Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Период СССР




Дореволюционный

Особенности развития рекламы в России.

Известный тезис «Реклама – двигатель торговли» принадлежит русскому предпринимателю Метцелю, основавшему первую контору по приему объявлений в 1914 году в Одессе. Однако отношение к рекламе в России всегда было настороженным, особенно к западной.

Этапы развития рекламы в России:

В 15 веке вошло в обыкновение оглашать правительственные указы с Красного крыльца кремлевских палат в Москве, на Ивановской площади. Отсюда поговорка «Кричать на всю Ивановскую».

В период царствования Петра I и Екатерины II начинается информационный прорыв в российском обществе. Потоки информации шли из зарубежных стран. Развитие собственного производства, развитие культуры – все эти факторы способствовали и началу рекламной деятельности в стране. Это не были, естественно, широкие рекламные кампании, но уже наблюдалось появление различных видов рекламы в жизни населения. Некоторые из них приобрели сразу специфический характер, позволивший говорить об определенном, русском стиле рекламы.

И первой такой рекламой, вошедшей в быт русского народа, стали «потешные» листы, получившие название «лубки» (печатная реклама). Другой вид – устная, уличная реклама (коробейники, менялы, зазывалы, скоморохи, уличные циркачи и пр. на различных мероприятиях, уличных шествиях, фейерверках и ярмарках) – т.н. фольклорная реклама.

В Российской империи право на публикацию коммерческой, биржевой и промышленной рекламы было особой привилегией правительственных, официальных изданий.

В числе первых декретов Советской власти был Декрет о введении монополии на объявления, подписанный Луначарским 8 ноября 1917 года. С этих пор реклама по существу прекратила свое существование в России. (монополия на информацию)

Несколько коротких лет НЭПа (сер. 20-х – нач. 30-х гг.) можно рассматривать лишь как короткий этап развития рекламы (всплеск). В 1921 г. издан правительственный указ о разрешении помещать в газетах объявления от государственных организаций, кооперативов и частных лиц. Правительство санкционировало создание рекламных агентств, в основном государственных. Реклама была официально объявлена важным средством пропаганды среди населения отличительных качеств советского образа жизни, в основу её темы была положена идея прекрасного будущего. Особенно красочно оформлялись плакаты с лозунгами борьбы за это будущее. При этом реклама приобрела характер орудия государства в борьбе между социалистическим и частным секторами экономики. Многие поэты, художники были причастны в этот период к созданию рекламы (деятельность В.Маяковского в «Окнах РОСТА» - написал более 100 стихотворных реклам). Известные советские художники того времени разрабатывали специальный дизайн рекламных объявлений и госзнаков. По качеству выполнения, профессиональному использованию красок и дизайна реклама 30-х гг. может рассматриваться как образец рекламного искусства в Советской России.

Несмотря на всю красочность и пользу, которую принесла официальная реклама в эти годы, она по существу не выполняла своей главной функции – быть посредником между производителем и потребителем! В стране не было серьезной конкуренции между производителями, поскольку НЭП не означал подъема и развития мощных частных промышленных предприятий, всё ограничивалось мелкими частными структурами. Большого рынка товаров в стране не было.

С отменой НЭПа и целенаправленным развитием социалистической экономики в СССР реклама вновь, как и после революции 1917 года, исчезла как инструмент экономического развития.

Перестала существовать не только частная реклама, но и контролируемая государством реклама утратила свое значение. На протяжении последующих 50 лет реклама в СССР развивалась очень слабо, и если существовала как таковая, то только во внешнеэкономической деятельности.

 

Реклама в СССР была в примитивной форме, её особенности:

1. Она была безальтернативной - “Летайте самолетами АЭРОФЛОТА!” - а чем ещё мог летать советский человек.

2. Навязывающей те товары, которых было много и которые не пользовались спросом - “Ешьте рыбу хек!” - и это в то время, когда как раз рыбы было много в любом магазине и покупатели, невзирая на рекламу, предпочитали другую рыбу, а хек и минтай - это была еда для кошек.

3. Реклама без товара - т.к. довольно много товаров было дефицитом - поэтому товаров, соответствующих рекламе, потребителю не доставалось.Хотя был лозунг - “Реклама - двигатель торговли”, который не работал.

Т.о. реклама в СССР сыграла определенную, скорее негативную роль: она закрепила в сознании, что реклама в одном случае - это выбор без выбора, а в другом - попытка сбыть товар не лучшего качества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.