Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип научности

Принцип гражданственности

Принцип гражданственности отражает социальные аспекты обучения. В настоящее время его значимость является общепризнанной в связи с изменением государственного статуса России, необходимостью возрождения чувства патриотизма, чувства Родины, развития национального характера, формирования национальных ценностей и разработкой доктрины отечественного образования. Данный принцип выражается в ориентации содержания образования на развитие субъектности личности, ее духовности и социальной зрелости.

Принцип гражданственности в обучении предполагает гуманистическую направленность содержания образования, которое позволяет удовлетворять социальные и личностные потребности. Он связан с формированием гражданского самосознания, системы представлений о социальном и политическом укладе России, о психологических особенностях российского этноса, его ментальных структурах, приоритетах национальной политики и культуры.

Согласно принципу гражданственности в обучении содержание образования должно быть отобрано через призму его социальной и личностной значимости, иметь материал, отражающий текущие события, региональную и местную специфику.

 

Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Принцип научности требует, чтобы содержание образования, реализуемое как в учебное, так и во внеучебное время, было направлено на ознакомление обучаемых с объективными научными фактами, явлениями, законами, основными теориями и концепциями той или иной отрасли науки, приближаясь к раскрытию ее современных достижений и перспектив развития.

Имея прямое отношение к содержанию образования, принцип научности определяет требования к разработке учебных планов, учебных программ и учебников. При построении учебного процесса он требует использования дополнительного материала, содержащего сведения о глобальных проблемах и современных достижениях. Последовательное осуществление принципа научности означает ориентацию процесса обучения на формирование у учащихся концептуального видения мира и создание его адекватного и реалистического образа.

Принцип научности имеет отношение и к методам обучения. В соответствии с ним педагогическое взаимодействие должно быть направлено на развитие у учащихся познавательной активности, креативного и дивергентного мышления, творчества, ознакомление их со способами научной организации учебного труда. Этому способствуют использование проблемных ситуаций, в том числе ситуаций личностного выбора, специальное обучение умению наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты наблюдений, вести научную дискуссию, доказывать свою точку зрения, работать с учебной и научной литературой.

При обучении детей начальной школы в соответствии с принципом научности важно соблюдать рад правил, а именно:

- строго выполнять в процессе обучения требования Государственного образовательного стандарта, учебных программ;

- обеспечивать овладение детьми первоначальными представлениями об особенностях ускорения научно-технического прогресса, о роли науки в развитии общества, экологичности производства, о характере трудовых и производственных отношений, о наиболее востребованных профессиях;

- ознакомление детей с доступными для них текущими событиями внутренней и внешней политики;
- каждое нововведенное научное понятие систематически повторять, применять и использовать на всем протяжении изучения предмета, ибо, что не повторяется, то забывается;

- не сводить ознакомление с новыми идеями, восприятие нового знания к отдельному акту: рассматривать каждое явление во все новых связях и отношениях;

- не упускать возможности ознакомления учащихся с биографиями выдающихся ученых, их вкладом в развитие науки;

- в связи с все увеличивающимся потоком научной информации главное внимание уделять ключевым проблемам, раскрывать перед учащимися основные идеи научных достижений, приучать их следить за новой информацией, поощрять коллективное обсуждение новых вопросов;

- формировать умения и навыки наблюдения фактов, явлений, фиксирования и анализа результатов наблюдения, проведения опытов, объяснения их содержания, оформления и использования полученных данных, обращение к простейшим приборам, техническим средствам;

- поощрять исследовательскую работу школьников, знакомить их с основами доступной им опытнической работы, алгоритмами решения творческих задач;

- давать школьникам возможность пережить радость открытия, успех, удовлетворенность от познавательного напряжения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные сведения. Ключевые слова: закономерности обучения, принципы обучения, развитие принципов обучения, взаимосвязь закономерностей и принципов обучения | Принцип воспитывающего обучения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.