренних нормативных актах и инструкциях обязанности каждого подразделения на каждой стадии бюджетного процесса. Так как бюджетный процесс является непрерыв­ным и повторяющимся (регулярным), то в соответствующие сроки в аппарат управления из структурных подразделений должна посту­пать учетная информация, необходимая для его обеспечения.

С другой стороны, структурные подразделения должны своевре­менно получать из аппарата управления бюджетное задание и коррек­тивы, вносимые в него в течение бюджетного периода. Следовательно, важнейшей составляющей регламента бюджетного процесса является внутренний документооборот — совокупность регулярных, закреплен­ных в соответствующих внутренних нормативных актах и инструкци­ях информационных потоков подразделений организации в процессе разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета.

Организационная структура и система управления составляют организационный блок бюджетного процесса.

4. Наличие программно-технических средств, используемых струк­турами организации, задействованными в бюджетном процессе, так как процесс разработки, контроля и анализа исполнения бюджета предпо­лагает регистрацию и обработку больших массивов информации, что затруднительно сделать вручную. Данные средства составляют про­граммно-технический блок системы бюджетирования в средних и круп­ных организациях.

Все четыре блока бюджетного процесса тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру системы бюджетирования в организа­ции (рис. 4, прил. 10).

Так, например, внутренний документооборот находится на стыке учетного и организационного блоков, так как, с одной стороны, он охва­тывает совокупность информационных потоков, напрямую определя­емых действующей системой управленческого учета, с другой стороны, он жестко закреплен внутренним регламентом в виде ряда внутренних нормативных актов, а это уже является частью системы управления.

Конечными результатами бюджетного процесса являются плано­вые формы сводной финансовой отчетности:

- отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках) — «итог» операционного бюджетирования;

- отчет о движении денежных средств и отчет об изменении финансового состояния — «итог» финансовых бюджетов;

- отчет об инвестициях — «итог» инвестиционного бюджетиро­вания;

- баланс — интегральный «итог», объединяющий результаты всех трех основных бюджетов, составляющих сводный бюджет предприятия.

Приведем основные понятия и категории сводного бюджета про­мышленного предприятия, используемые в бюджетировании.

Сводный бюджет (от англ. master budget) — план деятельности предприятия на установленный период времени (бюджетный период), выраженный в ряде целевых (бюджетных или плановых) показателей, охватывающих все сферы деятельности предприятия и подразделения, составляющие его организационную структуру. В отечественной и пере­водной литературе также часто встречаются определения «основной бюджет», «мастер-бюджет». Сводный бюджет состоит из трех подбюджетов 1-го уровня: операционного, инвестиционного и финансового.

Операционный бюджет — подбюджет 1-го уровня, входящий в состав сводного бюджета предприятия и являющийся планом дохо­дов (выручки), расходов (себестоимости) и конечных финансовых результатов (прибыли) предприятия на бюджетный период. Опера­ционный бюджет состоит из ряда подбюджетов 2-го уровня: бюджета продаж, бюджета производства, бюджета запасов готовой продукции, бюджета постоянных (общехозяйственных и общих коммерческих) рас­ходов, бюджета закупок.

Инвестиционный бюджет — подбюджет 1-го уровня, входящий в состав сводного бюджета предприятия и являющийся планом капи­тальных затрат и долгосрочных финансовых вложений предприятия на бюджетный период. В литературе также встречается определение «бюджет капитала».

Финансовый бюджет — подбюджет 1-го уровня, входящий в со­став сводного бюджета предприятия и являющийся планом, во-первых, денежных поступлений и расходов, во-вторых, движения всех ликвид­ных ресурсов (оборотных средств) и текущих обязательств предприя­тия на бюджетный период. В литературе встречаются также определе­ния «денежный бюджет», «бюджет движения денежных средств».

Бюджет продаж — подбюджет 2-го уровня, входящий в состав опе­рационного бюджета и являющийся планом доходов от продаж (выруч­ки), физического объема и структуры продаж, себестоимости продаж (реализации) и сбытовых (прямых коммерческих) расходов предприя­тия на бюджетный период.

Бюджет производства — подбюджет 2-го уровня, входящий в со­став операционного бюджета и являющийся планом физического объема и структуры выпуска (производственной программы) и производствен­ных затрат и себестоимости выпуска предприятия на бюджетный период.

Бюджет запасов (готовой продукции) — подбюджет 2-го уровня, входящий в состав операционного бюджета и являющийся планом изме­нения стоимостного и физического объема и структуры запасов гото­вой продукции предприятия за бюджетный период.

Бюджет закупок — подбюджет 2-го уровня, входящий в состав операционного бюджета и являющийся планом закупок материальных оборотных средств (сырья, материалов и комплектующих) и измене­ния складских запасов материальных оборотных средств предприятия за бюджетный период. В литературе встречаются также определения «бюджет снабжения», «бюджет заготовления».

Постоянные расходы (затраты) — текущие расходы предприя­тия по поддержанию общих условий хозяйственной деятельности и не зависящие от колебаний объемов продаж и выпуска. Постоянные затра­ты состоят из общехозяйственных (административных) расходов и общих коммерческих расходов (реклама имиджа фирмы, оплата труда службы сбыта и пр.). В литературе также встречается определение «периодиче­ские расходы». В противоположность «постоянным затратам», осталь­ная часть текущих расходов предприятия, зависящая от колебаний объ­емов выпуска и сбыта отдельных видов продукции, относится к пере­менным затратам.

Бюджет постоянных расходов — подбюджет 2-го уровня, входя­щий в состав операционного бюджета и являющийся планом постоян­ных (общехозяйственных и общих коммерческих) расходов предприя­тия на бюджетный период.

Производственные затраты — затраты предприятия, возника­ющие на стадии производства и обусловленные величиной и структу­рой выпуска.

Бюджет производственных затрат — подбюджет 3-го уровня, вхо­дящий в состав бюджета производства и являющийся планом величи­ны и структуры производственных затрат за бюджетный период.

Себестоимость выпуска — плановый и отчетный показатель (в разрезе видов продукции), входящий в бюджет производства. Исчис­ляется как разница производственных затрат и изменения остатков незавершенного производства за бюджетный период.

Коммерческие расходы — расходы предприятия, связанные с про­движением и сбытом продукции предприятия на рынке. Коммерческие расходы предприятия состоят из общих коммерческих и сбытовых (пря­мых коммерческих) расходов.

Сбытовые (прямые коммерческие) расходы — расходы предприя­тия по реализации отдельных видов готовой продукции и обусловлен­ные величиной и структурой продаж.

Бюджет сбытовых (прямых коммерческих) расходов — подбюджет 3-го уровня, входящий в состав бюджета продаж и являющийся планом прямых коммерческих расходов в разрезе сбыта отдельных видов продукции за бюджетный период.

Прямые затраты — переменные затраты, которые могут быть непо­средственно отнесены на производство и сбыт отдельных видов про­дукции. В зависимости от формирования по стадиям финансового цик­ла прямые затраты подразделяются на прямые производственные затраты и часть сбытовых (прямых коммерческих) расходов.

Косвенные расходы — статьи переменных затрат предприятия, которые при используемой системе учета не могут быть непосредствен­но списаны на себестоимость выпуска и реализации отдельных видов продукции. Для распределения косвенных расходов по видам продук­ции используются специальные методы. В зависимости от стадий финансового цикла косвенные затраты подразделяются на общепро­изводственные и коммерческие (часть прямых коммерческих расходов).

Накладные расходы (от англ. overhead costs) — термин бухгал­терского учета, включающий все виды текущих затрат предприятия, не относящихся к прямым затратам. Накладные расходы включают в себя косвенные переменные затраты и постоянные (периодические) затраты.

Внереализационные расходы — текущие расходы предприятия, не связанные с ведением хозяйственной деятельности и не включаемые в управленческом учете в себестоимость выпуска и реализации. В кате­горию внереализационных расходов включаются отчисление части прибыли (дивиденды) акционерам, безвозмездное финансирование других предприятий и организаций, начисление премиального фонда персонала предприятия по итогам бюджетного периода, содержание социальной сферы. В литературе также встречается определение «трансферты из чистой прибыли».

Бюджет прямых материальных затрат — подбюджет 4-го уровня, входящий в состав бюджета производственных затрат и являющийся планом прямых производственных затрат в части расходования мате­риальных и финансовых оборотных ресурсов (сырье, материалы, комп­лектующие, субподряд сторонних организаций) за бюджетный период.

Бюджет прямых затрат труда — подбюджет 4-го уровня, входя­щий в состав бюджета производственных затрат и являющийся пла­ном прямых производственных затрат в части прямых затрат по оплате труда за бюджетный период.

Бюджет общепроизводственных расходов — подбюджет 4-го уровня, входящий в состав бюджета производственных затрат и являющийся планом всех косвенных производственных расходов предпри­ятия за бюджетный период.

Отчет о финансовых результатах и их использовании — основной плановый и отчетный документ операционного бюджета, содержащий данные по величине и структуре выручки, себестоимости реализации и внереализационных расходов и конечных финансовых результатов (маржинального дохода, балансовой и чистой прибыли). Другим наз­ванием является отчет о прибылях и убытках.

Выручка — показатель (в разрезе видов продукции), включаемый в основной плановый и отчетный документ операционного бюджета — отчет о финансовых результатах и их использовании. Исчисляется как стоимостной объем реализации продукции предприятия за отчетный период. Различают показатели собственно «выручки» (или «брутто-выручки») и «нетто-выручки» (за вычетом косвенных налогов, в пер­вую очередь налога на добавленную стоимость).

Себестоимость реализации — показатель (в разрезе видов про­дукции), включаемый в основной плановый и отчетный документ опе­рационного бюджета — отчет о финансовых результатах и их исполь­зовании. Исчисляется как сумма себестоимости выпуска продукции, реализованной в течение бюджетного периода + величина прямых ком­мерческих расходов + величина постоянных затрат. Различают себе­стоимость реализации отдельного вида продукции (величина постоян­ных затрат не включается) и полную себестоимость реализации продукции предприятия (с включением суммы постоянных затрат). Себестоимость реализации в управленческом планировании не вклю­чает величину начисленных за бюджетный период налогов.

Маржинальный доход — показатель (в разрезе видов продукции), включаемый в отчет о финансовых результатах и их использовании. Исчисляется как разность между выручкой от реализации предприя­тия и себестоимостью реализации в части переменных затрат за бюд­жетный период. Категория «маржинальный доход» используется при проведении анализа «издержки — объем — прибыль» при составлении бюджета продаж. В литературе также встречаются определения «кон­трибуционная маржа», «маржинальная прибыль», «валовая маржа».

Операционная прибыль — показатель, включаемый в отчет о финансовых результатах и их использовании. Рассчитывается как раз­ность между выручкой от реализации и полной себестоимостью от реа­лизации или между маржинальным доходом и величиной постоянных затрат.

Валовая прибыль — показатель, включаемый в отчет о финансо­вых результатах и их использовании. Рассчитывается как сумма опе­рационной прибыли и финансового результата от прочей реализации (в основном от реализации активов предприятия — основных средств, запасов материальных оборотных средств и пр.).

Прибыль до налогообложения — показатель, включаемый в отчет о финансовых результатах и их использовании. Рассчитывается как раз­ность между валовой прибылью и суммой начисленных за бюджетный период процентов по привлеченным средствам (кредитам).

Чистая прибыль — показатель, включаемый в отчет о финансовых результатах и их использовании. Исчисляется как разность между при­былью до налогообложения и суммой начисленных налогов за период.

Нераспределенная прибыль (прибыль, остающаяся в распоря­жении предприятия) — показатель, включаемый в отчет о финансовых результатах и их использовании. Рассчитывается как разность между чистой прибылью и внереализационными расходами (трансфертами).

Отчет об инвестициях — основной плановый и отчетный документ инвестиционного бюджета, содержащий данные о величине и структу­ре инвестиционных вложений (капитальных и долгосрочных финан­совых вложений) предприятия за бюджетный период.

Отчет о движении денежных средств — один из двух основных плановых и отчетных документов финансового бюджета, содержащий данные о величине и структуре поступлений и расходов денежных средств предприятия за бюджетный период.

Отчет об изменении финансового состояния — один из двух основ­ных плановых и отчетных документов финансового бюджета, содер­жащий данные об изменениях величины и структуры оборотных средств и краткосрочных обязательств предприятия за бюджетный период.

Управленческий баланс — основной плановый и отчетный документ сводного бюджета, содержащий данные об изменениях вели­чины и структуры активов и источниках финансирования деятельно­сти предприятия за бюджетный период.

Бюджет развития — один из вариантов составления долгосрочного бюджета, в котором инвестиционный бюджет имеет не только расходную, но и доходную часть, определяемую как доход от инвестиционных вложений за инвестиционный цикл (срок полезной службы инвестиций).

Индикативный бюджет — один из вариантов составления долго­срочного бюджета, при котором бюджетные показатели не являются обязательными для центров ответственности (подразделений) и выпол­няют функции долгосрочных ориентиров развития бизнеса при выпол­нении подразделениями бюджетного задания на текущий (краткосроч­ный) бюджетный период.

Трансакционные издержки — общеэкономическая категория, обо­значающая все затраты предприятия, связанные с функционировани­ем организационной структуры и системы управления. В частности, в разряд трансакционных издержек попадают текущие расходы по веде­нию управленческого учета и планированию (бюджетированию) на предприятии.

 

В процессе управленческого планирования на промышленном предприятии очень важную роль играет установление сроков бюджет­ного периода. Выбор временного интервала, составляющего бюджетный период, достаточно жестко определяется отраслевой и индивидуаль­ной спецификой предприятия, а также особенностями макроэкономи­ческой среды, в которой оно функционирует.

Данное положение имеет совершенно определенную практиче­скую значимость при выборе сроков бюджетного планирования. Две крайности, которые необходимо избегать:

- ведение плановой (бюджетной) деятельности исключительно для целей текущего управления без разработки стратегических планов развития (так называемых бюджетов развития). В этом случае на пред­приятии обычно составляются краткосрочные бюджеты сроком на 1-3 месяца;

- увлечение составлением долгосрочных программ и бизнес-пла­нов развития, в том числе и бюджетов, при отсутствии жесткого кратко­срочного бюджетирования. Чем продолжительнее бюджетный период, тем больше бюджет носит индикативный (необязательный) характер.

Из вышесказанного вытекает, что наличие лишь одного (кратко­срочного либо долгосрочного) бюджета в большинстве случаев нега­тивно сказывается на эффективности управленческого планирования. Опыт передовых западных компаний свидетельствует о том, что наи­более разумным является применение одновременно двух или даже трех бюджетов, различающихся по своим срокам и целям.

Сочетание стратегического и текущего планирования на основе одновременного составления двух или трех бюджетов, различающихся по степени длительности, показано на рис. 5, прил. 10.

Основой составления сводных бюджетов является стратегический план, определяющий основные приоритеты и цели развития На его основе разрабатываются три сводных бюджета: один краткосрочный и два долгосрочных (индикативный (скользящий) и бюджет развития). Бюджеты различаются по срокам, функциям, степени обязательности исполнения, возможности корректировки.

Для краткосрочного бюджета (1—3 месяца) характерны:

1) обязательность исполнения. Неисполнение бюджетных пока­зателей рассматривается как срыв выполнения плана, виновные могут быть лишены премий, получить выговор и т.п.;

2) отсутствие корректировки. Краткосрочный бюджет корректиру­ется в исключительных случаях с санкции высшего руководства пред­приятия и по причине форсмажорных обстоятельств. Итоги выпол­нения подводятся на основе сравнения фактически полученных показателей с плановыми, установленными в начале бюджетного перио­да (в краткосрочном периоде вероятность изменения внешних факто­ров достаточно мала, процесс выполнения плана зависит от самих струк­турных подразделений);

3)глобальный характер контрольно-стимулирующей функции бюджета. Показатели исполнения бюджета лежат в основе положения о материальном стимулировании работников предприятия;

4)высокая степень детализации бюджетных показателей. Устанав­ливаются не только совокупные показатели, но и их структурные составляющие. Так, производственные подразделения получают бюд­жет, разукрупненный по статьям затрат в разрезе отдельных производ­ственных линий.

Характерные черты бюджета развития (1 год):

1) обязательность исполнения. В начале года принимаются крат­косрочный бюджет и бюджет развития, в дальнейшем, принятие квар­тальных бюджетов идет в рамках бюджета развития.

Таким образом, бюджет на IV квартал можно получить расчетным путем, уменьшив плановые показатели бюджета развития на суммар­ную величину плановых показателей за первые три квартала;

2) возможность корректировки вследствие изменения макроэко­номической конъюнктуры;

3)выборочный характер контрольно-стимулирующей функции. За достижение и перевыполнение годовых показателей, как правило, премируются руководители структурных подразделений (высший и средний менеджмент), а не рядовые сотрудники подразделений;

4)меньшая степень детализации бюджетных показателей. Как пра­вило, фиксируются лишь интегральные стоимостные величины, напри­мер, валовый объем реализации, общая смета затрат подразделения и пр., так как бюджетные показатели низшего уровня являются лишь средством достижения сводных стоимостных плановых величин, а не самоцелью. Например, доход от продаж отдельного вида продукции ценен не сам по себе, а как часть совокупного объема продаж. Если реа­лизация другого вида продукции будет сравнительно более выгодна, то структура продаж изменится. Поэтому излишняя детализация годо­вых показателей не только бесполезна в условиях рыночной неопреде­ленности, но и вредна;

5) наличие доходной составляющей в инвестиционном бюджете (подбюджете 1-го уровня, включаемом в сводный бюджет). Структура сводного бюджета промышленного предприятия явля­ется однотипной и не зависит от длительности бюджетного периода, однако, при составлении инвестиционного бюджета на текущий период (месяц или квартал) планирование освоения средств по долгосрочным инвестиционным программам производится от достигнутого уровня (на начало периода) в соответствии с инвестиционным бюджетом, вклю­ченным в бюджет развития, т.е. долгосрочная инвестиционная програм­ма в качестве обособленного объекта планирования (включая пара­метры совокупных капитальных и текущих затрат, валовых и чистых поступлений, окупаемости и т.д.) фигурирует только в долгосрочном бюджете развития.

В рамках краткосрочного (месячного либо квартального) бюдже­та как собственно «инвестиционное планирование» можно определить локальные закупки оборудования с коротким сроком монтажа, вызван­ные текущими (данного бюджетного периода) бюджетными планами по производству и сбыту. По этой составляющей инвестиций присут­ствует финансово-экономическое обоснование, проистекающее из бюд­жетных планов краткосрочного же периода. Включение же показателей планового освоения средств или сроков ввода в строй объектов долго­срочного капитального строительства в краткосрочный бюджетный план производится на основе графика освоения средств с общей про­должительностью, выходящей за рамки краткосрочного бюджетного периода (разумеется, с корректировкой на текущую ситуацию, как то наличие финансовых ресурсов сверх текущих производственных потребностей и пр.).

Таким образом, инвестиционный доход является параметром лишь долгосрочного бюджета развития, когда в рамках одного бюджетного периода можно сопоставить произведенные затраты и полученный доход, т.е. оценить величину эффекта от инвестиций. При том что инве­стиционный доход по вводимым в строй объектам капитального строи­тельства включается в краткосрочный бюджетный план, его величина не учитывается при сопоставлении финансовых результатов деятель­ности предприятия отчетного и предыдущего краткосрочных бюджет­ных периодов. Здесь в расчет принимаются только финансовые резуль­таты по текущим операциям. Это вполне естественно, так как полученный результат от инвестиций обусловлен затратами, которые могли производиться на протяжении многих краткосрочных бюджет­ных периодов.

Индикативный (скользящий) бюджет (1 год) — это бюджет особого рода. Он принимается в начале года и полностью аналогичен бюджету развития (т.е. в начале года принимаются всего два бюджета — бюджет развития на 1 год и краткосрочный бюджет на I квартал). По истечение I квартала к «скользящему» бюджету добавляется еще один квартал (I квартал следующего года), по истечение II квартала — II квартал сле­дующего года и т.д. Этим обеспечивается непрерывное 12-месячное планирование. Данное обстоятельство очень существенно для эффек­тивности управленческого планирования на предприятии. Корректи­ровка бюджета развития и принятие очередного квартального бюдже­та в течение года происходят одновременно и на основе разработки очередного «скользящего» годового бюджета. Так, подвергая ревизии объемы инвестиций в III квартале бюджета развития, управленцы долж­ны знать ситуацию не только до конца года, но и на год вперед (считая с начала этого квартала), иначе корректировка инвестиционной поли­тики может быть недостаточно обоснованной. Индикативный (сколь­зящий) бюджет:

1) не только не является обязательным, но и по определению никогда не выполняется и служит для сугубо аналитических целей. Кон­трольно-стимулирующая функция в нем отсутствует;

2)детализация бюджетных показателей такая же, как и в бюджете развития.

Таким образом, сочетание двух долгосрочных сводных бюджетов и одного краткосрочного позволяет проводить управленческую полити­ку, в которой сбалансированы и взаимоувязаны стратегические и теку­щие цели предприятия. Такой подход целесообразно использовать на крупных промышленных предприятиях, где дополнительные издерж­ки по ведению планово-аналитической работы оправданы в контексте повышения качества принятия управленческих решений.

Для средних по размеру предприятий можно рекомендовать пла­нирование на основе двух бюджетов (краткосрочного квартального бюджета и годового бюджета развития).

Для мелкого же бизнеса, как правило, разумно практиковать лишь текущее планирование с составлением только квартальных бюджетов. Мелкие компании в своей основе наиболее зависимы от внешних факто­ров рыночной конъюнктуры и при этом наиболее гибко могут «под­страивать» под изменения рынка свой ресурсный потенциал.

Виды бюджетов и методы их составления. Рассмотрим существу­ющие подходы к разработке бюджетов. Их классификация приведена на рис. 6, прил. 10.

В гибком бюджете происходит привязка отдельных статей к объ­ему выпуска и реализации продукции. В зависимости от объема дея­тельности переменные и смешанные затраты меняются, а постоянные остаются неизменными. Поэтому в гибком бюджете указываются став­ка переменных затрат на единицу продукции и прирост смешанных затрат на единицу прироста объема продукции. Эта ставка есть норма, умноженная на цену. Постоянные затраты выделяются отдельно. С помощью формулы, связывающей затраты и объем производства, можно разрабатывать сметы и планы для различных уровней деловой активности. Гибкий бюджет наилучшим образом подходит для цент­ров полностью регулируемых затрат, а также для центров выручки, так как он показывает, каким образом руководитель, меняя объем выпу­ска или реализации, может воздействовать на затраты или выручку. По принципу гибкого бюджета планируют выручку, затраты на основ­ные материалы, сдельную заработную плату и др.

Фиксированный бюджет не меняется в зависимости от изменения уровня деловой активности, поэтому его используют для планирования частично регулируемых затрат, которые не зависят непосредственно от объема выпуска и для которых взаимосвязь «вход — выход» носит не столь явный характер (например, план затрат на НИОКР, на рек­ламу).

Выделяют следующие разновидности фиксированных бюджетов:

- преемственные используются данные за предыдущие периоды времени и подразделяются следующим образом:

1) приростные формируются путем простой индексации (в про­центах или рублях) предыдущего бюджета без просмотра его основ,

2) добавочные — разновидность приростного бюджета. Анализи­рует бюджеты предыдущих лет и подстраивает их под текущие параметры, такие, как инфляция и изменения в штате. Чтобы удовлетворить текущим потребностям, рассматривается дополнительное финансиро­вание. Сам по себе добавочный бюджет не стимулирует повышениеэффективности, однако конкуренция заставляет более эффективно использовать ресурсы;

- бюджеты с нулевым уровнем («с нуля») разрабатывают исходя из предположения о том, что для данного центра ответственности бюд­жет составляется впервые;

- бюджеты с проработкой дополнительных вариантов отличаются от обычных приростных бюджетов анализом различных вариантов. Например, такой бюджет может содержать варианты, при которых сум­ма затрат сокращается или увеличивается на 5, 10, 20%.

Как правило, вначале разрабатывается долгосрочный бюджет, в который закладывается ориентировочный объем продаж, желаемый уровень рентабельности. Затем он детализируется краткосрочными бюджетами.

В настоящее время в отечественных компаниях применяются бюд­жеты:

- постатейные — это вид бюджетов, в которых существует жест­кое ограничение сумм по каждой отдельной статье без возможности переноса расходов из одной статьи в другую;

- с временным периодом. Данный вид бюджетов подразумевает закрытие сумм по окончании отчетного периода без возможности пере­носа неиспользованных средств на следующий период. Контроль и кор­ректировка показателей на планируемый период осуществляется
на основе анализа «план — факт»;

Приведенная классификация дополнена нижеследующими бюд­жетами:

дополнительный бюджет (supplemental budget) — предусматри­вает финансирование тем, не включенных в основной бюджет;

скобочный бюджет (bracket budget) это план, в котором затраты предусматриваются на уровнях большем или меньшем относительно базовых цифр. Затем рассчитываются объемы продаж, соответству­ющие этим уровням затрат. Если базовые показатели объемов реализа­ции не достигаются, скобочный бюджет позволяет менеджеру понять, как это скажется на прибыли, и сформировать план, соответствующий непредвиденным обстоятельствам. Такой бюджет необходим в ситуа­циях, когда существует риск сокращения уровня деятельности и воз­можны резкие изменения объемов продаж;

модифицированный бюджет (stretch budget) является оптимисти­ческим и используется в случае проектирования продаж на высоком уровне. Он редко используется для прогноза затрат, так как при проек­тировании затраты должны соответствовать стандартному уровню про­даж. Цифры модифицированного бюджета могут быть формальными и неформальными. Менеджеры оперативного уровня не должны отве­чать за них;

пооперационное бюджетирование (activity-based budget) пред­полагает проектирование затрат на выполнение отдельных функций и работ;

стратегический бюджет (strategic budget) интегрирует элементы стратегического планирования и бюджетного контроля. Он полезен в периоды существования неопределенности и нестабильности;

целевой бюджет (target budget) представляет собой план, который классифицирует главные направления расходования средств и связы­вает их с задачами подразделений. Менеджер может распространить бюджет рекурсивным образом на период, следующий за текущим. Новый период добавляется к оставшимся и получается новый бюджет. Преимуществом непрерывного бюджетирования являются улучшение планирования, учет данных прошедших периодов и интеграция возни­кающих изменений;

бюджеты, программ используются для товаров и услуг. Рассматри­ваются существующие и новые товары. Бюджетируются научно-технические работы, конструирование и технологическая подготовка производства, обслуживание, маркетинг, связи с общественностью. Инвестирование капитала основывается на анализе соотношения затра­ты/выгоды, риска и ожидаемого показателя рентабельности инвестиций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.