КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Технология гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили
Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребенком много вдохновенных минут, не раз следя увлажненным взором за борьбой ангела с сатаною, где светлый ангел побеждает. Я. Корчак Гуманная педагогика, ориентированная на личность ребенка, предполагает абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики. В вопросах воспитания российская педагогика всегда занимала взвешенную позицию. Не слишком умиляться и заласкивать ребенка, не быть чрезмерно строгими и неуступчивыми советовали специалисты родителям и воспитателям. Это до поры до времени оправдывало себя. Но в условиях демократизации, новых экономических реалий оказалось, что российская молодежь, имея много прекрасных качеств, уступает западной в отношении к жизни, нравственным ценностям, самоопределению, уважению к себе. По сравнению с зарубежными сверстниками наши ребята выглядят более скованными, какими-то подавленными, зависимыми. В большинстве своем они малоактивны и малоинициативны, ждут чужой указки и не способны отстоять собственное мнение. Естественно, это результаты воспитания, точнее — его недостатки. Необходимость воспитывать свободную, активную, уважающую себя личность заставляет педагогов внимательно присматриваться к зарубежному и передовому отечественному опыту. Почему и за счет чего достигается более высокая эффективность воспитания? Конечно, в развитых странах и экономические условия, и традиции, и общий уклад жизни очень влияют на то, каким вырастет человек. Но многое зависит и от воспитания. Вглядевшись повнимательнее, обнаружим, что методы, формы, системы здесь не при чем. И у нас они хорошие. Главное — в отношении к детям.
Нам уже известны принципы гуманистической педагогики, потребовавшей изменить отношение к воспитаннику и своими достижениями доказавшей правильность этого выбора. Ее результаты оказались настолько впечатляющими, что уже никто в мире не собирается их оспаривать, а тем более игнорировать полезный опыт гуманистического воспитания. Постепенное преобразование учебно-воспитательной системы на гуманистических основах началось и в большинстве отечественных учебно-воспитательных заведений. Идеи гуманистической педагогики особенно актуальны для нашей страны сегодня. У нас в результате известных социальных причин был нарушен естественный механизм эмоциональных связей между поколениями. Укрепилось понятие дистанции. Старшие возвысились над младшими, подавляя их и требуя беспрекословного повиновения. Длительное время женщине-матери навязывалась мужская роль производственницы, в силу чего она не могла быть полноценным воспитателем своих детей. «Можно», - «нельзя» - вот небогатый набор воспитательных средств эмоционального общения с детьми. В семьях было утеряно главное - безусловная любовь к детям, когда их любят такими, какие они есть. В результате целые поколения выросли зависимыми, несвободными, не имеющими собственных мыслей, не умеющими принимать собственные решения и за них отвечать. Однотипное государственное воспитание (ясли, детский сад, школа с продленным днем) мало способствовало развитию духовных отношений ребенка с учителями, взрослыми. Дети лишались опыта полноценного духовного саморазвития. Что же конкретно не устраивает нас в традиционно организованном учебно-воспитательном процессе? Такое воспитание тяготеет к авторитаризму, т. е. в нем доминирует власть воспитателя, а воспитанник остается в положении подчиненности и зависимости. Иногда такое воспитание называют еще директивным (руководящим), потому что решения принимает и направляет весь процесс воспитатель, а воспитанник обязан только выполнять требования. Таким и вырастает — пассивным исполнителем, равнодушным к тому, что и как он делает.
Педагогика указаний рассматривает воспитательное влияние по схеме «требование—восприятие—действие». «Понял? — спрашивает учитель. — Теперь выполняй!» Понятно не всегда и не все, а зачем нужно выполнять — и подавно. Поведение ученика, организованное по этой схеме, толкает его на приспособленчество. Ученик выполняет требования, но действовал бы он так без указаний учителя или родителя? Самостоятельных решений он ведь не принимает, ответственности за них не несет, за последствия не отвечает. Теперь проследим, как развивается процесс авторитарного воспитания дальше. Человек растет безинициативным, подавленным, несвободным. На каком-то этапе он видит, что взрослым справляться с ним становится все труднее. И рост, и вес, и пробивающиеся усы требуют самоуважения. Его воспитанник начинает завоевывать сам. То, что ему недодали, он склонен отбирать. Так появляется неуважение к взрослым, отчуждение от них, и высшая степень проявления этого чувства — хамство и нахальство. Пожинаются горькие плоды неуважительного воспитания ребенка. Прав был А. С. Макаренко: правильное воспитание — наша спокойная старость, а неправильное — горе и слезы. Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, требуется иной подход. Необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, действовать всегда правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно ориентированное воспитание. Оно создает новые механизмы моральной саморегуляции, постепенно вытесняя сложившиеся стереотипы принудительной педагогики. Воспитание, ориентированное на личность, ее жизнь, деятельность, является перспективным только тогда, когда между воспитателями и воспитанниками взаимодействуют такие формы, которые активизируют процесс воспитательной инициативы у детей. От состояния «Я должен» к состоянию «Я хочу» ребенка приводит его личное отношение к тому, что он делает. Чтобы это произошло, нужно отказаться от многих устоявшихся педагогических привычек.
Основными установками в технологии гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили являются следующие установки: Законы учителя – любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку; Принципы гуманной педагогики – очеловечивание среды вокруг ребенка, уважение личности ребенка, терпение в процессе становления ребенка; Заповеди учителя-воспитателя – верить в безграничные возможности ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку; Опоры в ребенке - на стремление к развитию, к взрослению, к свободе; Личностные качества учителя – доброта, откровенность и искренность, преданность своему делу. Назовем некоторые методические подходы технологии гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили. Это: - технология обучения детей с шестилетнего возраста; - все обучение стимулирует активность и самодеятельность детей; - широкое использование вариативности выбора действий, паритетное включение ребенка в учебный процесс, высокий потенциал творческих заданий; - обучение с включением типичных ошибок, что приучает детей постоянно думать самостоятельно, слушать, проверять, критически воспринимать всю поступающую информацию; - формирование у детей способностей к оценке и самооценке при безотметочном обучении. Вся учебно-воспитательная система построена не по принципу подготовки ребенка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. В чем различие между традиционным и развивающим обучением: - по целям;
- по содержанию материала; - по методам и формам обучения? 2. Какие требования к учителю предъявляет развивающее обучение? 3. В чем особенности системы Л.В.Занкова? 4. В чем особенности системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова? 5. Раскройте сущность технологии гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили. Раздел 3. Управление системой начального образования Система образования в Российской Федерации. Начальная школа как звено в системе образования. Основные понятия научного управления. Системный и ситуационный подходы как методология управления. Управление функционированием и развитием начального образования. Педагогический коллектив и его развитие. Основные функции педагогического управления. Управление неформальными организациями. Показатели качества управления. Особенности управления образовательными учреждениями для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Управление развитием образования и воспитания в образовательном учреждении комплекса «Детский сад - школа». Вариативная система современной начальной школы. Новые информационные технологии в управлении образованием. Аттестация педагогических кадров.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |