Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие в командной экономике




Государство

 
 


Предприятие Рынок Предприятие

 

Предприятия, хотя в какой-то мере ориентировались на требования рынка, но эти требования не являлись определяющими, да и сам рынок был модефицирован дефицитом.

В результате такого огосударствления для общества и госу­дарства возникла сложная система ориентиров. В то время как успех самостоятельного предприятия определяется при­былью, через обезличенный механизм рыночных цен, оценка деятельности предприятий в командной экономике — внеш­ней организацией. Центр при этом задает все параметры хозяйственной деятельности, включая цены. Так как это явле­ние носит субъективный характер, то все это приводит к неверным решениям в экономической деятельности.

Централизованно невозможно по каждому производству определить объемы, распределить их в соответствии с ре­альными потребностями, тем более определить цены, отра­жающие взаимосвязь спроса и предложения.

На основе директивного планирования рассчитывается объем предложения, исходя из учета затрат и прибыли, фиксируются цены.

В этих условиях цена, как правило, не отражает измене­ние спроса и, следовательно, дает производителю неверную информацию. В результате, на данную продукцию образует­ся дефицит. В этих условиях покупают все, что предлагают. Снижается порог качества. Предприятия, чтобы нормально работать, идут на противоправные действия. Начинает рас­цветать спекуляция, теневая экономика.

Итак, в условиях жестокой заорганизованности хозяйст­ва, негибкости цен производство становится малоэффективными. Директивное планирование превращается для предприятий в администрирование, которое противоречит законам экономики.

Когда государственное вмешательство в экономику переходит разумные границы, оно блокирует механизм кон­куренции, ставя на ее место государственную монополию. Таким образом государственные предприятия теряют стимулы к конкуренции, минимизации затрат, общество начинает расплачиваться за неэффективное государственное вмешательство в производство.

В этих условиях главная цель государства — определение микроэкономических задач. Государство не вмешивается в экономическую жизнь предприятий. В условиях рынка всю информацию о направлениях хозяйственной деятельности производитель получает через жизнеспособную систему цен ми ресурсы, товары и услуги. Данная информация поддер­живается процессом, где экономика работает в режиме вы­числительных машин выдающих набор сложных ценовых уравнений, учета факторов конкуренции.

Государство

       
   


Предприятие Рынок Предприятие

 

Взаимодействие в смешанной экономике

Вышеприведенный принцип взаимодействия государства и предприятий через рынок означает минимум вмеша­тельства государства в деятельность предприятий и рынка. И этих условиях государство, по сути, выполняет функцию целеполагания и вмешивается в эти отношения в случае нежелательных явлений, т. е. отклонения от намеченных целей. Данное вмешательство осуществляется через меха­низм государственного регулирования. При этом механизм государственного регулирования должен отвечать интере­сам не только государства, но и интересам предприятий. Рынок позволяет быстро и оперативно реагировать на изме­нения ситуации, но, чтобы оперативно реагировать на ситуации, их нужно предвидеть. Важную роль в системе пер­спективного регулирования играет программирование.

Система государственного программирования предлагает разработку варианта социально-экономического разви­тия страны и хозяйственной стратегии по ее реализации. При этом составляются не только общехозяйственные про­граммы, но и программы по решению тех или иных кон­кретных проблем. Программы не носят директивного ха­рактера, они играют информационную, а следовательно, регулирующую роль.

Государственное программирование позволяет предви­деть перспективы развития, дает информацию предприяти­ям о намерениях государства, является координирующим звеном для всех других форм государственного регулирова­ния.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.