Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции руководства




Руководство и лидерство пронизывают всю систему управления.

Понятия “руководитель” и “лидер” не синонимы.

Лидер – это формальный или неформальный руководитель (организатор, вождь), который может представить коллективу перспективу развития, пути и методы движения к ней, а также способен во имя достижения целей сплотить вокруг себя определенное количество единомышленников. Лидер всегда обладает неординарными организаторскими качествами, способностью влиять на поведение и отношения индивидуумов (коллективов, групп, и классов).

Для того, чтобы в полной мере проявились качества лидера, важнейшее значение имеют поиск и точное формирование целей. Даже когда цель нереальна. Вечные качества лидера могут на какое-то время сплотить коллектив. Огромную важность имеет точная формулировка и постановка стратегических целей, для чего лидер должен быть высоким профессионалом в данной предметной среде.

Важным качеством лидера является глубокое знание психологии личности, коллектива, неродных масс, толпы людей. Профессионализм лидера должен позволять ему как обосновывать свою точку зрения, свои целей, пути и методы их достижения, так и аргументированную критику иных точек зрения, на пути решения проблемных ситуаций.

Лидера отличают такие качества, как глубокая убежденность в правоте своей идеи, профессионализм, психологическая устойчивость, высокие организаторские качества, способность к психологическим контактам, психологическая совместимость с коллективом, высокие морально-этические качества, способность к компромиссам без потери основных приоритетов.

Лидер должен обладать определенным авторитетом и имиджем. Авторитет – это совокупность профессиональных и/или морально-нравственных качеств. Имидж – это внешнее представление о личности созданное искусственно рекламой, средствами массовой информации, общественным мнением в интересах определенных политических сил и социальных групп.

Лидер воодушевляет людей и вселяем в них энтузиазм, передавая им свое видение будущего и помогая адаптироваться к новым ситуациям. Они способны добиться значительных успехов организации за счет подбора команды людей, которые понимают и разделяют их взгляды. Они обладают и умеют пользоваться своими эмоциями и интуицией.

Лидером может быть любой человек в организации, а не только ее руководители. Лидерство проявляется на всех уровнях управленческой иерархии, в том числе и на низовом. Так, на низовом уровне иерархии лидерами могут быть и мастер, и бригадир, и рабочий, которые своим отношением к работе и людям служат образцом для подражания.

Лидерство является важнейшей частью управления. Менеджеры должны осознавать необходимость развития у себя лидерских качеств и стремиться к выполнению лидерских ролей в организации, так как это необходимо для раскрытия их творческого потенциала, как руководителей.

Руководитель – это формальное лицо организации, наделенное властью над другими людьми или коллективами. Назначается, избирается или нанимается. Руководители предприятий, нанимаемые за плату, называются менеджерами. Они исполняют волю нанявших их коллективов или индивидуумов.

Чтобы выполнять сложные и ответственные функции, по управлению организацией, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использования их в повседневной работе. Им необходимо обладать соответствующими профессиональными знаниями и умениями, быть способными работать с людьми и управлять самими собой, иметь специфические личностные качества, вызывающие доверие со стороны коллег и подчиненных.

К личности и профессиональной компетенции менеджеров предъявляются следующие требования:

∙ высокое чувство долга и преданность делу;

∙ честность в отношении с людьми и доверие к партнерам;

∙ уважительное и заботливое отношение к людям в организации, особенно к своим подчиненным;

∙ способность критически оценивать свою деятельность, умение делать правильные выводы и непрерывно повышения эффективности работы организации;

∙ уметь разрабатывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и уровень неопределенности;

∙ уметь использовать современные информационные технологии и средства коммуникации, необходимые в управленческом процессе;

∙ быть информированным по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние техники, технологии, динамика спроса на продукцию, конкуренция и т.д.;

∙ владеть наукой и искусством управления человеческими ресурсами;

∙ способность управлять ресурсами предприятия, планировать и прогнозировать работу предприятия;

∙ владеть способностью повышения эффективности управления;

∙ знать опыт менеджмента в других организациях и отраслях, а так же опыт управления за рубежом;

∙ уметь налаживать внешние связи организации.

Менеджеры организации классифицируются на менеджеров высшего, среднего и низшего уровня.

Менеджеры высшего уровня – это должностные лица, занимающие ключевые посты в организации, администрации предприятия. На этом уровне занять 3-7% руководителей от общего числа управленческого персонала. К ним относятся:

∙ менеджеры собственники;

∙ генеральный директор или президент;

∙ заместители генерального директора или вице-президенты;

∙ руководители ведущих линейных и функциональных подразделений компании.

Менеджеры высшего уровня наделены полномочиями решать главные проблемы и задачи функционирования и развития организации, определения миссии и главной цели развития предприятия; разработка долгосрочных стратегий развития, формирования организационной структуры предприятия и ее системы управления; управление ресурсами кампании; распределение прибыли организации; формирование маркетинговой политики; установление отношений с другими.

Менеджеры среднего уровня – самый многочисленный слой, составляющий примерно 50-60% общей численности управленческого персонала. Он включает в себя:

∙ менеджеров, возглавляющих структурные подразделения, отделения и отделы организации;

∙ заместителей руководителей, менеджеров отделов маркетинга, логистики и других функциональных подразделений организации.

Наиболее важные функции, выполняемые менеджерами среднего уровня:

∙ руководство и контроль за ходом выполняемых работ;

∙ принятие оперативных решений;

∙ планирование и организация работ с вверенными им подразделениями;

∙ мотивирование сотрудников подразделений;

∙ обеспечение коммуникаций – передача управленческой информации сверху вниз и снизу вверх;

∙ организация внутренних и внешних контактов;

∙ разработка отчетных документов и их представление менеджерам высшего звена.

Менеджеры низшего уровня – менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительного труда и несущие прямую ответственность за работу конечных исполнителей, т.е. работников организации, непосредственно производящих товары или услуги. Они осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригада, смена, участок.

На нижнем и среднем уровнях менеджеры заняты в основном координацией совместной деятельности исполнителей, по этому эта функция наряду с мотивированием является одной из важных.

Руководитель организации должен одновременно быть ее лидером и эффективно управлять своими подчиненными.

Для эффективного управления организацией руководитель должен располагать властью.

Власть – это совокупность полномочий и инструментов, с помощью которых руководитель (класс) может заставлять других индивидуумов (групп, классов) выполнять определенные действия (линию поведения) так, как он хочет.

Власть составляет основу (стержень) системы управления. Различают формальную и реальную власть.

Формальная власть – это власть должности. Она обусловлена официальным местом должностного лица в структуре управления организации. Измеряется либо числом подчиненных, которые прямо или косвенно обязаны подчиняться его распоряжениям, либо объемом материальных ресурсов, которые находятся в распоряжении данного должностного лица.

Реальная власть – это власть, как должности, так и влияния и авторитета должностного лица. Она обусловлена местом должностного лица не только в официальной, но и в неофициальной системе отношений. Измеряется числом людей (подчиненных) которые готовы добровольно подчиниться данному должностному лицу, а так же степенью зависимости подчиненных от него.

Часто власть ассоциируется с насилием, силой, агрессией, т.е. в основе власти лежит сила, принуждения. Вместе с тем сила является не обязательным компонентом власти.

Необходимость власти в действиях руководителя обуславливаются следующими обстоятельствами. В дополнении к формальным полномочиям, руководителю требуется власть, так как, во-первых, они часто зависят от некоторых людей, которые ему не подчинены, во-вторых, в современных организациях исполнители не принимают полностью тот поток приказов, которые исходят от начальника.

Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти.

Руководитель зависит от своего непосредственного начальника, подчиненных и коллег. Без содействия этих людей, руководитель не может эффективно осуществлять свои функции. Многие руководители напрямую зависят от людей и организаций, находящихся в не их собственной организации.

Даже в том случае, когда руководитель обладает четко определенными полномочиями, направлять усилия коллектива, не всегда оказывается возможным. Часто подчиненные могут отказаться выполнять указания руководителя, тем самым, сводя на нет его полномочия.

Зависимость руководителя от людей и факторов, которыми нельзя управлять – основная трудность, которую испытывает руководящий состав. Если руководитель не в состоянии взаимодействовать с неуправляемыми силами, значит, он не может выполнять свои обязанности.

Баланс власти. Многим из нас кажется, что руководитель может нам навязывать свою волю независимо то наших чувств, желаний и способностей. Если бы было так, то назначенные руководители всегда имели бы власть над своими подчиненными. Но это не так.

Необходимо знать, что влияние в власть зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя. Не существует реальной абсолютной власти, так как никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях.

Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации, определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица и ситуации. Чем больше мы зависим от другого лица, тем больше власть это лицо имеет над нами.

Власть подчиненных. Обычно руководитель имеет власть над подчиненными. Однако в некоторых случаях подчиненные имеют власть над руководителями, (необходима для принятия решения информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях, где содействие необходимо для руководителя (в артистической среде, в среде спортсменов).

Руководитель должен сознавать, что подчиненные обладают властью. По этому использование им своей власти в одностороннем порядке может привести к ответной реакции у подчиненных, что снизит уровень достижения цели.

Умный руководитель стремиться поддерживать разумный баланс власти, достаточный для достижения цели, но не вызывающий у подчиненных чувства обездоленности и, отсюда, непокорности.

Чем больше необходимой информации, ресурсов или услуг один руководитель дает другому, тем больше его власти над этим руководителем.

Т.к. секретарши начальников знают, откуда можно получить информацию, то они часто располагают властью.

Исследования показывают, что эффективный руководитель никогда не будет проявлять свою власть в приказной манере.

Итак, властью располагают, как руководитель, так и подчиненные. Для эффективного управления организацией необходимо соблюдать баланс власти, т.е. власть руководителя должна быть уравновешена с властью подчиненных. Неуравновешенная власть имеет тенденцию развращать или руководителя, или подчиненных.

Для рядовых исполнителей принуждения проявляется в виде страха перед различными официальными санкциями, носящими в основном материальный характер (штраф); для руководителей большое значение имеют моральные санкции, ставящие под угрозу их служебное положение, авторитет. Власть, основанная на законном принуждении, называется административной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.