Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Учебно-материальное обеспечение. II. Расчет учебного времени Содержание и порядок проведения занятия время, мин вводная часть основная часть Учебные вопросы 1




II. Расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы 1. Понятие и природа глобальных проблем 2. Классификация глобальных проблем 3. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ    

 

III. Литература

 

Основная:

1. Бучило Н.Ф. Философия: учеб. пособие / Н.Ф. Бучило, А.Н.Чумаков.-5-е изд., перераб. и доп.-М.: Проспект, 2010.-480с.

2. Налетов И.З. Философия: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2010, - 400 с.

3.Философия: учебник для вузов/под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 735 с.

Дополнительная:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 592 с.

2. Губин В.Д. Философия: учеб. – М.: Проспект, 2010. – 336 с.

3.Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие / Е.В. Зорина, Н.Ф. Рахманкулова [и др.]; под ред.А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. – М.: Изд-во Проспект, 2009. – 336 с.

4. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для бакалавров. М., Юрайт, 2012. – 561с.

5. Философия: учебно-методический комплекс для подготовки бакалавров. В 2 ч.: часть 1: учебник / Под общ. ред. Ф.Д. Демидова - М.:РАГС, ИНФРА-М, 2010.-432с.

6. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 560с.: ил.

 

 

1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор.

2. Демонстрационные плакаты, схемы.

 

1. Понятие и природа глобальных проблем

 

Особенность современной эпохи — появление глобальных проблем. До не­давнего времени считалось, что ни силы природы, ни сами люди не в состо­янии прекратить существование человечества, или, по крайней мере, суще­ственно повлиять на его существование. Сегодня перед человечеством стал гамлетовский вопрос: быть или не быть? Ситуация, с которой столкнулось общество, является результатом развития самого общества, главным образом научно-технического прогресса.

 

К глобальным проблемам относятся те, которые удовлетворяют следу­ющим условиям:

1)масштабностью, значимостью не для отдельных стран и регионов, а для человечества в целом;

2)остротой, требующей незамедлительного решения;

3)комплексностью, связанностью друг с другом.

Решение глобальных проблем можно сгруппировать на проблемы:

связанные с отношениями между государствами;

связанные с отношениями «человек—природа»;

связанные с отношениями «человек—общество».

К первой группе проблем относятся проблемы сохранения мира, вырав­нивания уровней экономического и социального развития всех стран; ко вто­рой — проблемы ресурсов, энергетики, продовольствия и т. д.; к третьей — проблемы образования, здравоохранения, культуры и т. д.

Осознание глобальных проблем привело к формированию так называ­емой глобалистики — комплексу концепций о причинах и путях решения глобальных проблем.

На первом месте среди глобальных проблем — проблема выживаемости человека. Общечеловеческие затраты на вооружение превышают все виды затрат на производство продуктов питания в мире. Наращивание вооружения, с учетом ядерного оружия, становится бессмысленным. Ни одна страна сегодня не может обеспечить только свою безопасность. Безопасность может быть только всеобщей.

Второе место среди глобальных проблем занимает экологическая проблема. Природа перестает выдерживать антропогенные воздействия.

Важной является энергетическая проблема. Необходимо разработать но­вые методы получения энергии, сокращая используемое органическое топ­ливо. Нужно стремиться к безотходному производству.

Ставится вопрос о необходимости снижения темпов прироста населе­ния, стабилизации его численности; называют оптимальным для Земли на­селение порядка 8-9 млрд человек. Многие представители глобалистики, считая, что главной причиной глобальных проблем является научно-техни­ческий прогресс, полагают, что он же и позволит решить эти проблемы. Тех­ника, основанная на науке, позволит разрешить возникшие противоречия и привести общество к оптимальному состоянию. В глобалистике предлагается множество рекомендаций. Но как их осу­ществить? Ясно, что разрешение глобальных проблем требует нового поли­тического мышления, новой организации международных отношений и орга­низации мирового сообщества. Но все это встречает значительные трудности.

2. Классификация глобальных проблем.

Классификация глобальных проблем выступает как важный компонент комплексного исследования акту­альных противоречий современности и позволяет рас­сматривать эти проблемы в их взаимодействии и взаимо­обусловленности. Она помогает выделить существенные связи, установить приоритеты и определить степень обо­стрения объективно существующих глобальных проблем. Помимо этого, классификация способствует более глубо­кому пониманию системной взаимосвязи глобальных проблем и помогает определиться в последовательности принятия практических решений. Большое значение имеет и то, что строго и четко прове­денная классификация в определенной мере подводит итог результатов предшествующих исследований в данной области познания и, вместе с тем, отмечает начало нового этапа в развитии таких исследований. В настоящее время среди различных подходов к классификации глобальных проблем наибольшее признание получил тот, в соответствии с которым все они делятся на три большие группы в зависимости от степени их остроты и первоочередности решения, а также от того, какие при­чинно-следственные отношения существуют между ними в самой реальной жизни.

1. Таким образом,первую группу составляют проблемы, которые характеризуются наибольшей общностью и акту­альностью. Они проистекают из отношений между различ­ными государствами, и потому их называют интер­социальными. Здесь выделяются две наиболее значимые проблемы: устранение войны из жизни общества и обеспече­ние справедливого мира; установление нового международ­ного экономического порядка.

2. Вторая группа объединяет те проблемы, которые воз­никают в результате взаимодействия общества и природы: обеспечение людей энергией, топливом, пресной водой, сырье­выми ресурсами и т.п. Сюда же относятся и экологические проблемы, а также освоение Мирового океана и космического пространства.

3. И наконец, третью группу составляют проблемы, свя­занные с системой «человек — общество». Это демографиче­ская проблема, вопросы здравоохранения, образования и др.

Отнесение той или иной проблемы к какой-то конкретной группе имеет в некотором роде условный ха­рактер и зависит от исходных посылок, основания их деле­ния. Поэтому любая подобная классификация должна рассматриваться не как окончательный вариант решения вопроса, а как один из возможных способов реконструирования сложной системы, способствующий лучшему по­ниманию природы взаимосвязи глобальных проблем. Теперь дадим краткую характеристику наиболее важ­ным проблемам, представляющим серьезную опасность для всего человечества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.