Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познание и истина




Результатом процесса познания является знание, однако необходимым, значимым знанием, знанием, которое можно использовать и на основе которого делать выводы является истинное знание.

Истиной называют адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение объекта таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания.

Истиной может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность.

Истина – это абстрактная категория, понятие, используемое, в философии, религии и научном познании.

В философии, понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью.

В логике критерием истинности выступает логическая правильность: относительная полнота формально-аксиоматических систем и абсолютное отсутствие в них противоречий.

В науке категория истины обладает двойственной характеристикой: она является как целью научного познания, так и самостоятельной ценностью, обеспечивающая принципиальную возможность научного знания совпадать с объективной реальностью.

Впервые философское понятие истины введено Парменидом как противопоставление мнению.

Наиболее распространенной концепцией истины является корреспондентская или классическая концепция истины. Её основные положения сформулированы Аристотелем. Истина понимается как адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятия сообщения об объекте и характеризуемая с позиции достоверности, то есть истина есть адекватное отображение действительности в сознании.

С конца XIX — середины XX вв. в философии усиливается иррационалистический подход к пониманию истины. Фридрих Ницше связывал истину с идеями вечного возвращения и переоценки ценностей. Жан-Поль Сартр полагал, что сущность истины есть свобода; в экзистенциализме сложилось противопоставление объективной истины и представлении о личной истине, в границах которой интуитивно раскрывается бытие в его подлинности.

С середины XX в. в западной философии истина понимается как особый идеальный объект (Ж Маритен, Н Гартман и другие), что связано с пониманием бытия как трансцендентного, сверхчувственного и рационально до конца не постижимого феномена.

Все теории можно разделить на

дающие реальное определение истине (истина понимается как явление)

устанавливающие правила употребления слова «истина» (истина как понятие)

Теории истины:

Классическая теория:

- Корреспондентская концепция: истина — это соответствие мысли (высказывания) и действительности (вещи), представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью (Ариститель, Гегель и др.) способы установления соответствия мысли и действительности:

- Авторитарная концепция: истина — это убеждение и/или доверие авторитету (в средневековой философии и теологии)

- Теория истины как очевидности: истина — это «ясное и отчетливое представление» (Р. Декарт, Ф.Брентано, Э. Гуссерль)

- Теория истины как опытной подтверждаемости (Дж. Локк, М. Шлик)

- Семантическая теория истины: поскольку высказывание о высказывании порождает семантические парадоксы, вводится запрет на определение понятия истины в теории, использующей данное понятие; требуется построение метатеории, задающей условия понимания истины для исходной теории (А. Тарский)

Неклассические теории:

- Конвенциональная концепция: истина как результат соглашения (А.Пуанкаре, Т.Кун)

- Когерентная теория (теория согласованности): истина — это характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний (Р.Авенариус, Э.Мах)

- Прагматическая теория: истина — это полезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха (Ч.Пирс))

Теории истины (концепции истины), устанавливающие правила употребления термина «истина» при разворачивании исследований:

- Дефляционная теория (концепция избыточности (redundancy)): слова «истина», «истинный», «истинно» излишни, поскольку избыточны для процесса познания: если делать утверждение об истинности некоторого предложения, то приходится высказывать само это предложение, отрицание же предложения означает его простое отрицание (А.Айер, М.Даммит и др.)

- Перформативная теория: слова «истина», «истинный», «истинно» являются перформативами в рамках теории речевых актов (П.Ф.Стросон)

Истина одна, едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые в свою очередь можно рассматривать как относительно самостоятельные истины.

Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования, знание, не опровергаемое, а только дополняемое и развиваемое, последующим развитием науки. Такие истины по сути являются гносеологическим идеалом. Абсолютная истина представляет собой только регулятивную идею, т. е. некий идеал, к которому безусловно нужно стремиться, но достичь и реально удостовериться в котором невозможно. В действительном своем выражении абсолютная истина есть понятие потенциальной бесконечности человеческого познания мира, предел, к которому стремится наше знание. К абсолютным истинам нередко относят "вечные" или "окончательные" истины, истины факта. Подобные истины, заметим, не играют существенной роли в науке, так как практически лишены содержания.

Понятие " относительная истина " служит для обозначения конечных, ограниченных моментов человеческого познания мира, приблизительности и несовершенства наших знаний о действительности, определенных ступеней или порядков углубления в ее неисчерпаемую сущность. Относительная истина зависит от реальных исторических условий своего времени, в частности от точности или совершенства средств наблюдения и эксперимента.
Абсолютная и относительная истины - истины объективные. Разница между ними лишь в степени точности и полноты отражения действительности. Абсолютная и относительная истины на самом деле - неразрывные аспекты истины объективной.

Истина объективна, то есть соответствует ОБЪЕКТУ познания, и потому не следует путать относительность истины (которая объективна, а не произвольна) с субъективизмом личного мнения.

Истина всегда конкретна. Абстрактной истина не бывает. У нее определенное предметное поле и столь же определенная область применимости. Даже такое, например, конкретное утверждение, как "вода кипит при 100 градусах С" жестко завязано на нормальное атмосферное давление (760 мм ртутного столба), "нормальную" высоту над уровнем моря, обычную воду и т.д. Высоко в горах, или в глубокой долине это наше в целом верное утверждение придется уточнять.

Конкретная истина не терпит общих схем, вообще-правильных формулировок. Важно учитывать социально-культурный контекст, конкретно-историческую ситуацию разработки и использования знаний.

Не все стороны нашей жизни поддаются оценке с точки зрения истинности или ложности, в частности эстетическое, отчасти – религиозное познание сложно оценивать относительно истины. Нельзя найти, открыть или установить истину в побудительных предложениях - ее надо просто выполнить.

Критерии истины:

- публичное или всеобщее признание часто используется как критерий истины, НО если какую-то информацию разделяет большинство, то это не значит, что на его стороне истина (существуют предрассудки)

- полезность, плоды и последствия применения. Эта точка зрения известна как прагматизм. Один из основателей прагматизма, американский философ Уильям Джеймс считал, что истинность суждения "Бог существует" не зависит от реальности существования Бога и обусловлена исключительно тем, что убежденность в его существовании благотворна для человеческой жизни. Прагматизм чаще всего выступает в индивидуалистической форме: истинно лично для меня, в моей жизненной перспективе. Но это очень сомнительно - отождествлять полезность с истинностью, так как полезна иногда и ложь (ложь во спасение). Таким образом, не все то истинно, что полезно.

- когеренция, т. е. самосогласованность, знания. Но если к уже существующей, наличной системе знания непротиворечивым образом присоединяется новое знание, то это еще не указание на то, что оно истинно.

- логический критерий

- ранее открытые фундаментальные законы

- практика, т.е. материальная предметно-чувственная деятельность человека, направленная на реальное преобразование мира - природного и социального. Это также не абсолютный критерий, так как практика носит всегда конкретно-исторический характер, развивается, совершенствуется, конкретизируется. практика может быть искаженной, социально-превращенной. Однако более точного и надежного критерия, чем практика, у людей нет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.