Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Основные значения термина экономика




Лекция 1. Экономика как наука.

План:

1. Основные значения термина экономика.

2. Главные направления современной экономической мысли: политическая экономия и экономикс. Экономическая теория и прикладная экономика.

3. Методы и функции экономической науки. Взаимосвязь с другими дисциплинами.

Самостоятельно – Эволюция взглядов на предмет экономической теории.

Список литературы:

1. Экономика [Текст]: учебник / Г. П. Журавлева. - М.: Экономистъ, 2006. - 574 с - (Homo faber).. - Библиогр.: с. 552-553.

2. Экономика [Текст]: учебник / под ред. А. С. Булатова.- 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2006. - 831 с - (Homo faber).. - Глоссарий: с. 794-831

3. Экономика: Пер. с англ. / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. - М.: Дело, 2002. - 864 с. - (Зарубежный экономический учебник).

4. Экономическая теория [Текст]: учебник для вузов / Е. Ф. Борисов; Моск. гос. юрид. академия.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 544 с. - Библиогр.: с. 529-530.

5. Курс микроэкономики [Текст]: учебник / Р. М. Нуреев.- 2-е изд., изм. - Москва: Норма, 2008. - 576 с

6. Макроэкономика [Текст]: учебник / Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина.- 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело и Сервис, 2007. - 496 с.

7. Курс экономической теории [Текст]: учебник / под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой.- 5-е изд., исправ. доп. и перераб. - Киров: АСА, 2007. – 832

8. Экономическая теория [Текст]: учебник для вузов/В. Д. Камаев [и др.]; под ред. В. Д. Камаева.- 13-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 2007. - 592 с

9. Экономическая теория [Текст]: учеб. пособие для вузов / под ред. А. Г. Грязновой, В. М. Соколинского.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КноРус, 2006. - 464 с.

10. Экономическая теория [Текст]: учебник для вузов / под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича.- 3-е изд., доп. и испр. - CПб.: Питер, 2007. - 544 с

11. Экономическая теория [Текст]: учеб. для вузов / под ред. В. И. Бархатова, Г. П. Журавлевой. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 848 с.

12. Экономическая теория [Текст]: учебник для вузов / под ред. В. И. Видяпина [ и др.].- Изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 672

13. Экономическая теория [Текст]: учебник для вузов / М. А. Сажина, Г. Г. Чибриков.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2005. - 672 с.

14. Курс экономической теории: Общие основы. Микроэкономика. Макроэко­номика. Переходная экономика [Текст]: учеб. пособие / науч. ред. А. В. Сидорович. -М.: Изд-во МГУ: ДИС, 1997. - 736 с

В древности вместе с экономической деятельностью человека возникают первые экономические знания, представления – сколько необходимо тех или иных ресурсов, каковы затраты на производство какого-либо блага и т.д. Первоначально экономическое знание было не обособленно от других форм знания. Экономическое знание переплетается с религиозными представлениями, с устным народным творчеством, с мифами, зачатками точных наук и т.д. Т.е., первоначально и на протяжении многих столетий экономическая мысль была частью морально-философских представлений традиционного общества: она складывалась под влиянием религиозных пророков, древних философов, а позже – средневековых богословов, пытавшихся совместить ценности такого общества с неуклонным развитием в его недрах товарно-денежного обмена.

По мере развития труда и его разделения экономическое знание обособляется от других форм сознания и впервые самостоятельную форму приобретает в работах Ксенофонда и Аристотеля (III – IX вв до н.э.). В их работах наука называется «экономия» от двух латинских слов «ойкос» - дом, хозяйство и «номос» (oikonomos) - закон, в дословном переводе – законы ведения домашнего хозяйства.

Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение (первоначально ввел греческий философ Ксенофонт). Оно представляет собой соединение двух греческих слов «хозяйство» и «закон», так что в буквальном, изначальном смысле экономику следовало бы трактовать как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами. При этом надо помнить, что хозяй­ство в Древней Греции было в основном натуральным, домашним, так что экономи­ка того периода мыслилась не как народное хозяйство страны, а скорее как домовод­ство. В литературе по экономике, в толковых словарях термин «экономика» в его изначальной трактовке принято характеризовать как «искусство ведения домашнего хозяйства».

За более чем два тысячелетия смысл термина, самого понятия «экономи­ка» значительно обогатился и изменился. В это понятие теперь вкладывает­ся гораздо больше, чем первоначально заложил греческий философ Ксенофонт, которого принято считать автором популярного термина, вошедшего во все языки мира.

У Аристотеля встречается название «хрематистика» - наука об обогащении.

Самостоятельной наукой экономика становится только вместе с буржуазным способом производства в XV-XVI веке.

Мощным импульсом к развитию экономических знаний стала международная торговля. Формируются основы мирового рынка, возникает понятие мирового пространства. Монкретье вводит понятие «политическая экономия». В XVI-XVII вв. проблемы международной торговли пробудили внимание общественности многих стран к вопросам экономической политики, что привело к формированию общественного самосознания вокруг национально-государственных экономических интересов; в спорах об экономической политике ковались базовые экономические понятия и рождалось понимание того, что в экономике, как и в естественной природе, действуют объективные законы, без познания и учета которых никакой политик не может рассчитывать на успех своих начинаний.

К началу XVIII в. отрывочные знания о взаимосвязях и закономерностях в экономических процессах стали складываться в первые теоретические системы. Пионерами новой науки – политической экономии – выступили Ричард Кантильон, Франсуа Кенэ, Адам Смит.

Следующий этап в развитии экономической мысли начался в середине XIX в., когда после нескольких десятилетий неоспоримого лидерства классической политэкономии многие ее постулаты и выводы стали подвергаться сомнению. Вся последующая эволюция экономической науки происходила уже в условиях сосуществования и параллельного развития конкурирующих научных школ.

Экономика может быть определена как общественная наука, которая изучает поведение отдельных людей или групп в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг в целях удовлетворения своих потребностей посредством ограниченных ресурсов.

Ограниченность ресурсов имеет относительный характер. Она заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей (общество может удовлетворить все потребности отдельных людей, но лишая других, либо удовлетворить отдельные потребности всех).

Т.о., задача экономики – заботиться о наилучшем, оптимальном распределении ресурсов, повышая эффективность их использования.

Экономика – это наука о деятельности человека. Для удовлетворения своих потребностей человек должен трудиться. Труд – это основа человеческого существования. Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование природы с целью удовлетворения своих потребностей. Целесообразность труда состоит в том, что материальная деятельность человека всегда сопряжена с духовной деятельностью (например, архитектор и пчела).

Экономическая наука зародилась намного позже, чем сама экономика. В те­чение многих тысячелетий люди хозяйствовали, опираясь на передаваемый из поколения в поколение опыт. Знания и представления носили эмпири­ческий характер, не были обобщены и синтезированы в единую научную систему. Предшественницами научной экономики были философия и соци­ология.

Предмет экономики как самостоятельной области знаний вырисовался около 300 лет назад, когда зародилась политическая экономия — предвестник будущей эконо­мической теории. За прошедшее с тех пор время, в особенности за последние 150 лет, представления о предмете экономической науки значительно трансформировались.

Условия возникновения экономики как науки:

· становление капитализма;

· зарождение мануфактуры;

· углубление общественного разделения труда;

· расширение внешних и внутренних рынков;

· интенсификация денежного обращения.

 

В наше время следует иметь в виду, что слово «экономика» имеет два, а то и три разных значения.

1) Во-первых, экономика — это само хозяйство в широком смысле этого слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и ду­ховного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовле­творения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как создан­ную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.

2) Во-вторых, экономика — это наука, совокупность знаний о хозяйстве и связан­ной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще всего огра­ниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общест­ва; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.

Для того чтобы терминологически разделить экономику как хозяйство и как науку, слово «экономика» в иностранной, прежде всего англоязычной, литературе разделяет­ся на два: «экономика» (хозяйство, то есть экономику в ее непосредственном, натуральном проявлении) и «экономикс» (экономическую науку, а точнее — экономическую теорию). Такое разделение способствует большей четкости, определенности понимания экономики.

Отметим, что прямое употребление англоязычного термина «экономикс» в его русском написании не только неудачно, но и даже некорректно. Ведь никто не называет по-русски физическую науку «физикс», а математичес­кую — «математикс», хотя названия этих наук иностранного происхождения. Поэтому взамен термина «экономикс» вошло в обиход словосочетание «эко­номическая теория».

Наряду с предметным восприятием экономики как хозяйственной системы и представлением об экономике как совокупности знаний о хозяйственной системе отдельные авторы склонны видеть в слове «экономика» еще и третье значение. Они характеризуют

3) экономику как отношения, возникающие между людьми в связи с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров и в ходе этих процессов.

Так что в целом экономикаэто хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании и отношения между людьми в процессе хозяйствования.

Ну, а к хозяйству, как уже упоми­налось, следует отнести все то, что включено людьми в орбиту действий, направлен­ных на получение и использование средств существования, удовлетворение жизнен­ных потребностей.

 

Соединяя разные подходы, можно прийти к обобщенному определению эконо­мической науки, которое в формулировке П.Самуэльсона и В.Нордхауса выглядит следующим образом:

Экономическая теорияэто наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцеле­вое назначение, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов и групп общества.

Т.е., изучающую, каким образом разнообразные ограниченные ре­сурсы преобразуются в необходимые людям блага, как производятся, распределяют­ся, обмениваются средства жизнеобеспечения.

Существует и еще одно оригинальное определение экономической науки. Соглас­но этому определению экономическая наука есть совокупность знаний, позволяю­щих дать ответ на три группы взаимосвязанных вопросов:

1. Что следует производить и в каком количестве?

2. Как надо производить товары, кто их должен производить, из каких ресурсов, с помощью каких технологий?

3. Для кого производятся, кому предназначаются производимые товары и услуги, как они распределяются между потребителями?

Иногда эти три группы вопросов излагаются предельно кратко: «Что? Как? Для кого?» Ответ на первый вопрос характеризует структуру производства, на второй — технологию, а на третий — сферу потребления производимого продукта.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.