Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель принятия решения руководителем Врума – Йеттона




Теория (Модель) жизненного цикла

В соответствии с этой теорией эффективные стили лидерства зависит от «зрелости» исполнителей, Под зрелостью исполнителей понимаются способность исполнителей нести ответственность за свои поведение, желание достичь поставленной цели, образование и опыт в отношении задачи, которую необходимо выполнять.

Зрелость является постоянным качеством лица (группы), а зависит от выполнения задачи.

Соответственно и руководитель может менять своё поведение в зависимости от зрелости подчинённых.

Существует 4-е типа лидерства, которые соответствуют конкретному уровню зрелости:

- дать указания

- продавать

- участвовать

- делегировать

Указания требуют, что руководитель сосчитал большую степень ориентации на задачу и малую – на членов отношения. Он применяется в том случае когда подчинённые либо не хотят, либо не способен отвечать за конкретную задачу и им требуются соответствующие инструкции, руководство, строгий контроль.

Второй стиль – «продавать», предполагает что стиль руководителя в раной мере ориентированной на задачу и на человеческие отношения. В этой ситуации подчинённые хотят принять ответственность но не могут т.к. обладает среднем уровне зрелости. В этом случае руководитель выбирает поведение, ориентированное на задачу, чтобы дать конкретные инструкции починённым относительно того как нужно делать.

Третий стиль – характеризуется умеренно высокой степенью зрелости. В этой ситуации подчиненные могут но не хотят отвечать за выполнение задачи. Для руководителя, сочетающего низкую степень ориентированности на задачу и высокую степень – не человеческих отношений самым подходящим стилем будет стиль основанный на участии подчинённых в выработке и принятия решения

Четвертый стиль – характеризует высокой степенью зрелости. В этой ситуации подчинённые могу и хотят нести ответственность. Здесь больше всего подходит стиль делегирования, а поведение руководителя может сочетать низкую степень ориентированности на задачу и не человеческие отношения этот стиль уместен в ситуациях со зрелыми исполнителями так – как подчинённые знают, что и как делать.

Критики данной модели полагает её несовершенство состоящее в том, что она не позволяет измерять уровень зрелости, упрощённое деление стилей на «давать указание», «провёл, участвовал», делегировать и неясность в отношении того, смогут ли руководители не практике вести себя с такой степенью гибкости, как требует модель.

Это модель концентрирует внимание на процесс принятия решений. По утверждению авторов имеются 5-ять стилей руководства, которые может использовать руководитель в зависимости от того, в какой степени подчинённым разрешается принимать участие в принятии решений. Эти стили следующие:

Вы сами решаете проблему или принимаете решение, используя имеющиеся у вас в данный момент информацию.

Вы получаете необходимую вам для принятия решения информацию от подчинённых и затем сами решаете проблему. Получая информацию, вы можете сказать и не сказать подчиненным, в чём состоит проблема. Роль ваших подчиненных в принятии решений – предоставление информации, а не поиск или оценка альтернативных решений.

Вы излагаете проблему индивидуально тем подчиненным, кого это касается, выслушивая их идеи и предложения, но не собираете их вместе в одну группу. Затем вы принимаете решения которые отражает или не отражает точку зрения ваши подчинённых.

Вы излагаете проблему группе ваших подчинённых и весь коллектив выслушивает все идеи и предложения. Затем вы принимаете решение, которое отражает или не отражает влияние ваших подчинённых.

Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных. Все вместе находите альтернативное решение и пытаетесь достичь согласия, относительно оптимального варианта. Ваша роль схожа с председательской. Вы не пытаетесь повилять на группу, чтобы она приняла «ваше» решение, а хотите принять решение, которое вся группа считает наиболее приемлемым.

Применение вышеуказанных стилей зависит от характеристик ситуации и решаемой проблемы.

Применение вышеуказанных стилей зависит от характеристик ситуации и решаемой проблемы.

Для оценки ситуации руководителем разработано 7 критериев, а также модель дерева решения.

Чтобы определить, какой из 5-и вышеперечисленных стилей подходят к конкретной ситуации, руководитель использует дерево решений.

Адаптивное руководство. Заключительные замечания.

К руководству необходимо подходить гибко. Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчинённых и свои собственные, природу задачи, потребности, полномочия и качество информации.

Очень не многие из тех, кто выбрал карьеру руководителя, согласны оставаться долгие годы на одной и той же работе. Многие активно стремятся к повышению должности с большой ответственностью. Руководитель, который выбрал определенный стиль лидерства и строго его придерживается, так как этот стиль хорошо зарекомендовал себя в прошлом, может оказаться неспособным осуществлять эффективное руководство в другой ситуации на более высоком посту.

Анализ ситуации может возникнуть если руководитель переведён из подразделения с высокоструктурированными задачами в подразделение с неструктурированными, творческими задачами.

Руководители, работающие не в своей стране должен хорошо сознавать культурные ограничения какого-то одного стиля руководства. Имеются огромное различие между стилями руководства, которые являются предпочтительными в разных странах.

Руководитель, который хочет работать эффективно, получить всё, что можно получить от подчинённых, не может позволить применять себе один и тот же стиль руководства на протяжении всей карьеры. Скорее всего руководители должны научится пользоваться всеми стилями, типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации. Эффективные руководители – это те, кто может вести себя по-разному в зависимости от требований обстановки.

Лидерство, как управление, является до некоторой степени искусством. В этом может и состоит «загадка» которую ученые не могут решить – т.е. стиль обосновать какую-то одну теорию лидерства. Теория лидерства основывается на ситуационном подходе, т.е. стиль выбранный руководителем должен соответствовать данной ситуации. Ситуация изменилась – изменился и стиль руководства

Заключение

В соответствии с тематическим планом в лекции рассмотрены функции менеджмента. Из рассмотренных вопросов второй вопрос является основным так как составляет теоретические основы предмета: законы и принципы менеджмента, которые имеют между собой честные гносеологические связи.

Разработал доцент кафедры

кандидат военных наук, старший научный сотрудник

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.