Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязь категорий качество и конкурентоспособность продукции

Понятие о качестве жизнедеятельности

Качество жизнедеятельности как социально-экономическая категория – это субъективная и объективная характеристика, рассматриваемая через степень удовлетворения постоянно изменяющихся входящих и исходящих потребностей человека. Его определяют субъективно существующие составляющие – качество окружающей среды, предлагаемых услуг и товаров. Качество жизнедеятельности нельзя рассматривать без учета субъективных факторов – индивидуальных запросов, вкусов, образа мышления, интересов.

Рассматривая качество жизнедеятельности можно выделить следующие аспекты.

Национальный – определенные национальные черты, влияющие на предъявляемые к качеству требования.

Политический – качество тесно связано с конкурентоспособностью, спросом, то есть влияет на уровень доходов населения, безработицу, политическую ситуацию внутри страны, ее международный статус.

Технический – научно-технический прогресс приводит к совершенствованию качества продукции, которое в свою очередь создает предпосылки для ускорения НТП.

Социальный – высокое качество жизнедеятельности способствует повышению уровня образованности, интеллектуального развития, благосостояния нации.

Экономический – все решения в области качества связаны с экономическими затратами и имеют смысл только в том случае, если приводят к экономическому эффекту.

Моральный – некачественный труд аморален.

 

 

Рыночная экономика в качестве одной из важнейших характеристик включает конкуренцию между субъектами и объектами рынка. С конкуренцией тесно связано и понятие конкурентоспособности. Конкурентоспособность продукции – это ее относительная характеристика, которая отражает отличие данной продукции от продукции конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности.

Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:

полезностью (качество, эффект от использования и т.п.);

определяющими затратами потребителя при удовлетворении его потребностей посредством данного изделия (затраты на приобретение, использование, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и т.п.);

конкурентоспособностью предложения (способ продвижения продукции на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.д.).

Категории «качество» и «конкурентоспособность» продукции непосредственно и тесно взаимосвязаны, поскольку имеют общую сферу формирования и проявления. В практической деятельности нередко между ними ставится знак равенства. Однако, понятие конкурентоспособности шире понятия качества продукции.

Понятие качества продукции является главной составляющей конкурентоспособности, которая определяет ее уровень, но не является единственной. Т.о. качество продукции является категорией более стабильной при неизменных организационно-производственных условиях создания продукции и достигнутом уровне научно-технического прогресса.

Конкурентоспособность – это категория динамичная, которая зависит от характера и изменения потребностей рыночной ситуации, платежеспособного спроса.

Кроме того, конкурентоспособность – это понятие относительное, четко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. Поскольку у каждого потребителя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, то конкурентоспособность приобретает еще и индивидуальный оттенок.

Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя и гарантируют удовлетворение данной потребности.

Все характеристики товара, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценке конкурентоспособности как неимеющие к ней отношения в данных конкретных условиях.

Превышение норм, стандартов, правил не только не улучшает конкурентоспособность продукции, а напротив нередко снижает ее, т.к. ведет к росту цены, не увеличивая потребительскую ценность товара. Поэтому самый высококачественный товар может не найти покупателя, оказаться неконкурентоспособным.

 

 

Весьма значимым является и еще одно принципиальное различие между качеством и конкурентоспособностью. Конкурентоспособность – сугубо рыночная категория, которая отражает одну из характеристик рынка, а качество – это экономическая категория, которая присуща не только рыночной экономике.

 

Проблема качества и повышения конкурентоспособности становится ключевой для российских предприятий, способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и к проблеме качества, а также к подходам и методам их решения, выражаясь в разных формах: сосредоточении усилий широкого круга компаний на налаживании производства продукции конкурентоспособной по своим характеристикам; изучении опыта западных компаний, которые поставляют на мировой рынок продукцию, превосходящую по своим параметрам отечественную, с целью возможного его использования на своем предприятии; активизации деятельности по разработке и внедрению системы менеджмента качества продукции, отвечающих требованиям международных стандартов (в экономически развитых странах эти системы являются не только источником получения конкурентных преимуществ, но и обязательной инфраструктурной основой для эффективного взаимодействия компаний в условиях стремительно углубляющегося разделения труда); постепенном осознании российскими менеджерами необходимости освоения новой философии качества и на ее основе формировании в компаниях принципиально новой для отечественной практики организационной культуры.

Решение проблемы качества – неотъемлемый элемент стратегии развития современных компаний, поэтому начинать внедрение системы менеджмента качества продукции следует с определения места этой системы в общей стратегии компании.

Поскольку деятельность по формированию системы менеджмента качества продукции путем реализации международных стандартов и принципов TQM (всеобщего управления качеством) ориентируется на повышение качества и конкурентоспособности продукции (услуг) компании, то все процессы, вязанные с этой деятельностью, следует начинать с анализа потребностей и ожиданий потребителей этой продукции (услуг). Поэтому компания прежде всего должна определить маркетинговую стратегию, которая будет отражать интересы и особенности потребителей и характер конкурентных преимуществ ее продукции (услуг), за счет которых она рассчитывает добиться успеха.

В соответствии с маркетинговой стратегией должны развиваться активы компании и ее технологический потенциал, поэтому необходима стратегия технического развития.

Качество продукции и ее конкурентоспособность существенно зависят от качества и режима поставок материалов и комплектующих, следовательно, необходима стратегия взаимодействия компании с их поставщиками.

Создание и практическое использование системы менеджмента качества продукции зависит от людей, их квалификации и способности постоянно учиться и совершенствовать свои знания и умение, от их реального вовлечения в деятельность для решения проблемы качества. Это обусловливает необходимость стратегии эффективного управления персоналом.

Для планирования мероприятий по улучшению качества и устранению причин производства некачественных продуктов (услуг), выделение средств и людей для осуществления улучшений необходимы анализ и оценка затрат, связанных с качеством, и эффекта от улучшений, поэтому неотъемлемой составляющей стратегии компании является система прозрачного бухгалтерского и управленческого учета в рамках системы менеджмента качества продукции.

При формировании стратегии компании особое внимание следует уделять определению и развитию стержневой компетентности, то есть тому комплексу взаимосвязанных ресурсов и внутренних возможностей компании, которые обеспечивают ее стратегическую конкурентоспособность, достижение устойчивых конкурентных преимуществ перед соперниками на рынке.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социально-экономическое значение качества продукции | Призначення і конструкції однолопатевих доліт
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.