КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос. Основные значения термина экономика
Лекция 1. Экономика как наука. План: 1. Основные значения термина экономика. 2. Главные направления современной экономической мысли: политическая экономия и экономикс. Экономическая теория и прикладная экономика. 3. Методы и функции экономической науки. Взаимосвязь с другими дисциплинами. Самостоятельно – Эволюция взглядов на предмет экономической теории. Список литературы: 1. Экономика [Текст]: учебник / Г. П. Журавлева. - М.: Экономистъ, 2006. - 574 с - (Homo faber).. - Библиогр.: с. 552-553. 2. Экономика [Текст]: учебник / под ред. А. С. Булатова.- 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2006. - 831 с - (Homo faber).. - Глоссарий: с. 794-831 3. Экономика: Пер. с англ. / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. - М.: Дело, 2002. - 864 с. - (Зарубежный экономический учебник). 4. Экономическая теория [Текст]: учебник для вузов / Е. Ф. Борисов; Моск. гос. юрид. академия.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 544 с. - Библиогр.: с. 529-530. 5. Курс микроэкономики [Текст]: учебник / Р. М. Нуреев.- 2-е изд., изм. - Москва: Норма, 2008. - 576 с 6. Макроэкономика [Текст]: учебник / Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина.- 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело и Сервис, 2007. - 496 с. 7. Курс экономической теории [Текст]: учебник / под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой.- 5-е изд., исправ. доп. и перераб. - Киров: АСА, 2007. – 832 8. Экономическая теория [Текст]: учебник для вузов/В. Д. Камаев [и др.]; под ред. В. Д. Камаева.- 13-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 2007. - 592 с 9. Экономическая теория [Текст]: учеб. пособие для вузов / под ред. А. Г. Грязновой, В. М. Соколинского.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КноРус, 2006. - 464 с. 10. Экономическая теория [Текст]: учебник для вузов / под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича.- 3-е изд., доп. и испр. - CПб.: Питер, 2007. - 544 с 11. Экономическая теория [Текст]: учеб. для вузов / под ред. В. И. Бархатова, Г. П. Журавлевой. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 848 с.
12. Экономическая теория [Текст]: учебник для вузов / под ред. В. И. Видяпина [ и др.].- Изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 672 13. Экономическая теория [Текст]: учебник для вузов / М. А. Сажина, Г. Г. Чибриков.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2005. - 672 с. 14. Курс экономической теории: Общие основы. Микроэкономика. Макроэкономика. Переходная экономика [Текст]: учеб. пособие / науч. ред. А. В. Сидорович. -М.: Изд-во МГУ: ДИС, 1997. - 736 с В древности вместе с экономической деятельностью человека возникают первые экономические знания, представления – сколько необходимо тех или иных ресурсов, каковы затраты на производство какого-либо блага и т.д. Первоначально экономическое знание было не обособленно от других форм знания. Экономическое знание переплетается с религиозными представлениями, с устным народным творчеством, с мифами, зачатками точных наук и т.д. Т.е., первоначально и на протяжении многих столетий экономическая мысль была частью морально-философских представлений традиционного общества: она складывалась под влиянием религиозных пророков, древних философов, а позже – средневековых богословов, пытавшихся совместить ценности такого общества с неуклонным развитием в его недрах товарно-денежного обмена. По мере развития труда и его разделения экономическое знание обособляется от других форм сознания и впервые самостоятельную форму приобретает в работах Ксенофонда и Аристотеля (III – IX вв до н.э.). В их работах наука называется «экономия» от двух латинских слов «ойкос» - дом, хозяйство и «номос» (oikonomos) - закон, в дословном переводе – законы ведения домашнего хозяйства. Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение (первоначально ввел греческий философ Ксенофонт). Оно представляет собой соединение двух греческих слов «хозяйство» и «закон», так что в буквальном, изначальном смысле экономику следовало бы трактовать как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами. При этом надо помнить, что хозяйство в Древней Греции было в основном натуральным, домашним, так что экономика того периода мыслилась не как народное хозяйство страны, а скорее как домоводство. В литературе по экономике, в толковых словарях термин «экономика» в его изначальной трактовке принято характеризовать как «искусство ведения домашнего хозяйства».
За более чем два тысячелетия смысл термина, самого понятия «экономика» значительно обогатился и изменился. В это понятие теперь вкладывается гораздо больше, чем первоначально заложил греческий философ Ксенофонт, которого принято считать автором популярного термина, вошедшего во все языки мира. У Аристотеля встречается название «хрематистика» - наука об обогащении. Самостоятельной наукой экономика становится только вместе с буржуазным способом производства в XV-XVI веке. Мощным импульсом к развитию экономических знаний стала международная торговля. Формируются основы мирового рынка, возникает понятие мирового пространства. Монкретье вводит понятие «политическая экономия». В XVI-XVII вв. проблемы международной торговли пробудили внимание общественности многих стран к вопросам экономической политики, что привело к формированию общественного самосознания вокруг национально-государственных экономических интересов; в спорах об экономической политике ковались базовые экономические понятия и рождалось понимание того, что в экономике, как и в естественной природе, действуют объективные законы, без познания и учета которых никакой политик не может рассчитывать на успех своих начинаний. К началу XVIII в. отрывочные знания о взаимосвязях и закономерностях в экономических процессах стали складываться в первые теоретические системы. Пионерами новой науки – политической экономии – выступили Ричард Кантильон, Франсуа Кенэ, Адам Смит. Следующий этап в развитии экономической мысли начался в середине XIX в., когда после нескольких десятилетий неоспоримого лидерства классической политэкономии многие ее постулаты и выводы стали подвергаться сомнению. Вся последующая эволюция экономической науки происходила уже в условиях сосуществования и параллельного развития конкурирующих научных школ.
Экономика может быть определена как общественная наука, которая изучает поведение отдельных людей или групп в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг в целях удовлетворения своих потребностей посредством ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов имеет относительный характер. Она заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей (общество может удовлетворить все потребности отдельных людей, но лишая других, либо удовлетворить отдельные потребности всех). Т.о., задача экономики – заботиться о наилучшем, оптимальном распределении ресурсов, повышая эффективность их использования. Экономика – это наука о деятельности человека. Для удовлетворения своих потребностей человек должен трудиться. Труд – это основа человеческого существования. Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование природы с целью удовлетворения своих потребностей. Целесообразность труда состоит в том, что материальная деятельность человека всегда сопряжена с духовной деятельностью (например, архитектор и пчела). Экономическая наука зародилась намного позже, чем сама экономика. В течение многих тысячелетий люди хозяйствовали, опираясь на передаваемый из поколения в поколение опыт. Знания и представления носили эмпирический характер, не были обобщены и синтезированы в единую научную систему. Предшественницами научной экономики были философия и социология. Предмет экономики как самостоятельной области знаний вырисовался около 300 лет назад, когда зародилась политическая экономия — предвестник будущей экономической теории. За прошедшее с тех пор время, в особенности за последние 150 лет, представления о предмете экономической науки значительно трансформировались. Условия возникновения экономики как науки:
· становление капитализма; · зарождение мануфактуры; · углубление общественного разделения труда; · расширение внешних и внутренних рынков; · интенсификация денежного обращения.
В наше время следует иметь в виду, что слово «экономика» имеет два, а то и три разных значения. 1) Во-первых, экономика — это само хозяйство в широком смысле этого слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования. 2) Во-вторых, экономика — это наука, совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования. Для того чтобы терминологически разделить экономику как хозяйство и как науку, слово «экономика» в иностранной, прежде всего англоязычной, литературе разделяется на два: «экономика» (хозяйство, то есть экономику в ее непосредственном, натуральном проявлении) и «экономикс» (экономическую науку, а точнее — экономическую теорию). Такое разделение способствует большей четкости, определенности понимания экономики. Отметим, что прямое употребление англоязычного термина «экономикс» в его русском написании не только неудачно, но и даже некорректно. Ведь никто не называет по-русски физическую науку «физикс», а математическую — «математикс», хотя названия этих наук иностранного происхождения. Поэтому взамен термина «экономикс» вошло в обиход словосочетание «экономическая теория». Наряду с предметным восприятием экономики как хозяйственной системы и представлением об экономике как совокупности знаний о хозяйственной системе отдельные авторы склонны видеть в слове «экономика» еще и третье значение. Они характеризуют 3) экономику как отношения, возникающие между людьми в связи с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров и в ходе этих процессов. Так что в целом экономика — это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании и отношения между людьми в процессе хозяйствования. Ну, а к хозяйству, как уже упоминалось, следует отнести все то, что включено людьми в орбиту действий, направленных на получение и использование средств существования, удовлетворение жизненных потребностей.
Соединяя разные подходы, можно прийти к обобщенному определению экономической науки, которое в формулировке П.Самуэльсона и В.Нордхауса выглядит следующим образом: Экономическая теория — это наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов и групп общества. Т.е., изучающую, каким образом разнообразные ограниченные ресурсы преобразуются в необходимые людям блага, как производятся, распределяются, обмениваются средства жизнеобеспечения. Существует и еще одно оригинальное определение экономической науки. Согласно этому определению экономическая наука есть совокупность знаний, позволяющих дать ответ на три группы взаимосвязанных вопросов: 1. Что следует производить и в каком количестве? 2. Как надо производить товары, кто их должен производить, из каких ресурсов, с помощью каких технологий? 3. Для кого производятся, кому предназначаются производимые товары и услуги, как они распределяются между потребителями? Иногда эти три группы вопросов излагаются предельно кратко: «Что? Как? Для кого?» Ответ на первый вопрос характеризует структуру производства, на второй — технологию, а на третий — сферу потребления производимого продукта.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |