Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика развития личности ребенка в образовательном процессе

Ключевые понятия: проверка и оценка знаний, функции проверки и оценки, диагностика развития личности.

Тема 1.8. Проверка и оценка усвоения знаний, умений и навыков младшими школьниками

Диагностика развития личности ребенка в образовательном процессе.

Образовательная, воспитательная и развивающая функции проверки и оценки усвоения знаний младшими школьниками. Влияние организационных качеств личности педагога на результативность педагогического процесса.

Цель: Показать роль диагностирования в педагогическом процессе. Рассмотреть разные виды, формы и методы контроля результатов обучения. Познакомить с методами диагностирования обучаемости.

Диагностика – это прояснение всех обстоятельств протекания учебного процесса, определение его результатов.

Различают диагностирование обученности и обучаемости. Обученность рассматривается как достигнутый на момент диагностирования уровень знаний и умений. Цель диагностирования – своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса.

Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, выявление динамики тенденций, прогнозирование дальнейшего развития учебного процесса.

Контролирование, оценивание знаний и умений учащихся включается в диагностирование как необходимые составные части. Это очень древние компоненты педагогического процесса, однако, и на сегодняшний день идут споры о смысле оценивания.

Противоречивый характер школьной оценки отмечал Я.А.Коменский. Он обращал внимание педагогов на необходимость разумного и взвешенного пользования своим правом на оценку.

Критикуя недостатки существующих форм контроля, К.Д.Ушинский отмечал, что они подавляют умственную деятельность, любознательность, инициативу ребенка.

История развития нашей школы помнит безуспешные попытки изменить подходы к школьному контролю. Так, в мае 1918 года Постановлением Народного Комиссариата «Об отмене оценок» вместе с оценками были ликвидированы и экзамены. Их заменили особые тетради учета, фамилии лучших и худших учащихся записывались на так называемых «красных» и «черных» досках, внедрялось «социалистическое соревнование»…. Но обучение без оценок (фактически без контроля) не дало положительных результатов.

Заслуживает внимания система оценки на содержательно-оценочной основе, разработанная Ш.А.Амонашвили. Эта система позволяет управлять обучением и всей школьной жизнью с позиции интересов школьников, постоянно проявлять веру в возможности и перспективы каждого школьника, сотрудничать со школьниками в процессе обучения, быть этичным по отношению к школьнику, уважать и поддерживать его достоинство. Но для этого необходимо сформировать умение содержательной оценки у школьников.

Ш.А.Амонашвили выделяет три основные линии в процессе формирования умения содержательной оценки: оценочную деятельность педагога, суть которой заключается в коррекции и стимулировании учебно-познавательной деятельности школьников, в выражении положительного отношения к ним и веры в их возможности; деятельность, направленная на формирование умения содержательной оценки у школьников в условиях коллективной учебно-познавательной деятельности, суть которой заключается в образовании общественных эталонов, общественного мнения, в установлении и выражении положительно-критических отношений в детском коллективе; деятельность, направленная на формирование оценочного компонента в самостоятельной учебно-познавательной деятельности; тут главное – самооценка, внутренняя (рефлекторная) оценка, регулирование учебно-познавательной деятельности на основе содержательной самооценки.

Функции контроля. Будучи составной частью процесса обучения, контроль выполняет социальную, образовательную, воспитательную, эмоциональную, информационную, управленческую функции.

Социальная функция предполагает установление требований к уровню развития, воспитания, осведомленности школьников, их познавательной, эмоциональной и волевой сфер. Реализация этой функции позволяет установить степень и качество соответствия стандарту. Отметка становится инструментом оповещения общественности (учеников, родителей, учителей) и государства о состоянии и проблемах образования на данном этапе развития общества.

Образовательная функция предполагает сравнение достигнутого результата в усвоении знаний, умений и навыков с ожидаемым эффектом обучения. Учитель констатирует качество усвоения учебного материала по следующим критериям:

- полнота и осознанность знаний;

- умение применять знания в нестандартных ситуациях;

- умение выбирать лучший способ решения учебной задачи. При этом устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), помогает выявить проблемные области в процессе обучения, определить конкретные результаты своей деятельности.

Воспитательная функция способствует формированию положительной учебной мотивации и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки. Но это происходит только при объективной, гласной оценке достижений школьников.

Но главная функция контроля диагностическая.

Различают текущий, периодический и итоговый контроль.

Текущий контроль – это систематическая проверка усвоенных знаний, умений и навыков. Она проводится, как правило, на каждом уроке. Учитель при этом использует разнообразные формы, методы и средства контроля.

Периодический контроль осуществляется после крупных разделов программы, большого периода обучения.

Итоговый контроль проводиться накануне перевода в следующий класс или на следующую ступень обучения. Его задача – зафиксировать тот уровень знаний и умений, который обеспечит дальнейшее обучение.

В целом, функция контроля состоит в установления уровня усвоения знаний на всех этапах обучения, в измерении эффективности учебного процесса. Эта функция конкретизируется в следующих задачах:

- определение пробелов в знаниях,

- коррекция процессов обучения,

- планирование последующего обучения,

- рекомендации по предупреждению неуспеваемости.

Важно для науки и практики содержание контроля. В отечественной педагогике принято считать, что проверке подлежат знания, умения и навыки. Они описываются как общедидактические и на предметном уровне. В западной педагогике проверяемые результаты обучения описываются как когнитивные, социальные и эмоциональные цели обучения. К этому в настоящее время направлены усилия отечественной дидактики. Проблема состоит в том, чтобы цели обучения, они же результаты, подлежащие проверке, формулировать в терминах поведения, в наблюдаемых действиях учеников.

Поскольку, школа не только формирует знания, но воспитывает и развивает, необходима проверка школьных достижений и в этих направлениях. Имеется в виду развитие речи, мышления, памяти, умение использовать знания в нестандартной, новой ситуации, решать проблемы, выполнять практические работы.

Содержанием школьного контроля является также сформированность мотивов учебной деятельности и таких социальных качеств, как чувство ответственности, моральных норм и поведения. Однако эти качества трудно поддаются измерению и потому контроль за их сформированностью для дидактики пока остается проблемой.

Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся являются объективность, систематичность, наглядность (гласность).

Методы контроля – это способы диагностической деятельности, позволяющие осуществить обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Они должны обеспечивать систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об учебном процессе.

Если понимать контроль как педагогическую диагностику, то и методы контроля надо рассматривать как методы научного исследования педагогического процесса. В этом случае они будут более разнообразными и всеобъемлющими. Однако большинство дидактов уделяет преимущественное внимание методам школьного контроля, т.е. способам проверки, которые используют учителя. К ним относятся: методы устного контроля, методы письменного контроля, методы практического контроля, дидактические тесты, наблюдение.

Отдельные ученые выделяют методы графического контроля (Г.И.Щукина), методы программированного и лабораторного контроля (Ю.К.Бабанский), пользование книгой, проблемные ситуации (В.Окунь).

К методам устного контроля относятся беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологические карты, схемы, сообщения об опыте и пр. Основу устного контроля составляет монологический ответ учащегося или беседа учителя с учеником, когда учитель задает вопрос и ждет на него ответа. Индивидуальный опрос учащихся позволяет учителю получить более точные представления о знаниях школьников, однако он оставляет пассивными других учеников класса. Фронтальный опрос занимает всех учеников класса, но дает поверхностные представления об усвоении.

Письменный контроль (контрольная работа, изложение, сочинение, диктант и пр.) обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения, так как он требует комплекса знаний и умений учащихся.

Выполнение практических работ можно считать эффективным, но мало применяемым способом проверки результатов обучения, часто из-за отсутствия необходимого оборудования.

При текущем контроле знаний в школе учитель часто использует наблюдение, систематическое изучение учащихся в процессе обучения.

Методы текущего и периодического контроля позволяет учителю получить достаточно полные данные об ученике: об уровне его знаний и умений по предмету, об отношении к учебе, уровне его познавательной активности, сознательности, умении мыслить, решать самостоятельно различного рода задачи.

Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски необходимых форм контроля и его организация - это важнейшая задача педагога. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить - все это должно быть продумано учителем при подготовке к уроку. Наряду с этим следует продумать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их товарища. У каждого учителя должна быть своя система контроля, она должна включать разнообразные средства и приемы работы, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями.

Формы контроля не должны сводиться только к организации воспроизводящей, репродуктивной деятельности учащихся, чем традиционно страдает процесс обучения в нашей отечественной школе. Необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся при выборе форм контроля.

Особые требования должны предъявляться к итоговым письменным работам, которые необходимо проводить лишь тогда, когда учитель уверен, что большинство учащихся усвоило соответствующий учебный материал. Такие работы должны быть посильными для учащихся, способствующими формированию уверенности в их силах, в противном случае интерес к процессу обучения снижается.

Если говорить о письменных и устных формах проверки знаний, то каждая из них имеет свои специфические стороны и свое значение. Устная форма способствует выработке быстрой реакции на вопрос, развитию памяти учащихся. Письменная проверка эффективнее развивает логическое мышление, приучает к большей точности в ответах.

Одним из сравнительно новых методов проверки результатов обучения являются дидактические тесты.

Дидактический тест (тест достижения) – это набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Самые первые образцы тестов появились в конце 19 века. Широкое распространение они получили в англоязычных странах с 20-х годов нынешнего столетия. Преимущество тестов в их объективности, т.е. независимости проверки и оценки знаний от учителя.

Как устроен тест? В школьной практике чаще используются тесты, в которых задание требует ответа на вопрос. При этом в одних случаях необходимо заполнить промежуток в тексте, в других необходимо выбрать один из предложенных ответов (обычно их 3-5).

Тесты, с помощью которых можно определить обученность школьников, должны удовлетворять ряду требований. Они должны быть:

- краткосрочными, т.е. не требовать больших затрат времени;

- однозначными, т.е. не допускать произвольного толкования задания;

- правильными, т.е. исключать возможность формулирования многозначных ответов;

- относительно краткими, требующими сжатых ответов;

- стандартными, т.е. пригодными для широкого практического использования.

Тесты различают по видам целей обучения. Имеется четыре таксономических категории целей образования и соответствующие им тесты. Первый тип тестов проверяет знания фактов, понятий, законов, теорий – всех сведений, которые подлежат запоминанию и воспроизведению. Второй тип тестов проверяет умение выполнять мыслительные операции на основе полученных знаний. В основном – это решение типовых задач. Третий тип заданий предполагает проверку умения давать самостоятельную критическую оценку изучаемого. Четвертая категория целей выделяет задания, проверяющие умения использовать знания в новых ситуациях.

Существуют различные методики обработки результатов тестовых исследований. Чаще разработчик теста присваивает каждому ответу определенный «вес», выраженный баллом или процентом. Различают два подхода к анализу результатов тестирования. В одних случаях результаты тестов сравнивают со средним результатом, который принимается за норму. Это так называемые тесты, ориентированные на норму. Существуют тесты, ориентированные на критерии. В этом случае важно правильно определить критерии. Они должны строиться на анализе учебного материала и определять, что должны знать и уметь учащиеся к концу изучения конкретного курса.

В отечественной дидактике тестирование до недавнего времени считалось вредным, так как на его основе происходит селекция учащихся и ограничение возможностей их развития. Это отчасти верно по отношению к тесту интеллекта. Тесты же школьной успеваемости проверяют только усвоенные знания и потому являются эффективным средством контроля наряду с другими методами.

Как правило, результаты контроля выражаются отметкой. В отечественной педагогике принята 4-х бальная система отметок:

«5» – владеет в полной мере (отлично);

«4» – владеет достаточно (хорошо);

«3» - владеет недостаточно (удовлетворительно);

«2» - не владеет (неудовлетворительно).

Однако отметка не может показать объективные результаты учебной деятельности без оцениваемых показателей владения знаниями, умениями и навыками.

В последние годы в дидактике формируется надпредметный, общедидактический уровень осмысления показателей обученности школьников. Пидкасистый П.И. (66) представляет показатели сформированности знаний, умений и навыков следующим образом:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нестандартные уроки | Показатели сформированности знаний
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 7272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.