Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компьютерные технологии обеспечения поиска и обработки информации

Мировые тенденции быстрого развития новых информационных технологий, в том числе, в сфере науки, привели к появлению большого числа разнообразных информационных ресурсов и услуг. Следует отметить, что в числе народно-хозяйственных приоритетов стоит структурная перестройка экономики, ее научно-промышленной сферы, с ориентацией на внедрение наукоемких технологий, обновление основных фондов, активизацию инвестиций с широким использованием инноваций. В связи с этим обеспечение свободного оперативного доступа российских пользователей к этим ресурсам стало одной из первоочередных задач информационного обслуживания науки, культуры и образования. Сегодня очевидно, что наиболее эффективно эта задача решается путем создания электронных библиотек, которые реализуют качественно иной подход к оперированию разнообразной информацией в электронном виде и предоставлению ее массовому пользователю.

Последние годы в России, несмотря на финансово-экономические проблемы, наблюдается заметный прогресс в использовании современных информационных технологий. В 1997 г. в стране выпущено более 200 электронных изданий на компактных оптических дисках, возникли сотни российских Web-серверов в глобальной сети Internet, содержащих разнообразную научную, культурную, образовательную, массовую и другую некоммерческую информацию. Создано несколько тысяч оригинальных учебно-образовательных программ, в том числе и для дистанционного обучения.

Тысячи исследовательских и учебных организаций, библиотеки, музеи, архивы имеют компьютерное оснащение и подключены к Internet.

Как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации из бюджета финансируются многочисленные проекты по созданию электронных информационных ресурсов. В этой же сфере активно действуют государственные и негосударственные фонды, а также коммерческие организации.

В настоящее время реализуется ряд комплексных программ, таких как:

- Государственная научно-техническая программа "Федеральный информационный фонд";

- Межведомственная программа "Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы";

- пилотная Межведомственная программа "Российские электронные библиотеки" (РФФИ и РФТР Миннауки РФ).

В рамках этих программ и проектов осуществляются: создание регионально-ориентированной инфраструктуры для генерации, поиска, предоставления и распространения информации, которая позволит существенно приблизиться к мировому уровню информационного обслуживания; развитие транспортной среды, общей для науки, образования, культуры и медицины; построение на этой основе предметно-ориентированных логических сетей.

Создаются крупные распределенные информационные системы, т.е. сети серверов, использующих общий набор стандартов представления информации, метаданных, пользовательских интерфейсов и т.д. Такая система, например, создается в рамках межведомственного проекта "Сетевая интеграция информационных ресурсов ведущих библиотек и информационных центров России" (LibWeb), осуществляемого при поддержке РФФИ и Российского гуманитарного научного фонда.

На государственном уровне можно выделить пять блоков проблем информатизации науки и образования:

Электронизация информационных ресурсов (с учетом решения вопросов интероперабельности неоднородных коллекций) и реализация современного телекоммуникационного доступа российских ученых к информационным ресурсам ведущих национальных центров - генераторов баз данных (ВИНИТИ, ИНИОН и др.)

Создание единого унифицированного интерфейса доступа к ресурсам и электронным каталогам научных библиотек, а также создание системы цифровых библиотек - в первую очередь на базе информационных ресурсов таких ведущих российских библиотек как Российская государственная библиотека, Библиотека естественных наук Российской академии наук, Государственная публичная научно-техническая библиотека и др.

Внедрение информационных методов в процессы научных исследований: компьютерное моделирование, корреляционный анализ типа "структура-свойство", статистический анализ и др. Реализация телекоммуникационного доступа к научным базам данных, создаваемым в научных организациях страны (это порядка 20 тыс. БД в различных предметных областях: физика, химия, математика, биология, информатика и т.д.). Интеграция научно-исследовательской и информационной деятельности посредством внедрения альтернативной информационной технологии -компьютерной автоформализации профессиональных знаний. Ученые могут производить новые знания (научную продукцию) путем проведения эксперимента, теоретических расчетов, обобщения знаний, путем сбора фактов, их систематизации. К настоящему времени в российской науке - по крайней мере в ряде предметных областей (математика, геология, химия и др.) - накоплен огромный объем знаний, информации, требующий очень большого объема работ по ее обобщению, систематизации, для создания условий широкого использования этой информации учеными и специалистами. Так, в геологии и геофизике, по некоторым оценкам, накоплен такой большой объем данных, что с точки зрения прагматической результативности целесообразно было бы отказаться в ближайшие 10-12 лет от затрат на новые дорогостоящие изыскания и исследования, и сосредоточить усилия на систематизации и обработке уже имеющейся информации.

Реконструкция на качественно новой основе информационного обмена между информационными центрами восточноевропейских стран и стран - бывших республик СССР.

Реализация: а) телекоммуникационного доступа российских ученых к зарубежным базам данных с научной и технической информацией; б) доступа мирового научного сообщества к российским автоматизированным информационным ресурсам.

Следует отметить значимость разработки правовых вопросов развития отечественной информационной инфраструктуры, таких как:

- правовое регулирование прав собственности, авторских и смежных прав в условиях технически легкого копирования и тиражирования любой информации, представленной в цифровом виде;

- правовой статус электронных изданий и электронных публикаций;

- правовое регулирование содержания (вредное и незаконное);

- правовой статус провайдеров и и других поставщиков информационных услуг в телекоммуникационных сетях;

- финансово-правовые вопросы распространения информации (особенно актуальные для государственных бюджетных организаций) и др.

Основной задачей программ Российского фонда фундаментальных исследований является обеспечение скоординированного и сбалансированного развития трех основных компонент информационной инфраструктуры науки: телекоммуникационных, информационных и вычислительных ресурсов.

Важной и приоритетной деятельностью Фонда является поддержка междисциплинарных исследований и разработок, а также новых актуализировавшихся направлений, таких как дистанционные исследования физических и биологических объектов (в том числе телемедицина); системы комплексного обеспечения функционирования территориально-распределенных рабочих групп ("виртуальные научные коллективы"); компьютерное обеспечение систем мониторинга крупномасштабных природных и техногенных объектов; электронные библиотеки и коллекции.

При этом в соответствии с основными принципами деятельности Фонда стоит задача обеспечить: а) эффективный контроль за выполнением проектов; б) доступность информации о результатах их реализации для научной общественности. Одним из этапов решения этой задачи стало создание мультимедийного динамического Альбома-справочника "РФФИ: поддержка телекоммуникационной инфраструктуры фундаментальной науки" и его публикация в Интернете. Благодаря визуализации данных и их представлению в унифицированном формате, хорошему поисковому сервису и использованию единой системы обозначений, Альбом дает возможность пользователю не только легко находить необходимую информацию, но и судить об эффективности поддержки Фондом как программы в целом, так и отдельных проектов. Другой особенностью этого Альбома является то, что он содержит как технические данные, представляющие интерес для специалистов, так и информацию общего характера, необходимую для принятия организационных и административных решений, а также для координации работ по развитию научных и образовательных сетей в рамках проектов и программ различных министерств и ведомств. (альбом размещен на серверах РФФИ (http://www.rfbr.ru) и Ногинского научного центра РАН (http://netserv1.chg.ru/albom/)).

В настоящее время каталог Всемирной электронной библиотеки (ВЭБ) состоит из порядка 1 тысячи экземпляров и он постоянно пополняется. Поиск на веб-сайте ВЭБ можно будет вести на семи языках, в том числе на русском. ВЭБ изначально создавалась на базе Библиотеки Конгресса США, в которой на сегодняшний день хранится 26 миллионов единиц документов. Однако за последние четыре года к проекту присоединились библиотеки и национальные архивы ряда других стран, в том числе Российская национальная библиотека (Санкт-Петербург), Российская государственная библиотека ("Ленинка") в Москве и Президентская библиотека имени Ельцина.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Метод калькуляции затрат, связанных с процессами | Научная Электронная Библиотека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.