КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В. Методика оценки краткосрочной финансовой политики
В данном случае под методикой понимается совокупность методальные технологические процедуры (шаги). Методика включает ряд шагов. 1. Выяснение (методами анкетирования и интервьюирования персонала, беседы с руководством, сбора и анализа документации и т.д.): - целей и финансовых стратегий организации (общие и по структурным составляющим), финансовые программы развития; - внешних и внутренних факторов функционирования. 2. Анализ: - организационно-распорядительной документации организации, регламентирующей бухгалтерскую и финансовую деятельность (положения, инструкции, приказы и т.д.); - форм финансового и управленческого учета и отчетности (бухгалтерской отчетности, бюджетов, платежных календарей, бизнес-планов, отчетов о структуре затрат, отчетов об объемах продаж, отчетов о состоянии запасов, балансов оборотных средств, ведомостей — расшифровок задолженности дебиторов и кредиторов ит.д.); - кредитных соглашений, договоров, кредитных заявок, гарантийных писем, залоговых свидетельств, реестров акционеров, эмиссионных документов, счета-фактуры, платежной документации и иных документов, регулирующих финансовые отношения между организацией и иными юридическими (физическими) лицами. 3. Процедура контроля финансовой политики организации включает ряд направлений, описанных ниже. 3.1. Финансовые результаты деятельности организации, имущественное положение и финансовое состояние, деловая активность и эффективность деятельности. 3.1.1. Краткий финансовый обзор включает анализ и оценку следующих обобщающих финансовых показателей: - технико-организационный уровень функционирования организации;
- показатели эффективности использования производственных ресурсов: фондоотдача основных производственных средств, материалоемкость производства продукции, производительность труда, объем и качество продукции, затраты ресурсов на производство (выбранные методы калькулирования себестоимости продукции, влияние - результаты основной и финансовой деятельности; - рентабельность продукции; оборачиваемость и рентабельность капитала; финансовое состояние и платежеспособность организации. В целях финансового обзора деятельности организации также целесообразно провести анализ и оценить воздействие экстенсивности и интенсивности использования производственных ресурсов на отклонения в объеме продукции, а также степень всесторонней интенсификации производства (роста объема производства при относительной экономии ресурсов и повышении качества продукции). Показатели экстенсивности развития — количественные показатели использования ресурсов (численность работающих, величина израсходованных предметов труда и т.д.), показатели интенсивности — качественные показатели использования ресурсов (производительность труда, материалоотдача, оборачиваемость оборотных средств и т.д.) 3.1.2. Более детальный финансовый анализ предусматривает следующие блоки: 3.1.2.1. Анализ финансовых результатов деятельности организации, а именно: - выявление (расчет) критических и наиболее оптимальных их величин, сравнение их с фактическими значениями; - оценка изменений по каждому показателю за анализируемый период; - оценка структуры показателей и ее изменений; - оценка динамики показателей; - выявление факторов и причин изменений показателей. Основными показателями являются выручка, доходы, расходы, результаты (прибыль, убыток) по видам деятельности.
Например, в рамках анализа прибыли необходимо выполнить: - анализ и оценку уровня и динамики показателей прибыли; - факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг); - анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной и финансовой деятельности; - анализ и оценку использования чистой прибыли; - анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли; - анализ взаимосвязи прибыли, движения оборотного капитала и потока денежных средств; - анализ и оценку влияния инфляции на финансовые результаты. Аналогично анализируются и другие показатели (в соответствии со своей спецификой). В рамках данного блока также необходимо проанализировать (в динамике за ряд периодов) и оценить: - уровень доходов и расходов организации, их состав, структуру, факторы формирования, используемую методику расчета; - соблюдение требований законодательства относительно формирования обязательных резервов; - структуру распределения и качество прибыли. Кроме того, для более комплексного представления о финансовых результатах целесообразно: - рассчитать и оценить «запас финансовой прочности» (разницу между фактическим и критическим объемом продаж); - рассчитать производственный леверидж (отношение результата от реализации после возмещения переменных затрат к прибыли). 3.1.2.2. Анализ имущественного и финансового состояния предприятия. Основными показателями являются: - сумма хозяйственных средств организации (обобщенная стоимостная оценка активов); - доля активной части основных средств (машин, оборудования и транспортных средств); - коэффициенты износа (доля стоимости основных средств, оставшаяся к списанию на затраты), выбытия и обновления; - обеспеченность запасов источниками их формирования (обобщающий показатель финансовой устойчивости); - общий показатель ликвидности (ликвидность баланса), коэффициент текущей ликвидности, коэффициент срочной ликвидности, коэффициент абсолютной ликвидности; - коэффициент обеспеченности собственными средствами, коэффициент автономии (отношение собственного капитала к общей величине активов или итогу баланса), коэффициент маневренности (отношение текущих активов к собственному капиталу);
- коэффициент соотношения суммарных обязательств и общей величины активов, коэффициент соотношения суммарных обязательств и собственного капитала; - коэффициент соотношения долгосрочных обязательств и общей величины активов, коэффициент соотношения долгосрочных обязательств и внеоборотных активов; - коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов; - стоимость чистых активов и др. Кроме оценки вышеуказанных показателей, в целях более глубокого представления о текущей платежеспособности организации целесообразно проанализировать взаимосвязь полученного финансового результата и потока денежных средств, а также применяемые меры по укреплению платежеспособности. В рамках анализа платежеспособности может быть построен баланс, включающий: 1) величины неплатежей (по их видам); 2) причины неплатежей; 3)источники, ослабляющие финансовую напряженность (банковские кредиты на временное пополнение оборотных средств и т.д.). (Целесообразно также проанализировать и оценить используемые методики определения вариантов краткосрочного финансирования.) При этом итог по группе 2 должен равняться сумме итогов по группам 1 и 3. Система критериев, методика оценки неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных организаций, а также механизмы упреждения и защиты организаций от банкротства изложены в соответствующих нормативных документах и специальной литературе по антикризисному управлению. 3.1.2.3. Анализ деловой (хозяйственной) активности и эффективности деятельности организации (использования капитала). Основными показателями являются; - оборачиваемость активов или их источников (общая оборачиваемость капитала, оборачиваемость собственного капитала, оборачиваемость различных видов оборотных активов (по дебиторской задолженности целесообразно также рассчитать средний срок оборота),
- рентабельность продаж, рентабельность средств организации или их источников (рентабельность всего капитала, рентабельность собственного капитала, рентабельность производственных фондов и т.д.). Показатели рентабельности целесообразно рассчитать на основе прибыли (для характеристики прибыльности продукции), производственных активов в зависимости от размера и характера авансированных средств (все производственные активы, либо собственный капитал, т.е. собственные средства плюс долгосрочные обязательства), чистого притока наличных денежных средств (для представления о возможности организации выполнять обязательства перед кредиторами, заемщиками и акционерами наличными денежными средствами). Целесообразно выявить и сравнить тенденции изменения значений показателей рентабельности продаж и оборачиваемости активов, выявить возможные стратегии развития организации, обеспечивающие рост значений обоих показателей. Анализ уровня и динамики финансовых результатов деятельности, имущественного и финансового состояния, а также деловой активности и эффективности деятельности базируется на чтении аналитического баланса — нетто (или баланса в агрегированном виде) с использованием методов горизонтального и вертикального анализа. При этом необходимо сопоставить текущие данные: - с нефинансовыми показателями; - с данными предыдущих периодов; - с данными планов и прогнозов; - с нормативными (или оптимальными) значениями; - с средними отраслевыми данными. 3.1.3. Кроме вышеуказанных процедур следует оценить финансово-хозяйственные перспективы развития организации (включая вероятность возникновения проблем, связанных с ее финансовым состоянием в будущем). 3.2. Управление структурой капитала организации. 3.2.1. Проанализировать и оценить: - соотношение заемного и собственного капиталов, уровень финансового левериджа, зависимость уровня левериджа от структуры финансирования, размер и структуру заемных источников; - структуру заемного финансирования (краткосрочного, долгосрочного); - эффективность использования собственного и заемного капиталов; - рациональность процедур и оптимальность условий заемного финансирования (формы договоров, обеспечение их выполнения, стоимость и степени риска заемных источников и т.д.). 3.2.2. Рассчитать цену совокупного капитала и цену организации. 3.3. Политика привлечения новых финансовых ресурсов. 3.3.1.Проанализировать и оценить используемые методы планирования финансовых потребностей. 3.3.2.Рассчитать результат хозяйственной и финансовой деятельности (по методике, разработанной французскими коллегами), оценить возможные варианты развития организации и последствия той или иной стратегии финансирования. 3.3.3.Выяснить сроки заемного финансирования, проконтролировать своевременность погашения долгов. 3.4. Управление капиталом, вложенным в основные средства. 3.4.1.Проанализировать и оценить источники, размеры, динамику и структуру вложений капитала организации в основные средства, их соответствие главным функциональным особенностям производственной деятельности. 3.4.2.Проанализировать и оценить используемые методы оценки альтернативных вариантов финансирования приобретения производственного оборудования (лизинг, приобретение имущества). 3.4.3.Оценить эффективность использования основных фондов по показателям фондоотдачи, фондоемкости, рентабельности, относительной экономии основных фондов в результате роста фондоотдачи, увеличения сроков службы средств труда. 3.5. Управление оборотными средствами. 3.5.1.Оценить эффективность использования оборотных средств по показателям оборачиваемости, материалоемкости, снижения затрат ресурсов на производство. 3.5.2.Проанализировать и оценить: - состав и структуру источников формирования оборотные средств; - используемые методы расчета потребности в оборотном капитале, достаточность оборотных средств для нормального хода производственного процесса; - степень соблюдения установленных нормативов оборотных средств; - соотношение долей оборотных активов разных степеней риска; - мероприятия, направленные на ускорение оборачиваемости оборотных средств. 3.6. Управление финансовыми рисками. 3.6.1. Проанализировать и оценить механизмы минимизации финансовых рисков. 3.7. Системы бюджетирования и бизнес-планирования. 3.7.1. Проанализировать и оценить: - обоснованность принятых стратегий бюджетирования (дополнительное, нулевое бюджетирование и др.), используемых методов составления бюджетов или смет (форм плановых расчетов), методов расчета основных финансовых показателей бизнес-плана (объем реализации продукции, денежные поступления и отчисления, прибыли и убытки, показатели планового баланса активов и пассивов, точка безубыточности продаж), методов оптимизации прибыли как составной части бизнес-планирования (предельный анализ и оптимизация при были, издержек и объема производства, метод производственной функции Кобба — Дугласа, метод двойного бюджета и др.) состав и виды бюджетов (бизнес-планов) организации и ее структурных подразделений, их формы, отражаемые в них данные; - временные (год, квартал, месяц и т.д.) и пространственные (взаимосвязи подразделений) параметры бюджетов; - последовательность их постановки в соответствии с бизнес-процессами организации; - широту применения (по сферам деятельности, подразделениям, центрам ответственности и т.п.), структуру, уровень детализации и взаимосвязи различных бюджетов (смет); - структуры формирования (включая согласование показателей, утверждение и контроль) бюджетов и бизнес-планов, ответственность за их формирование и исполнение; - процедуры контроля за правильностью заполнения бюджетных форм, соответствием значений бюджетных показателей утвержденным плановым лимитам (нормам), выполнением бюджетного регламента, в частности, на предмет оперативности контроля, анализа отклонений и установления их причин; - принимаемые меры по отклонениям в бюджетах, в частности, на предмет рациональности, действенности мер, оперативности представления информации по отклонениям (об исполнении бюджетов) руководству предприятия, корректировки бюджетов; - фактическое выполнение процедур (планирование, мониторинг, составление отчетов, контроль) бюджетирования (или бюджетного регламента) и бизнес-планирования, порядок ответственности по уровням управления (ответственность наиболее оптимально распределяется при использовании оперативно корректируемых или «гибких» смет). При этом особое внимание целесообразно уделить анализу и оценке системы управления денежными потоками. Основные аспекты анализа: структура, формы, регламенты, степень использования при принятии финансово-хозяйственных решений и их последующей оценке, методика расчета и анализа дисконтированных денежных потоков по видам деятельности, выбор коэффициентов дисконтирования. 3.7.2. Установить: - обеспечивают ли системы бюджетирования и бизнес-планирования лучшую координацию деятельности, повышение управляемости и адаптивности организации к изменениям во внутренней (оргструктура, ресурсы, потенциал и т.д.) и внешней среде (рыночная - создают ли они оптимальные условия для организации и контроля устойчивого движения (поступления и расходования) денежных средств; - соответствуют ли они принципу сквозного финансового планирования; - снижают ли они возможность злоупотреблений (например, сговора работников отдела сбыта с покупателями продукции и т.д.) и ошибок в управлении; - демонстрируют ли они взаимосвязь различных аспектов финансово-хозяйственной деятельности, формируют ли единое видение работы и возникающих проблем всеми ответственными работниками; - обеспечивают ли они более ответственный подход специалистов к принятию решений, лучшую мотивацию их деятельности и ее оценку. 3.7.3. При необходимости оценить надежность независимых финансовых консультантов, привлекаемых организацией для разработки разделов бизнес-плана (в первую очередь финансового). 3.8. Система безналичных расчетов. 3.8.1. Проанализировать и оценить используемую в организации систему безналичных расчетов, а именно: - структуру различных форм расчетов по договорам, включая относительно факта совершения сделки — предоплата и т.д., с точки зрения условий оплаты — акцептная, аккредитивная и т.п., по используемым платежным средствам — без использования платежных средств (т.е. расчеты требованиями, поручениями и т.д.) и с их использованием (векселя и т.д.); - уровень исполнения организацией своих платежных обязательств, уровень исполнения платежных обязательств перед организацией; - применяемые методы обеспечения платежных обязательств (залог, гарантии и т.д.); - своевременность и надлежащее оформление расчетно-платежной документации, своевременность рассмотрения причин отказа контрагентов выполнить свои платежные обязательства, результативность претензионной работы. 3.8.2. Проанализировать и оценить структуру дебиторской задолженности: - по срокам погашения; - по типам дебиторов (покупатели, заемщики и т.д.); - по удельному весу отдельных крупных дебиторов (предполагается ранжирование дебиторов по их значимости или суммам задолженности); - по уровням задолженности (перед предприятием, его структурными звеньями и т.п.); - по качеству (вероятность оплаты в срок и др.). 3.8.3. Проанализировать и оценить структуру кредиторской задолженности: - по срокам погашения; - по удельному весу отдельных крупных кредиторов; - по типам кредиторов (обязательства перед бюджетом должны быть рассмотрены по их структуре); - по качеству. 3.8.4.Установить и оценить причины несоблюдения платежной дисциплины как организацией, так и ее контрагентами, возможные варианты ее нормализации (контроль финансового состояния контрагентов, меры по взысканию просроченной задолженности, взаимные сверки задолженности, отслеживание своевременности погашения 3.8.5.Проанализировать и оценить возможности:
- погашения задолженности организации перед бюджетом и внебюджетными фондами (филиалы, дочерние и зависимые организации, счета в зарубежных банках и т.д.); - проведения реструктуризации задолженности по платежам в бюджет; - ликвидации задолженности по оплате труда (при ее наличии); - снижения неденежных форм расчетов. В заключение необходимо отметить, что оценка финансовой политики организации может выполняться как внутренними, так и внешними, т.е. независимыми, специалистами — аудиторами. В последнем случае она является одним из видов консультационных услуг клиенту. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рис. 1. Структура финансовой политики
Рис. 2. Потоки денежных средств организации: 1 — расходы на оплату труда; 2 — амортизация; 3 — коммерческие и административные расходы; 4 — продажи в кредит; 5 — выплата заработной платы и другие расходы; 6 — покупка активов; 7 — продажа активов; 8 — продажа за наличные; 9 — инкассированные денежные средства; 10 — оплата закупок; 11 — инвестиции; 12 — выплата дивидендов и покупка акций; 13 — ссуда; 14 — выплаты ссуды
Рис. 3. Основные принципы организации финансовой политики
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рис. 1. Элементы финансового управления организации Рис. 2. Организационная схема финансового управления
Рис. 3. Примерная структура финансовой службы российской организации
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рис. 1. Характеристика движения оборотного капитала в процессе операционного цикла: а — денежные средства вкладываются в производственные запасы; б — запасы поступают в производство; в — произведенная продукция поступает на склад; г — готовая продукция отгружается покупателю; д — денежные средства за проданную продукцию поступают на счет продавца; е — денежные средства вновь используются для приобретения сырья и материалов и т.д.
Рис. 3. Определение оптимального запаса
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |