Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура и цивилизация. Техника и ее роль в истории цивилизации

В 58. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество.

В доиндустриальном, которое еще называют традиционным, определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главными институтами. В индустриальном обществе – промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном – теоретическое знание (наука), с университетом как местом его производства и сосредоточения.

Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопровождается превращением производящей экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. Изменяется социальная структура: классовое деление уступает место профессиональному. Собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение.

 

В 59. Философия культуры. Отличие понятия «цивилизация» от понятий «общество» и «культура». Роль духовной культуры в жизни общества.

Человек, культура и общество неразрывно связаны между собой. Ни человек, ни общество, не могут существовать вне культуры.

Культура (от латинского cultura – возделывание, воспитание, развитие) возникла и развивалась вместе с человеком. Она представляет собой то, что отличает человека от всех других существ

Само слово «культура» появилось в Древнем Риме, где оно означало прежде всего возделывание, обработку, «культивирование» земли. Однако, уже знаменитый древнеримский оратор Цицерон отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли есть также культура, означающая «возделывание души». И это второе значение в дальнейшем постепенно стало основным: под культурой стала пониматься прежде всего духовная культура людей.

В современном гуманитарном знании существует множество определений культуры – до 200. Это связано с многозначностью и богатством этого понятия. В самом широком смысле культура – это все созданное человеком, вся совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством за всю историю. Культура при этом понимается как «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир, в отличие от нетронутой человеком природы. Культура, также в широком смысле слова, – это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях.

Культура, в узком смысле слова, – это сфера духовной жизни людей. Это понятие употребляется для характеристики определенной исторической эпохи, конкретного общества, нации, специфической формы деятельности.

Под культурой также понимают:

1) «социальную наследственность» или «социальную память», которые не передаются биологическим путем;

2) внутреннее духовное развитие и богатство человека;

3) образ жизни определенного народа (например, культура Древнего Египта или Китая).

Особенности культуры:

1) Культура – это небиологическая деятельность человека, выражающая его сущностные силы. Общество не может жертвовать отдельной человеческой единицей ради прогресса общества, иначе возникает возможность тоталитарного общества. Не может быть прогресс построен «на хотя бы одной слезинке ребенка» (Ф. Достоевский, В. Соловьев).

2) Культура – мера развития человечности. К. Маркс: «Только в процессе усвоения культуры естественные человеческие свойства становятся собственно человеческими».

3) Культура выполняет важнейшую адаптационную функцию. Эта функция возникла с первыми наскальными рисунками, с первыми религиозными обрядами.

4) Культура выполняет также образовательную, воспитательную, познавательную и регулирующие функции. Г. Маркузе: «Культура выполняет репрессивную функцию по отношению к недостаточно обузданным действиям человека, чтобы защитить общество от деструктивных действий отдельных индивидов».

 

Культура выполняет ряд очень важных функций в жизни человека и общества. Во-первых, культура является той средой, в которой происходит социализация и воспитание человека. Только через культуру человек овладевает накопленным социальным опытом и становится членом общества. Поэтому культура действительно выступает в качестве «социальной наследственности», которая не менее важна, чем биологическая наследственность.

Во-вторых, важна нормативная функция культуры. Культура регулирует отношения между людьми посредством системы норм взаимоотношений между людьми, принципов морали.

С этим связана и третьяценностая функция культуры. Осваивая культуру, человек приобретает ориентации, которые позволяют ему различать добро и зло, прекрасное и безобразное, справедливое и несправедливое и т.п. Критерием для этого служат прежде всего нравственные и эстетические ценности, накопленные культурой.

Важна также, особенно в современном обществе, четвертаяразвлекательная или компенсаторная функция культуры. Во многих видах культуры, прежде всего в искусстве есть элемент игры, общения, психологической разрядки, эстетического наслаждения.

 

В. Межуев дает деятельностно-динамическое определение культуры. Исходя из данного подхода, структура культуры включает в себя:

1) Деятельность по созданию ценностей

2) Материальные и духовные ценности

3) Саморазвитие человека, которое происходит как в процессе создания ценностей, так и в процессе их освоения.

Культура – это специфическая человеческая деятельность, выраженная в материальных и духовных ценностях, а также в степени воплощения духовного опыта человечества в индивидуальном опыте человека.

Ж. П. Сартр: «Культура – это зеркало, в которое смотрится человек». Культура – это саморефлексия человека и человечества, возникшая на основе творческой деятельности человека по созданию материальных и духовных ценностей, ведущих в своей совокупности к саморазвитию человека.

М. Хайдеггер: «Культура – реализация духовных ценностей, путем высших человеческих достоинств».

В.С. Степин: «Культура – это совокупность информационных кодов, хранящих и транслирующих социально-духовный опыт человечества».

 

Различают материальную и духовную культуру. Материальнаякультура охватывает материальное производство. Она определяется уровнем развития техники, транспорта, средств связи и т.п. и является показателем уровня практического освоения человеком природы.

Духовная культура – это духовное производство: идей, идеалов, знаний, предметов искусства, традиции и обычаи, моральные и правовые нормы и т.д.

В принципе между уровнями материальной и духовной культуры нет прямой и однозначной связи. Например, древнегреческая духовная культура У-1У вв. до н.э. была явно выше духовной культуры более поздней римской империи, хотя в отношении материальной культуры Афины уступали Риму. В некоторых видах искусства и культурной деятельности вообще нужно очень осторожно говорить о прогрессе (например, живопись Возрождения всегда будет недосягаемым идеалом). Несмотря на все достижения науки и техники, ныне никто не может воспроизвести скрипку Страдивари. Духовная культура во многом живет по своим законам, у нее бывают свои периоды взлета, которые уже потом не удается повторить.

Среда культуры:

1) Экономический уровень.

2) Социальная развитость.

3) Уровень политической организации общества, отражающий меру свободы индивида.

4) Духовно-нравственная атмосфера общества.

Цикл культуры включает в себя следующие составляющие:

 

 

социум


культурная жизнь СМИ

 

творцы ценности учреждения

культуры культуры культуры

 

Понятие цивилизации родилось в античности как определение качественного отличия античного общества от варварского окружения.

В современной обществоведческой литературе понятие «цивилизация» не имеет однозначного определения и используется по меньшей мере в пяти смыслах:

1) как синоним культуры (А. Тойнби);

2) как стадия разрушения локальной культуры, ее закат (А. Шпенглер);

3) как следующая за варварством высшая ступень развития человечества (эпоха Просвещения);

4) мировое сообщество государств и народов;

5) как ступень развития региона или этноса (его материально- технический прогресс).

В настоящее время цивилизацию определяют как локальную межэтническую общность, которая формируется на основе единой исторической судьбы народов, проживающих на одной территории с высоким уровнем сходства форм и механизмов организации жизни общества.

Цивилизация – это системная характеристика общества в единстве его социокультурного развития, выражающая специфическое отличие данного общества от других этнических образований.

В рамках цивилизации складывается определенное сходство в хозяйственно-экономической деятельности, политическо-правовых системах, религиозных представлениях, системах образования и воспитания. Такие цивилизации формируются на основе длительного вхождения в многонациональное государство (например, «римский мир», «китайская цивилизация», «российская цивилиза ция») или на основе общей системы ценностей и жизненной практики (мусульманский мир, христианский мир, восточная цивилизация).

Согласно теории Энгельса-Моргана, можно выделить три этапа развития общества:

1) дикость,

2) варварство,

3) цивилизация.

Этап цивилизации включает в себя:

а) рабовладельческое общество,

б) аграрно-феодальная цивилизация,

в) цивилизация буржуазного типа.

В теории Освальда Шп енглера (1880-1936), которую он изложи в своём знаменитом сочинении «Закат Европы», говорится, что общество проходит два этапа в своём развитии:

1) этап восхождения, связанный с нарастанием духовности – это этап «собственно культуры».

2) этап нисхождения, связанный с новыми технологиями, урбанизацией городов, нарастание противоречий между странами, войнами и т. д. – этап цивилизации. На этапе цивилизации происходит «окостенение жизни». Не происходит ничего принципиально нового, что ведет к застою и распаду культуры. О. Шпенглер отождествлял культуру с жизнью биологического организма. Все культуры проходят три фазы развития:

1) рождение и детство,

2) молодость и зрелость,

3) старость и закат. Этап цивилизации – это «старость и закат» общества.

О. Шпенглер говорил, что бессмысленно говорить о человечестве в целом, надо изучать отдельные культуры. Шпенглер выделял восемь культур:

1. Египетская.

2. Индийская.

3. Вавилонская.

4. Китайская.

5. Греко-римская.

6. Византийско-арабская.

7. Майя.

8. Русско-сибирская.

 

Структура цивилизации:

1) технологический базис,

2) экономический базис,

3) гражданское общество,

4) вся гамма социокультурного развития общества (семья, нация и т.д.).

Цивилизация – это степень реализации культуры во всех сферах жизни общества. Этапы развития цивилизации связаны с социотехническими революциями:

1) Этап перехода от общества собирательного типа, ведущего полудикий образ жизни, к аграрной цивилизации. Этот этап связывают с неолитической революцией, т.е. переходом к «производящему» обществу. Он включает в себя первобытное, рабовладельческое, феодальное общество.

2) Промышленная революция 18 века и становление буржуазного общества привели к индустриальной цивилизации.

3) 40-е -50-е гг. 20 века связаны с научно-технической революцией и переходом к постиндустриальной цивилизации.

На смену постиндустриальному обществу идет информационное общество.

 

В 60. Техника и ее роль в истории цивилизации. Социальные последствия развития технического прогресса. Феномен информационного общества.

Научно-технические революции, создавшие в XX в. единое представление о научно-техническом прогрессе, актуализировали исследование в философии такого явления, как техника.

Феномен техники приобрел в наше время поистине мистические очертания. «Демонизм» техники проявляется в том, что созданная человеком, она выходит из-под его власти и сама начинает определять его судьбу и судьбу человечества. «Фаустовский договор» с НТП выражается в том, что нарастающая ущербность духовной жизни человека, нравственная и духовная деградация оказываются той ценой, которую вынужден платить человек за комфорт и различные удобства. В этом проявляется амбивалентность техники, которая, с одной стороны, облегчает жизнь человека, а с другой, – представляет реальную угрозу его существованию.

Философия техники направление в составе философского знания, нацеленное на осмысление многоаспектного феномена техники, требующего междисциплинарного подхода при системном исследовании техники в историко-цивилизационном, культурологическом, методологическом, антропологическом, нравственно-эстетическом и аксиологическом контекстах.

Э. Капп "Основные черты философии техники" (1877 г.), современная проблематика философии техники оформляется в 60-70-е гг. XX в. и включает в себя сложный спектр мировоззренческих вопросов:

1. что такое техника как феномен культуры;

2. какова ее роль и функции в цивилизационном развитии;

3. каковы ее формы и границы воздействия на человеческое бытие;

4. является ли техника благом для человечества и каковы сценарии перспектив дальнейшего цивилизационного развития современного общества на тех­нической основе.

Греческое слово techne означает искусство создания нового, ранее не существующего. Определения техники:

· - искусство в широком смысле слова,

· - навык, мастерство, многостороннее умение, то есть профессиональное искусство,

· - знание в широком смысле слова (про-из-ведение, по М. Хайдеггеру),

· - творчество, и, прежде всего, техническое творчество, – как изобретение технических систем,

· - неорганическое тело человека, вторая природа,

· - артефакт, то есть продукт человеческого труда,

· - эффективная методологическая деятельность (Ф. Рапп),

· - совокупность рационально выработанных методов (Ж. Эллюль),

· - технические орудия – это проекции, продолжение и усиление человеческих органов.

Обобщая данные определения, можно сделать вывод, что техникаэто искусственно созданные средства деятельности человека.

К. Ясперс: Техника – совокупность действий знающего человека, направленных на господство над природой. Гелен в «теории замкнутых контуров технических действий» утверждал, что все типы инженерной техники проектируются для расширений физических способностей человека. А. Хунинг утверждал: «Мы достигли зоологической стадии техники и приближаемся к поистине антропологической технике».

В историческом плане принято говорить о технике как орудиях труда, машинах, механизированных и автоматизированных комплексах различного функционального назначения, информационных системах, совокупности коммуникаций(транспортных, промышленных, медицинских, образовательных, сервисных и др.).

Орудия труда являются непосредственным доказательством происхождения человека посредством предметно-практической деятельности. Археологические находки, сделанные супругами Лики в Восточной Африке, позволяют говорить о том, что техни­ка появилась в виде орудий труда 2 млн. лет назад.

Различают пассивную технику и активную технику. Пассивная техника – это производственные помещения, железные дороги, мосты, каналы, телефон, радио, телевидение. Активная техника состоит из орудий или инструментов, машин и аппаратуры управления машинами.

Орудия труда делятся на:

1) орудия физического труда;

2) орудия умственного труда (компьютеры);

3) орудия жизнедеятельности человека (очки, слуховые аппараты, протезы).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В 57. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории | Этапы развития техники
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.